Новое в законодательстве Пензенской области
7 ноября 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "Агентство Деловой Информации", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики Пензенской области является определение условий функционирования финансовой системы региона, приоритетов и перспектив ее развития в бюджетном цикле 2026 - 2028 годов исходя из обеспечения сбалансированности бюджета в долгосрочной перспективе.
Определено, что налоговая политика на среднесрочную перспективу, учитывая высокий уровень неопределенности во внешних факторах, ориентирована на создание условий для сбалансированного и устойчивого развития, направленного на повышение эффективности экономики и на укрепление финансовой основы исполнения всех обязательств государства перед гражданами.
Основной задачей бюджетной политики Пензенской области на 2026 - 2028 годы является достижение национальных целей развития в результате концентрации финансовых ресурсов на ключевых направлениях - повышение качества жизни и благосостояния граждан, снижение уровня бедности; реализация мероприятий в социально-культурной сфере, включая мероприятия по созданию современной инфраструктуры. Так, в 2026 году и в плановые периоды 2027 - 2028 годов в Пензенской области планируется: увеличить охват государственной социальной помощью на основании социального контракта нуждающихся граждан, в том числе в приоритетном порядке многодетных семей, участников СВО и членов их семей; обеспечить горячим питанием обучающихся начальных классов, льготных категорий детей (инвалиды, дети участников специальной военной операции, из малообеспеченных и многодетных семей), а также обучающихся профессиональных образовательных организаций; обеспечить путевками детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, одаренных детей, а также детей участников СВО в загородные, пришкольные лагеря, лагеря труда и отдыха, лагеря на Черноморском побережье; сохранить региональные меры налоговой поддержки для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся отдельными видами деятельности, заключивших концессионные соглашения с Российской Федерацией; осуществить субсидирование затрат субъектов деятельности в сфере промышленности по приобретению нового оборудования и предоставления льготных займов региональным Фондом развития промышленности.
С 2026 по 2030 год регионом планируется привлекать казначейские инфраструктурные кредиты - новый вид заемного финансирования проектов, также направленных на обновление коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на территории городских округов.
В плановом периоде предстоит осуществить: существенные преобразования сложившейся в регионе системы межбюджетных отношений, включая выбор системы организации местного самоуправления (одноуровневая, двухуровневая, смешанная системы); выработку подходов к перераспределению муниципальных полномочий и их финансовому обеспечению, включая оценку стоимости полномочий, регулирование нормативов отчислений от налоговых и неналоговых доходов, выравнивание бюджетной обеспеченности и софинансирование местных полномочий; разработку на региональном и местном уровнях нормативной базы, обеспечивающей реализацию Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти".
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В Указе Губернатора Пензенской области "О назначении на должности государственной гражданской службы в Правительстве Пензенской области без проведения конкурса" уточнено, что в Правительстве Пензенской области в 2025 и 2026 годах конкурс также не проводится при назначении на должность "главный специалист-эксперт отдела по взаимодействию с общественными объединениями и политическими партиями Управления внутренней политики".
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
В приказе Министерства государственного имущества Пензенской области "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Пензенской области зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест" скорректированы значения кадастровой стоимости отдельных объектов, расположенных в ЗАТО городе Заречном, Каменском и Малосердобинском муниципальных районах.
Так, государственная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 58:34:0010134:315 снижена до 7460878,87 руб.
ЖИЛИЩЕ
Из регламента исключены положения, характеризовавшие требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также их должностных лиц. Кроме того, исключена форма книги учета заявлений граждан, уволенных с военной службы, о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Увеличены базовые оклады ветеринарных работников, руководителей, специалистов, служащих, рабочих государственных бюджетных учреждений ветеринарии Пензенской области, а также базовые оклады руководителей структурных подразделений, специалистов и рабочих, единые для всех государственных бюджетных учреждений ветеринарии Пензенской области, не объединенные в квалификационные группы. Так, базовый оклад ветеринарного фельдшера увеличен до 6979 руб., инспектора по кадрам - до 5517 руб., заведующего участковой ветеринарной лечебницей - до 8891 руб.
Документ действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
Увеличены размеры окладов рабочих, размеры должностных окладов руководителей структурных подразделений, специалистов и служащих, размеры должностных окладов работников, относящихся к категории основного персонала, не отнесенных к профессиональным квалификационным группам. Так, например, размер оклада рабочих, должности которых отнесены к профессиональной квалификационной группе "Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня" (дворник, вахтер, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий) и имеющих 1 квалификационный уровень, увеличен до 15965 руб., размер должностного оклада заместителя директора филиала увеличен до 29780 руб.
Документ действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
Скорректированы должностные оклады руководителям организаций. Так, по 1 группе оплаты труда руководителей должностной оклад увеличен до 76900 руб., по 2 группе - до 72377 руб., по 3 группе - до 67853 руб.
Помимо этого, актуализированы размеры должностных окладов руководителей структурных подразделений, специалистов и служащих, размеры окладов рабочих, размеры должностных окладов работников, не отнесенных к профессиональным квалификационным группам. К примеру, для агента по снабжению и кассира, отнесенных к профессиональной квалификационной группе "Служащие первого уровня" 1 квалификационного уровня, размер должностного оклада увеличен до 13962 руб.
Документ действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
Увеличены размеры должностных окладов: по профессиональным квалификационным группам должностей руководителей, специалистов и служащих; по профессиональным квалификационным группам должностей работников геологии и разведки недр; по профессиональным квалификационным группам должностей работников сферы научных исследований и разработок; по должностям, не отнесенным к профессиональным квалификационным группам; по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих.
Так, размер должностного оклада инспектора по кадрам, секретаря руководителя увеличен до 10266 руб., геодезиста I категории, картографа I категории - до 18858 руб., инженера по землеустройству II категории - до 18489 руб.
Увеличены размеры должностных окладов руководителей образовательных организаций в зависимости от группы по оплате труда руководителей. Так, для 1 группы по оплате труда руководителей размер должностного оклада увеличен до 76811 руб. в месяц, для 2 группы по оплате труда - до 71770 руб. в месяц, для 3 группы - до 66994 руб. в месяц.
Кроме того, увеличены: рекомендуемые оклады руководителей структурных подразделений образовательных организаций по профессиональной квалификационной группе должностей руководителей структурных подразделений; рекомендуемые оклады специалистов и служащих из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных организаций по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих; рекомендуемые оклады прочих работников образовательных организаций из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих. Например, для работников, занимающих должности первого квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы "Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня" (гардеробщик; грузчик; дворник; садовник и др.), рекомендуемый размер оклада увеличен до 13 159 руб.
Документ действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
Термин "предоставление государственных и иных услуг в области содействия занятости населения" заменен на термин "предоставление мер государственной поддержки и дополнительных услуг в области содействия занятости населения". Соответствующие изменения внесены в текст Порядка.
Кроме того, актуализирована форма заявки на проведение выездного обслуживания.
Установлено, что отнесение учреждения к группе по оплате труда руководителей производится с учетом сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения.
Отнесение конкретного учреждения к группе по оплате труда руководителей проводится по балльной системе. Учреждения получают баллы по ряду объективных критериев: количество коек, штатная численность персонала, наличие и состав объектов коммунальной инфраструктуры, число получателей услуг, а также охват муниципальных районов и городских округов (для отдельных типов организаций). На основании суммы баллов учреждение относят к одной из пяти групп по оплате труда - от 1-й (13 баллов и выше) до 5-й (1 - 3 балла).
Процедура определения групп носит ежегодный характер и четко регламентирована по срокам. До 20 декабря учреждения представляют в Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области подтверждающие документы. До 25 декабря профильные подразделения Министерства анализируют материалы и готовят предложения. До 31 декабря отдел планово-экономической работы обеспечивает разработку и согласование проекта приказа об утверждении групп.
Для отдельных ситуаций установлены специальные правила: для вновь созданных учреждений группа определяется на срок до одного года исходя из плановых показателей; для реорганизованных - с момента завершения реорганизации; учреждениям на капитальном ремонте сохраняется прежняя группа на весь срок работ.
Увеличены в 1,076 раза размеры должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих, а также размеры ежемесячной доплаты за классный чин муниципальным служащим в органах местного самоуправления города Пензы. Соответствующие коррективы внесены в решение Пензенской городской Думы от 25.10.2019 N 34-4/7 "Об утверждении Положения "О порядке установления должностных окладов, надбавок к должностным окладам, осуществления премий и иных выплат лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим в органах местного самоуправления города Пензы". Так, месячный должностной оклад Главе города Пензы, Председателю Пензенской городской Думы увеличен до 39885 руб., специалисту администрации города Пензы, аппарата Пензенской городской Думы, Контрольно-счетной палаты города Пензы, иного органа местного самоуправления Пензы - до 6356 руб. Размер ежемесячной доплаты за классный чин "Действительный муниципальный советник" 1 класса увеличен до 9407 руб., за классный чин "Секретарь муниципальной службы" 1 класса - до 2978 руб.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Установлено, что предельный срок пребывания в пункте временного размещения и питания может быть продлен для прибывших лиц без права повторного размещения в пунктах временного размещения и питания до получения ими соответствующих документов, необходимых для возвращения на постоянное место жительства, или в случае утраты жилого помещения для осуществления социальной адаптации, дающих право на осуществление трудовой деятельности и дальнейшее самостоятельное проживание в обществе, но не более чем на 6 месяцев.
Также определено, что в случае отказа гражданина от получения уведомления о прекращении пребывания в пункте временного размещения и питания на этом уведомлении делается соответствующая запись и одновременно указывается, что такой гражданин и (или) члены его семьи извещены устно о прекращении пребывания в пункте временного размещения и питания.
Установлено, что получение информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется в том числе посредством модуля Комплексной системы предоставления государственных и муниципальных услуг Пензенской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Пензенской области".
Актуализированы формы заявлений о предоставлении государственной услуги.
Кроме того, исключены нормы, определявшие состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, формы контроля за предоставлением государственной услуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, а также их должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих, работников.
Уточнено, что получение информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется также посредством модуля Комплексной системы предоставления государственных и муниципальных услуг Пензенской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Пензенской области".
Признаны утратившими силу нормы, определявшие состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, формы контроля за предоставлением государственной услуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, а также их должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих, работников.
К показателям доступности предоставления государственной услуги отнесена также возможность парковки транспортных средств к зданиям Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, уполномоченных органов.
Исключены нормы, определявшие состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также их должностных лиц.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
В постановлении Правительства Пензенской области "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований Пензенской области" актуализирована нормативная правовая база.
Скорректированы правила формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований Пензенской области.
Из перечня информации, которую должно содержать соглашение о предоставлении субсидии, исключены:
- обязательства муниципального образования по выполнению установленных требований к качеству и доступности предоставляемых муниципальных услуг - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование расходных обязательств по оказанию муниципальных услуг, а также обязательства муниципального образования по соблюдению графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности муниципального образования в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства муниципальной собственности муниципального образования;
- обязательства муниципального образования по согласованию с соответствующими исполнительными органами государственной власти Пензенской области - главными распорядителями средств бюджета Пензенской области в случаях, предусмотренных законами Пензенской области, муниципальных программ, софинансируемых за счет средств бюджета Пензенской области, и внесение в них изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей муниципальных программ и (или) изменение состава мероприятий указанных программ, на которые предоставляются субсидии.
Установлено, что актуализированные правила распространяются на правоотношения, возникающие при составлении и исполнении бюджета Пензенской области и бюджетов муниципальных образований, начиная с бюджетов на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов.
Актуализирована нормативная правовая база документа.
Установлено, что прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды больше не включают в себя расходы на оплату налогов, сборов. В связи с этим скорректирована форма расчета объема нормативных затрат на выполнение государственным учреждением государственных работ и нормативных затрат на содержание имущества.
Перечень, утвержденный приказом Министерства финансов Пензенской области "Об утверждении перечня кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Пензенской области, органы управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения", дополнен кодом 5801 810 "Погашение бюджетом Пензенской области задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета (бюджетные кредиты, предоставленные бюджету Пензенской области, возврат которых осуществляется с учетом списания задолженности Пензенской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (за счет средств дорожного фонда Пензенской области)".
В перечень целевых статей расходов бюджета Пензенской области включены расходы на: текущий ремонт входной группы (дебаркадера) ГБУЗ "Клиническая больница N 6 им. Г.А. Захарьина"; реализацию программы комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации "Регион для молодых" (приобретение оборудования, проведение мероприятий) за счет средств бюджета Пензенской области, а также другие расходы.
В перечень мероприятий, в целях реализации которых предоставляется субсидия, включены расходы на уплату налога на имущество и содержание служебных жилых помещений для медицинских работников.
В перечень мероприятий, в целях реализации которых предоставляется субсидия, включены расходы, связанные с организацией оказания специализированной медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации государственными медицинскими организациями Пензенской области в период проведения специальной военной операции, за счет средств резервного фонда Правительства Пензенской области.
Установлено, что право осуществления муниципальных заимствований от имени города Пензы принадлежит администрации города Пензы.
Кроме того, актуализирована нормативная правовая база документа.
Скорректированы отдельные характеристики бюджета города Пензы на 2025 год: общий объем доходов увеличен до 22718460,57255 тыс. руб., общий объем расходов - до 22299022,18397 тыс. руб. Уточнены основные характеристики бюджета города Пензы на плановый период 2026 и 2027 годов.
Кроме того, актуализированы: источники финансирования дефицита бюджета города Пензы; объем безвозмездных поступлений в бюджет; распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета города Пензы; ведомственная структура расходов бюджета города Пензы; распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, подгруппам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов бюджета города Пензы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Установлено, что информация, связанная с проведением отбора также размещается Главным распорядителем бюджетных средств (Администрацией города Пензы) на своем официальном сайте в сети "Интернет" (https://penza-gorod.ru).
Определено, что проведение отбора осуществляется Главным распорядителем бюджетных средств в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" с использованием Портала предоставления мер финансовой государственной поддержки. Обеспечение доступа к системе "Электронный бюджет" осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". При проведении отбора взаимодействие Главного распорядителя бюджетных средств, а также конкурсной комиссии с участниками отбора осуществляется с использованием документов в электронной форме в системе "Электронный бюджет".
Также уточнено, что Грант предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Главным распорядителем бюджетных средств и победителем отбора в соответствии с типовой формой для соответствующего вида субсидии, утвержденной Финансовым управлением города Пензы. Не позднее 10 рабочего дня, следующего за днем подписания протокола подведения итогов отбора, Главный распорядитель бюджетных средств формирует соглашение и подписывает его с победителем отбора.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С 1 сентября 2026 года внесены коррективы в Правила ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Пензенской области, утвержденные Постановлением Правительства Пензенской области от 27.01.2022 N 55-пП, и Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения Пензенской области (далее - Порядок), утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 07.10.2024 N 775-пП, в части замены термина "оценка технического состояния" термином "диагностика (оценка технического состояния)".
Кроме того в Правилах ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Пензенской области уточнено, что диагностика (оценка технического состояния) автомобильных дорог проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (ранее - оценка проводилась в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации).
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Уточнено, что одной из задач программы является выполнение мероприятий по организации внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи для обеспечения выполнения критериев оценки качества, основанных на клинических рекомендациях "Хронический вирусный гепатит C", одобренных Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Также в план мероприятий программы включено мероприятие "внедрение в каждой медицинской организации клинических рекомендаций "Хронический вирусный гепатит C", одобренных Министерством здравоохранения Российской Федерации".
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Наименование решения изменено на следующее: "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы решений Пензенской городской Думы, проектов решений Пензенской городской Думы, постановлений Председателя Пензенской городской Думы, проектов постановлений Председателя Пензенской городской Думы, имеющих нормативный характер".
Уточнено, что антикоррупционная экспертиза проводится также в отношении постановлений Председателя Пензенской городской Думы, проектов постановлений Председателя Пензенской городской Думы, имеющих нормативный характер. Соответствующие изменения внесены в текст документа.
Установлено, что в случае выявления в проектах постановлений Председателя Пензенской городской Думы положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, готовится заключение, которое подписывается начальником юридического отдела Пензенской городской Думы и направляется Председателю Пензенской городской Думы. После устранения замечаний, указанных в заключении, проект постановления Председателя Пензенской городской Думы вновь проходит процедуру согласования и при отсутствии замечаний со стороны согласовывающих лиц направляется Председателю Пензенской городской Думы для подписания.
Также определено, что не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы решений Пензенской городской Думы, проектов решений Пензенской городской Думы, постановлений Председателя Пензенской городской Думы, проектов постановлений Председателя Пензенской городской Думы: гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость; международными и иностранными организациями; иностранными агентами, а также иными лицами.
Уточнено, что руководитель органа местного самоуправления может принять решение о включении в состав комиссии представителя общественного совета, образованного при органе местного самоуправления.
К основаниям для проведения заседания комиссии отнесено уведомление муниципального служащего о возникновении не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
Установлено, что по итогам рассмотрения указанного уведомления комиссия принимает одно из следующих решений:
- признать наличие причинно-следственной связи между возникновением не зависящих от муниципального служащего обстоятельств и невозможностью соблюдения им требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
- признать отсутствие причинно-следственной связи между возникновением не зависящих от муниципального служащего обстоятельств и невозможностью соблюдения им требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.