Новое в законодательстве Мурманской области

7 ноября 2025 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "Экономик Консультант", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Согласно внесенным изменениям уточнено, что к категории граждан, имеющих право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, относятся многодетные родители, имеющие трех и более детей, до достижения старшим ребенком возраста восемнадцати лет или возраста двадцати трех лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.

Внесенными изменениями в Закон Мурманской области от 06.07.2017 N 2159-01-ЗМО определено, что общественная палата возмещает расходы, связанные с осуществлением полномочий членов общественной наблюдательной комиссии Мурманской области, предусмотренных Федеральным законом от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", и оказывает содействие в материально-техническом и информационном обеспечении деятельности этой комиссии. Возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий членов общественной наблюдательной комиссии Мурманской области, осуществляется аппаратом Общественной палаты в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности Общественной палаты в текущем финансовом году, в порядке и размерах, установленных Правительством Мурманской области.

Утвержденный Порядок проведения плановых и внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области по осуществлению ими полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния определяет, что Министерство юстиции Мурманской области как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Мурманской области осуществляет контроль за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния (далее - государственные полномочия). Государственную регистрацию актов гражданского состояния непосредственно осуществляют структурные подразделения местных администраций - органы записи актов гражданского состояния. Плановые и внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению ими государственных полномочий проводятся уполномоченными государственными гражданскими служащими Министерства и осуществляются по месту нахождения органа местного самоуправления. Основанием проведения плановой проверки органов местного самоуправления является план проведения проверок деятельности органов местного самоуправления по исполнению ими государственных полномочий на соответствующий календарный год.

Признан утратившим силу приказ Министерства юстиции Мурманской области от 17.09.2019 N 118.

Внесены изменения в статью 54 "Порядок принятия решения об избрании Главы города Мурманска". Установлено, что Глава города Мурманска избирается Советом депутатов из числа кандидатов, представленных Губернатором Мурманской области. Совету депутатов города Мурманска для проведения голосования по избранию Главы города Мурманска Губернатором Мурманской области представляется не менее двух кандидатов. На заседании Совета перед голосованием по вопросу об избрании Главы города Мурманска каждому кандидату предоставляется право для краткого изложения своих биографических данных, программ. Депутаты Совета имеют право задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по представленной кандидатом программе, выступать в поддержку кандидата или против его кандидатуры. Обсуждение кандидатур прекращается по решению Совета депутатов. Также уточнено, что официальным опубликованием решения Совета, соглашения, заключаемого с участием Совета, считается первая публикация его полного текста в газете "Вечерний Мурманск" (регистрация в качестве средства массовой информации: серия ПИ N ТУ51-00393 от 23.11.2020). Дополнительным источником официального опубликования решений Совета, соглашений, заключаемых с участием Совета, является портал Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания Эл N ФС77-72471 от 05.03.2018).

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Внесенными изменениями в Положение о Министерстве развития Арктики и экономики Мурманской области, утвержденное постановлением Правительства Мурманской области от 24.02.2021 N 97-ПП, определено, что Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области является исполнительным органом Мурманской области, осуществляющим функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики Мурманской области в сферах рыбохозяйственного комплекса, в том числе переданных полномочий Российской Федерации в области использования водных биологических ресурсов. Также внесены изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Мурманской области, утвержденное постановлением Правительства Мурманской области от 18.04.2013 N 196-ПП. Определено, что для решения поставленных задач Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области осуществляет охрану водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах на территории Мурманской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Внесены изменения в раздел 2.5 "Финансовое обеспечение государственной программы" государственной программы Мурманской области "Государственное управление и гражданское общество", определен объем финансового обеспечения Аппарата Правительства Мурманской области в размере 6008260,7 рубля, для Министерства юстиции Мурманской области - в размере 4556256,1 рубля.

В соответствии со статьей 22 Закона Мурманской области от 13.10.2005 N 660-01-ЗМО "О государственной гражданской службе Мурманской области" утверждена методика проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и (или) по формированию кадрового резерва для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы в Министерстве региональной безопасности Мурманской области, определяющая порядок организации и проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и (или) по формированию кадрового резерва для замещения вакантных должностей гражданской службы в Министерстве региональной безопасности Мурманской области. Установлено, что основными задачами проведения конкурса в Министерстве региональной безопасности Мурманской области являются: обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к гражданской службе; обеспечение права государственных гражданских служащих государственных органов на должностной рост на конкурсной основе; формирование кадрового резерва Министерства для замещения вакантных должностей гражданской службы; отбор и формирование на конкурсной основе кадрового состава Министерства; совершенствование работы по привлечению и расстановке кадров. Также определено, что право на участие в конкурсе имеют граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы. Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня граждан (гражданских служащих), допущенных к участию в конкурсе, а также их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения соответствующих должностей гражданской службы. Конкурс проводится в два этапа, форма работы конкурсной комиссии - заседание. Основаниями для отказа в допуске ко второму этапу конкурса являются: несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины; несоответствие квалификационным требованиям к должности гражданской службы (уровень образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы гражданина (гражданского служащего) по специальности, направлению подготовки); установление обстоятельств, препятствующих в соответствии с действующим законодательством о гражданской службе поступлению гражданина на гражданскую службу.

Согласно внесенным изменениям в административный регламент предоставления муниципальной услуги "Установка информационной вывески, согласование дизайн-проекта размещения вывески" определено, что предоставление муниципальной услуги осуществляет комитет территориального развития и строительства администрации города Мурманска. При предоставлении муниципальной услуги комитет осуществляет взаимодействие через систему межведомственного электронного взаимодействия с: Публично-правовой компанией "Роскадастр" по Мурманской области в части получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости; Управлением Федеральной налоговой службы по Мурманской области в части получения выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра юридических лиц. Комитет обеспечивает предоставление муниципальной услуги в электронной форме посредством ЕПГУ, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача (направление) заявителю уведомления о согласовании установки информационной вывески, дизайн-проекта размещения вывески по форме согласно приложению N 1 к настоящему Регламенту; выдача (направление) заявителю решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по форме согласно приложению N 2 к настоящему Регламенту. Заявителю обеспечиваются по его выбору следующие способы получения результата предоставления муниципальной услуги: а) в виде бумажного документа лично в комитете или почтой; б) в виде электронного документа через личный кабинет на ЕПГУ.

Согласно внесенным изменениям в административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование такого разрешения" установлено, что предоставление муниципальной услуги осуществляет комитет территориального развития и строительства администрации города Мурманска. При предоставлении муниципальной услуги комитет осуществляет взаимодействие через систему межведомственного электронного взаимодействия с: Публично-правовой компанией "Роскадастр" по Мурманской области в части получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости; Управлением Федеральной налоговой службы по Мурманской области в части получения выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра юридических лиц; Управлением Федерального казначейства по Мурманской области в части получения сведений, подтверждающих информацию об уплате государственной пошлины, содержащих информацию о платежном документе. Комитет обеспечивает предоставление муниципальной услуги в электронной форме посредством ЕПГУ, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Также определено, что результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по форме согласно приложению N 1 к настоящему Регламенту; выдача решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по форме согласно приложению N 2 к настоящему Регламенту; выдача решения об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в случае обращения за аннулированием разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по форме согласно приложению N 6 к настоящему Регламенту. Заявителю обеспечиваются по его выбору следующие способы получения результата предоставления муниципальной услуги: а) в виде бумажного документа лично в комитете или почтой; б) через личный кабинет на ЕПГУ.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Изложенный в новой редакции административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и постановка на учет многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования город Мурманск" разработан в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги "Прием заявлений и постановка на учет многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования город Мурманск", создания комфортных условий для получателей муниципальной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении муниципальной услуги. С заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно вправе обратиться любой полностью дееспособный член многодетной семьи. Информирование о порядке и ходе предоставления муниципальной услуги осуществляют специалисты отдела по социальной поддержке комитета по социальной поддержке и охране здоровья администрации города Мурманска (далее - Комитет), а также сотрудники Государственного областного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области" (далее - ГОБУ "МФЦ МО"). Муниципальная услуга может предоставляться в ГОБУ "МФЦ МО" в части приема, регистрации и передачи в Комитет заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а также выдачи результата предоставления муниципальной услуги заявителю в соответствии с соглашением, заключенным между ГОБУ "МФЦ МО" и Комитетом. Срок предоставления муниципальной услуги составляет не более 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Согласно внесенным изменениям установлено, что объем средств на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Мурманск, увеличивается на сумму фактических расходов, рассчитанную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2025 N 540 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", за дни нахождения в служебных командировках, а также на выплату денежной компенсации за все неиспользованные отпуска в случае прекращения полномочий в связи с истечением их срока или в связи с досрочным прекращением полномочий.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Согласно внесенным изменениям установлено, что определение общего объема субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, попечительством граждан, на воспитании в приемных семьях, по выплате денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте 15 - 18 лет, имеющим ребенка (детей), по выплате денежных средств лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования, по выплате вознаграждения приемным родителям осуществляется в следующем порядке: показателями (критериями) распределения между муниципальными образованиями общего объема субвенции является наличие кредиторской задолженности по оплате проезда к месту лечения (отдыха) и обратно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, попечительством граждан, на воспитании в приемных семьях, возникшей до 1 января текущего года и (или) в текущем году. Также внесены изменения в Закон Мурманской области от 13.12.2007 N 927-01-ЗМО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований со статусом городского округа, муниципального округа и муниципального района отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних". Определено, что объем субвенции, предоставляемой местному бюджету на текущий финансовый год, может корректироваться в случае изменения норматива затрат на одного специалиста, занимающегося вопросами опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

В соответствии с пунктом 3 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлен на 2026 год коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Мурманской области, в размере 4,5.

Данный документ вступает в силу с 1 января 2026 года.

Изменены объемы финансирования региональной программы модернизация первичного звена здравоохранения, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 14.12.2020 N 875-ПП, до 3748526,6 тыс. рублей. Изложены в новой редакции: раздел III "Ресурсное обеспечение региональной программы" и таблица N 2 раздела VI "Организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи".

Изложены в новой редакции основные характеристики бюджета муниципального образования город Мурманск на 2025 год: прогнозируемый общий объем доходов в сумме 26094199246,92 тыс. рублей; общий объем расходов в сумме 27578760491,92 тыс. рублей; размер дефицита в сумме 1484561245,00 тыс. рублей. Также изложены в новой редакции: источники финансирования дефицита бюджета муниципального образования город Мурманск на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов; объем поступлений доходов бюджета муниципального образования город Мурманск на 2025 год; распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджета муниципального образования город Мурманск на 2025 год; распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджета муниципального образования город Мурманск на плановый период 2026 и 2027 годов; ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования город Мурманск на 2025 год.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Внесенными изменениями установлено, что умерщвление животных без владельцев, содержащихся в пунктах временного содержания, допускается не ранее чем на четырнадцатый день со дня размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о животном без владельца, поступившем в пункт временного содержания, в случае проявления животным немотивированной агрессивности, выявленной по результатам проведения освидетельствования в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом, за исключением случая, установленного подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Закона Мурманской области от 16.07.2019 N 2402-01-ЗМО.

ПРАВОСУДИЕ

Согласно внесенным изменениям в Закон Мурманской области от 11.06.2002 N 342-01-ЗМО определено, что штатное расписание аппарата мировых судей согласовывается с Советом судей Мурманской области и утверждается Губернатором Мурманской области по представлению уполномоченного органа. Также определено, что аппарат мирового судьи обеспечивает деятельность судьи по отправлению правосудия. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими Мурманской области. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Мурманской области. Работники аппарата мирового судьи также могут замещать должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Мурманской области.