Новое в законодательстве Орловской области
7 ноября 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "Кредитал+", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
К числу основных задач Управления дополнительно отнесено участие в муниципальных мероприятиях, акциях, программах социальной направленности.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Скорректирована периодичность проведения обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц в зависимости от отнесения объектов надзора к одной из категорий риска. Для объектов надзора, отнесенных к категории высокого риска, проводится один обязательный профилактический визит в год, к категории значительного риска, - один визит в три года, к категории среднего риска, - один визит в пять лет. Ранее для объектов надзора, отнесенных к категории высокого риска, профилактические визиты не предусматривались, периодичность проведения обязательных профилактических визитов в отношении объектов надзора, отнесенных к категории значительного риска, составляла один визит в два года, к категории среднего риска, - один визит в три года.
По результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом акт контрольного (надзорного) мероприятия составляется только в случае выявления нарушений обязательных требований.
Уточнены полномочия структурных подразделений, входящих в состав Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области.
В частности, согласно изменениям, внесенным в постановление Правительства Орловской области от 18.03.2019 N 139 "Об утверждении Положения об административно-хозяйственном отделе Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области", отдел также участвует в организации строительства, реконструкции и ремонта объектов спорта; создании и содержании иных спортивных сооружений, находящихся в собственности Орловской области.
Изменениями, внесенными в Положение об Управлении труда и занятости Департамента, утвержденное постановлением Правительства Орловской области от 20.03.2019 N 146, к компетенции Управления дополнительно отнесено: обеспечение согласования общего объема контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям за счет бюджетных ассигнований областного и местного бюджетов до их утверждения и распределения между организациями, осуществляющими образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, расположенными на территории Орловской области, соответствующего муниципального образования; участие в определении перечня востребованных на рынке труда профессий, специальностей для прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами, женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятыми гражданами, которым назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, по направлению органов службы занятости.
С 1 января 2026 года расширяется компетенция Департамента. К ней относятся противодействие терроризму и экстремизму, обеспечение деятельности координационных и совещательных органов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, профилактики правонарушений.
В рамках новой сферы деятельности Департамент в том числе: обеспечивает составление и ежегодную актуализацию общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Орловской области для работы федеральных судов общей юрисдикции; осуществляет функции аппарата Антитеррористической комиссии в Орловской области, аппарата антинаркотической комиссии Орловской области; участвует в осуществлении проверок реализации муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и противодействия терроризму; разрабатывает меры по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению и распространению идеологии терроризма и экстремизма; составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий Департамента.
Департамент также будет осуществлять полномочия Губернатора Орловской области и Правительства Орловской области по мобилизационной подготовке и мобилизации, организовывать и выполнять мероприятия по мобилизационной подготовке и мобилизации Правительства Орловской области через Мобилизационное управление Департамента, мероприятия по мобилизационной подготовке и мобилизации Департамента.
ЖИЛИЩЕ
Внесены изменения в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Уточнено одно из условий предоставления выплаты - оба супруга или один родитель в неполной семье должны постоянно проживать на территории Орловской области не менее 5 лет на день признания семьи нуждающейся в жилом помещении.
В случае невозможности перечисления компенсационных выплат руководителям органов территориального общественного самоуправления главным распорядителем бюджетных средств в связи с приостановлением операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации города Орла лимиты бюджетных обязательств доводятся до Управления социальной поддержки населения, опеки и попечительства администрации города Орла. Управление осуществляет ежеквартальное перечисление компенсационных выплат на счета граждан в финансовых организациях. В данном случае к заявлению руководителя о предоставлении компенсации прилагается также заявление - согласие на передачу персональных данных третьей стороне.
Приведена форма заявления - согласия на передачу персональных данных третьей стороне.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
В Перечень включены коды: "Погашение бюджетом субъекта Российской Федерации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета в валюте Российской Федерации (бюджетные кредиты, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации, возврат которых осуществляется субъектом Российской Федерации с учетом списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (за счет средств дорожного фонда субъекта Российской Федерации)", "Увеличение финансовых активов за счет привлечения на единый счет бюджета субъекта Российской Федерации остатков средств на казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации", "Увеличение финансовых активов за счет привлечения на единый счет бюджета субъекта Российской Федерации остатков средств на единых счетах бюджетов государственных внебюджетных фондов, открытых органу управления территориальным государственным внебюджетным фондом", "Увеличение финансовых активов за счет привлечения на единый счет бюджета субъекта Российской Федерации остатков средств на казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения, открытых финансовому органу субъекта Российской Федерации".
Уточнено, что проект решения о бюджете города Орла на очередной финансовый год и плановый период представляется в городской Совет и Контрольно-счетную палату города Орла в первом чтении с пояснительной запиской к нему.
Установлен срок направления администрацией города Орла в городской Совет и Контрольно-счетную палату города Орла предложений администрации к проекту решения о бюджете города Орла с учетом предложений и замечаний, указанных в ходе рассмотрения проекта решения в первом чтении и по итогам публичных слушаний, - 2 рабочих дня после получения итогового документа публичных слушаний.
Общий объем доходов бюджета города Орла на 2025 год увеличен с 14286988,0 тыс. рублей до 14294377,0 тыс. рублей, общий объем расходов - с 15535763,3 тыс. рублей до 15543152,3 тыс. рублей.
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета города Орла на 2026 год сокращен с 12011939,7 тыс. рублей до 12002460,6 тыс. рублей, на 2027 год - с 11308300,2 тыс. рублей до 11297853,2 тыс. рублей. Общий объем расходов бюджета города Орла на 2026 год уменьшен с 12037577,2 тыс. рублей до 12028098,1 тыс. рублей, на 2027 год - с 11333937,7 тыс. рублей до 11323490,7 тыс. рублей.
Размер резервного фонда администрации города Орла на 2025 год увеличен с 20000,0 тыс. рублей до 26000,0 тыс. рублей.
Предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга на 2025 год сокращен с 88243,0 тыс. рублей до 20160,0 тыс. рублей.
Также уменьшен общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств за счет средств бюджета города Орла на 2025 год с 10264,2 тыс. рублей до 9524,2 тыс. рублей.
Величина значимости критерия оценки "Собственный вклад СО НКО и дополнительные ресурсы, привлекаемые на реализацию проекта, перспективы его дальнейшего развития", используемого при оценке заявок на получение субсидии, увеличена с 2% до 25%.
Установлено, что в случае невозможности перечисления субсидии главным распорядителем бюджетных средств (в связи с приостановлением операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации города Орла Управлением Федерального казначейства по Орловской области) заключается дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении субсидии в части замены стороны по обязательствам по перечислению субсидии на Управление социальной поддержки населения, опеки и попечительства администрации города Орла.
Получатель субсидии предоставляет администрации города Орла согласие на обработку персональных данных, а в случае перечисления субсидии Управлением дополнительно предоставляет заявление - согласие на передачу персональных данных третьей стороне.
Перечисление субсидии получателю осуществляется в срок не позднее 30-го рабочего дня, следующего за днем заключения соглашения о ее предоставлении, а не 10-го рабочего дня, как было предусмотрено ранее.
Скорректирована форма соглашения о предоставлении субсидии. Утверждены формы согласия на обработку персональных данных, заявления - согласия на передачу персональных данных третьей стороне.
В связи с приостановлением Управлением Федерального казначейства по Орловской области операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации города Орла установлено, что при невозможности перечисления учредителем субсидии на выполнение муниципального задания функции финансового обеспечения выполнения муниципального задания осуществляет структурное подразделение администрации города Орла на основании распоряжения администрации города Орла.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Уточнены единые для всех территориальных сетевых организаций на территории Орловской области стандартизированные тарифные ставки для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для заявителей, обратившихся к территориальным сетевым организациям с заявками на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства, на 2025 год.
Установлен тариф на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий для однотрансформаторных подстанций (за исключением РТП) мощностью от 250 до 400 кВА включительно блочного типа - 17608,42 руб./кВт.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Определен порядок персонифицированного учета детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.
Учет детей осуществляется путем создания реестровой записи о ребенке в соответствующем информационном ресурсе (автоматизированных информационных системах "Навигатор дополнительного образования детей Орловской области", "Мой спорт") образовательными организациями, расположенными на территории муниципальных образований Орловской области.
Принципами реализации персонифицированного учета являются: прозрачность механизмов учета; целостность и связанность данных учета; единая структура управления механизмами учета, в том числе с помощью информационных систем; управление системой дополнительного образования детей, основанное на данных учета.
Уточнены результаты реализации персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Орловской области: доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, к 2030 году составит не менее 77,3%; доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Орловской области, обеспеченных социальными сертификатами, к 2030 году составит 30%.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
К числу целевых индикаторов и показателей региональной программы "Плавание для всех" дополнительно отнесено количество бассейнов для плавания, созданных в муниципальных образованиях Орловской области в рамках реализации региональной программы, в том числе адаптированных для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В перечень мероприятий программы включены: проведение информационно-коммуникационной кампании по формированию среди обучающихся и их родителей культуры поведения на воде и популяризации плавания как жизненно необходимого навыка, в том числе освещение реализации программы "Плавание для всех" в региональных СМИ; организация ежегодного обучения детей первичным навыкам плавания в организациях отдыха детей и их оздоровления; строительство бассейнов в городе Орле и городе Болхове.