Новое в законодательстве Алтайского края

28 ноября 2025 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "ЮРКОМП", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Установлено, что денежные поощрения, в том числе предусмотренные статьей 11 закона Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае", не входят в систему оплаты труда муниципальных служащих.

Знак "Отличник муниципальной службы города Барнаула" изготавливается из латунного сплава с гальванической обработкой серебристого цвета с последующим патинированием (старением) поверхности. Знак имеет округлую форму диаметром 32 мм. В центре знака расположен герб города Барнаула со статусной короной (на коронованном щите), лентой и щитодержателями. По окружности знака расположена надпись "Отличник муниципальной службы". Знак крепится к одежде при помощи булавки или цанги. Знак с удостоверением укладывается в футляр. Единовременным денежным поощрением администрации города поощряются муниципальные служащие за добросовестное исполнение должностных обязанностей и профессиональные достижения, активное участие в подготовке и проведении мероприятий, организуемых органами местного самоуправления.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В Постановлении "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Формирование современной городской среды" расширен перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

В Приказе "Об утверждении Положения об оплате труда руководителей краевых государственных казенных учреждений, подведомственных Министерству социальной защиты Алтайского края" установлено, что среднемесячная заработная плата работников и руководителя учреждения определяется в соответствии с пунктом 20 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2025 N 540. При возникновении нарушений исполнительской и трудовой дисциплины производится уменьшение размера выплат за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ за каждое такое нарушение в течение месяца, в котором вынесено дисциплинарное взыскание, в случае если дисциплинарный проступок повлиял на интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ. При этом уменьшение размера указанных выплат не может приводить к уменьшению размера месячной заработной платы более чем на 20%.

В Приказ "Об утверждении Положения об оплате труда работников краевых государственных казенных учреждений, подведомственных Министерству социальной защиты Алтайского края" внесены изменения. Среднемесячная заработная плата работников и руководителя учреждения определяется в соответствии с пунктом 20 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2025 N 540. Применение персонального повышающего коэффициента не образует нового оклада (должностного оклада) и не учитывается при начислении компенсационных и стимулирующих выплат и иных повышающих коэффициентов, за исключением выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент). Размер выплаты по персональному повышающему коэффициенту к окладу (должностному окладу) определяется путем умножения размера оклада (должностного оклада) на установленный коэффициент.

Скорректировано Постановление "О системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи". В частности, к окладам медицинских работников учреждения устанавливаются повышающие коэффициенты: за уровень образования; за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, несовершеннолетними, склонными к суицидальным проявлениям, - 1,2. Увеличены размеры минимальных рекомендуемых окладов педагогических и медицинских работников, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала учреждений.

В Постановлении "Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников централизованных бухгалтерий органов местного самоуправления города Барнаула" скорректированы размеры должностных окладов работников.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

В Указе "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения, подтверждающего статус многодетной семьи" установлено, что подтверждение статуса многодетной семьи по месту требования может осуществляться также с использованием сведений, предусмотренных пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2024 N 1725-р. Для выдачи удостоверения один из родителей (опекунов, попечителей) обращается с заявлением о выдаче удостоверения, подтверждающего статус многодетной семьи, по форме, утвержденной Министерством социальной защиты Алтайского края, в краевое государственное казенное учреждение управление социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району (округу) по месту жительства (пребывания) семьи. Заявитель вправе обратиться за выдачей удостоверения на бумажном носителе или получить его в форме электронного документа. К заявлению прилагаются следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, удостоверяющий личность представителя заявителя и его полномочия (в случае подачи заявления представителем заявителя); документ, содержащий сведения о рождении ребенка (детей), выданный компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык (при регистрации акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации); документ, содержащий сведения о заключении (расторжении) брака, выданный компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык (при регистрации акта гражданского состояния за пределами Российской Федерации); фотографии родителей (единственного родителя) (опекунов (опекуна), попечителей (попечителя)) размером 3 x 4 см в количестве и в соответствии с требованиями, установленными Минсоцзащитой Алтайского края (в случае выбора получения удостоверения на бумажном носителе); справка, подтверждающая факт обучения ребенка (детей) старше 18 лет в общеобразовательных организациях либо образовательных организациях профессионального или высшего образования по очной форме обучения (в случае обучения ребенка (детей) старше 18 лет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность); соглашение между родителями о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети (при наличии); решение суда об определении места жительства несовершеннолетних детей (в случае, если брак между родителями расторгнут).

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Признано утратившим силу Постановление Администрации Алтайского края от 30.01.2013 N 37 "Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных организациях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования".

В Постановление "Об утверждении порядков предоставления из краевого бюджета субсидий и грантов на поддержку сельскохозяйственного страхования и малых форм хозяйствования" внесены изменения. Предусмотрено, что объявление о проведении отбора, содержащее информацию о сроках проведения отбора, датах и времени начала подачи и окончания приема заявок (при этом дата окончания приема заявок не может быть ранее 10-го календарного дня, следующего за днем размещения объявления о проведении отбора), наименовании, месте нахождения, почтовом адресе, адресе электронной почты Министерства и иные сведения, размещается в системе "Электронный бюджет" не позднее 1 октября текущего финансового года. Способом предоставления грантов является финансовое обеспечение части затрат грантополучателя, не возмещаемых ему в рамках иных направлений государственной поддержки, предусмотренных Государственной программой, и связанных с реализацией проекта "Агропрогресс" или представленного заявителем в Министерство и отобранного региональной комиссией по отбору проектов проекта грантополучателя. Гранты предоставляются на основании решения региональной комиссии по отбору проектов по результатам конкурсного отбора заявителей. Гранты на развитие материально-технической базы и гранты на развитие семейной фермы предоставляются не более двух раз. Повторное получение гранта на развитие семейной фермы, гранта на развитие материально-технической базы, гранта "Агропрогресс" соответствующими категориями получателей гранта возможно при условии реализации в полном объеме взятых обязательств по проекту, на который ранее были получены средства гранта, и достижения плановых показателей деятельности, но не ранее чем через 36 месяцев с даты получения предыдущего гранта. Результатами предоставления гранта являются: для получателей гранта на развитие материально-технической базы - обеспечено развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива в целях увеличения объема выручки от реализации сельскохозяйственной и (или) пищевой продукции (единиц); для получателей гранта на развитие семейной фермы - обеспечена реализация проекта семейной фермы, направленного на увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции (единиц); для получателей гранта "Агропрогресс" - обеспечена реализация проекта "Агропрогресс", направленного на увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции (единиц).

В Постановлении "О мерах по реализации закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" установлено, что в случае использования при расчете денежных эквивалентов мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012 и рассчитанных на месяцы календарного года, для льготополучателей, оплата за соответствующую услугу которыми осуществляется в течение отопительного периода, указанные нормативы применяются с использованием переводного коэффициента 1,714.

В отношении субсидий, источником финансового обеспечения расходных обязательств Алтайского края по предоставлению которых являются в том числе средства федерального бюджета, принятие главными распорядителями средств краевого бюджета решений о наличии потребности в использовании остатков субсидии или о возврате остатков субсидии осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных соответствующими правилами предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Решение о наличии потребности в использовании остатков субсидии или о возврате остатков субсидии принимается главным распорядителем средств краевого бюджета в форме правового акта, который должен содержать: код классификации расходов краевого бюджета по предоставлению субсидии, указанный в соглашении о предоставлении субсидии; наименование и идентификационный номер налогоплательщика - получателя субсидии; реквизиты соглашения о предоставлении субсидии; размер остатка субсидии; размер остатка субсидии, в отношении которого потребность в его использовании подтверждена, и (или) размер остатка субсидии, в отношении которого потребность в его использовании не подтверждена; решение о наличии потребности в использовании остатков субсидии или о возврате остатков субсидии с указанием обоснования для его принятия. В целях согласования проекта решения о наличии потребности в использовании остатков субсидии главный распорядитель средств краевого бюджета не позднее 3 рабочих дней со дня его подготовки направляет посредством государственной информационной системы Алтайского края "Единая система электронного документооборота Алтайского края" в Министерство финансов Алтайского края: проект решения о наличии потребности в использовании остатков субсидии с приложением всех необходимых документов; пояснительную записку с указанием причин возникновения остатков субсидии.

Уточнен Приказ "Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления из краевого бюджета субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство образования и науки Алтайского края осуществляет функции и полномочия учредителя". Установлено, что целевые субсидии предоставляются учреждениям на следующие цели: на проведение капитального ремонта учреждений, сноса объектов недвижимого имущества, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе по строительному контролю и (или) авторскому надзору за работами; проведение работ по обследованию технического состояния объектов, подлежащих сносу или ремонту, выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной (сметной) документации для сноса, ремонта объектов недвижимого имущества, а также проведение государственной экспертизы указанной проектной документации, результатов указанных инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости; результатом предоставления целевой субсидии является количество отремонтированных объектов недвижимого имущества, количество снесенных объектов недвижимого имущества, количество подготовленной проектной (сметной) документации по сносу, ремонту объектов недвижимого имущества, количество подготовленных комплектов документов (проектов, локальных сметных расчетов, заключений), количество оказанных услуг (выполненных работ).

Предусмотрено, что налоговые ставки земельного налога установлены в следующих размерах от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации 0,3 процента в отношении земельных участков: не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за исключением некоторых земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Документ вступает в силу с 1 января 2026 года.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Определены предельные максимальные тарифы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении скорыми поездами 7001 - 7098 нумерации, оказываемые акционерным обществом "Алтай-Пригород". Коэффициенты 1,2 - 2,0 к утвержденным тарифам за проезд в вагоне I класса, для проезда в вагоне I класса повышенной комфортности (бизнес-класса).

Документ вступает в силу с 01.01.2026.

Признано утратившим силу Решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 12.11.2024 N 200 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении скорыми поездами, оказываемые акционерным обществом "Алтай-Пригород".

Определены предельные максимальные тарифы на услуги по межзонной перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении поездами 6001 - 6998 нумерации, оказываемые акционерным обществом "Алтай-Пригород". Установлены коэффициенты 1,0 - 2,0 к установленным тарифам, за проезд в скорых пригородных поездах 7101 - 7498 нумерации. Утвержден экономически обоснованный тариф на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в размере 4,270 рублей за один пассажирокилометр с учетом налога на добавленную стоимость 0 процентов.

Документ вступает в силу с 01.01.2026.

Признано утратившим силу Решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 12.11.2024 N 199 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, оказываемые акционерным обществом "Алтай-Пригород".

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Основной целью региональной программы является снижение смертности от новообразований до 225,0 случая на 100 тыс. населения Алтайского края к 2030 году за счет их раннего выявления, профилактики, своевременной диагностики и лечения, внедрение новых технологий и реабилитации. Исполнение мероприятий региональной программы позволит достичь к 2030 году следующих результатов: снижение смертности от новообразований, в том. числе от злокачественных, на 100 тыс. населения до уровня 226,1; увеличение доли ЗНО, выявленных на I стадии, от общего числа случаев ЗНО визуальных локализаций, до 61,2%; увеличение доли лиц, живущих 5 и более лет с момента установления диагноза ЗНО, до 72,6%; снижение одногодичной летальности больных с ЗНО (умерли в течение первого года с момента установления диагноза из числа больных, впервые взятых на учет в предыдущем году) до 15,7%; увеличение доли лиц, прошедших обследование в соответствии с индивидуальным планом ведения в рамках диспансерного наблюдения, из числа онкологических больных, завершивших лечение, до 90,0%.

В Приказе "Об организации оказания медицинской помощи пациентам с нарушением репродуктивной функции" установлено, что лечащий врач направляет пациента на консультацию к специалисту КГБУЗ "АККПЦ" с целью оценки проведенных на 1 этапе по рекомендации специалиста КГБУЗ "АККПЦ" диагностических и иных исследований и выявления необходимости дообследования либо готовности пациента к проведению ЭКО и подготовки пакета документов. Если проведенное лечение, включая лапароскопическую и гистероскопическую коррекцию, стимуляцию овуляции и терапию мужского фактора бесплодия, а также выполнение рекомендаций специалистов КГБУЗ "АККПЦ" признано неэффективным (отсутствие беременности в течение 12 месяцев), пациенты направляются на лечение с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. Женщины 35 лет и старше направляются на лечение с использованием вспомогательных репродуктивных технологий в срок не позднее 6 месяцев с даты начала лечения.