Новое в законодательстве Алтайского края
7 ноября 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "ЮРКОМП", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
- КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
- ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
- ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
- СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
- ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
- ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
- ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Согласно внесенным изменениям установлено, что в случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка. Решением Избирательной комиссии Алтайского края, принятым по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, полномочия территориальной комиссии могут быть прекращены досрочно в случае изменения административно-территориального устройства Алтайского края, повлекшего упразднение административно-территориальной единицы, либо в случае преобразования соответствующего муниципального образования.
Определен порядок рассмотрения комиссиями обращений. Обращения, в том числе жалобы, граждан, их объединений, иных организаций и их должностных лиц рассматриваются комиссиями в соответствии с установленной федеральным законом, компетенцией в порядке, установленном Федеральным законом. Обращение в комиссию может быть подано в письменной форме, а в Избирательную комиссию Алтайского края - в форме электронного документа с использованием официального сайта комиссии в информационно-коммуникационной сети "Интернет" после прохождения заявителем идентификации и аутентификации посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" или иных информационных систем государственных органов или органов местного самоуправления, обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию заявителей. Иные комиссии, в которые может быть направлено обращение в форме электронного документа, а также способы направления обращений в форме электронного документа в комиссии и порядок их обработки комиссиями определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Публичные слушания могут проводиться на всей территории муниципального образования для обсуждения с участием жителей муниципального образования проектов муниципальных правовых актов по вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Публичные слушания проводятся по инициативе: представительного органа муниципального образования; главы муниципального образования; главы местной администрации; жителей муниципального образования. Порядок выдвижения и оформления инициативы жителей муниципального образования о проведении публичных слушаний, включая требование к численности инициативной группы, устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. При этом численность инициативной группы не может быть менее 20 и более 50 человек. Решение (постановление) о назначении публичных слушаний (об отказе в назначении публичных слушаний) принимается представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования в течение 10 дней с момента поступления инициативы проведения публичных слушаний. Решение (постановление) о назначении публичных слушаний, проект муниципального правового акта, вынесенный на обсуждение, подлежат обнародованию в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Публичные слушания должны быть проведены не ранее чем через 10 дней со дня обнародования решения (постановления) о назначении публичных слушаний. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению представительным органом муниципального образования при рассмотрении проектов муниципальных правовых актов.
На основании части 2 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" установить, что: глава городского округа - города Барнаула Алтайского края избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных Губернатором Алтайского края; глава городского округа, муниципального округа, муниципального района, органы местного самоуправления которого наделены пятью и более государственными полномочиями, избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных Губернатором Алтайского края; глава городского округа, муниципального округа, муниципального района, органы местного самоуправления которого наделены менее чем пятью государственными полномочиями, в соответствии с уставом муниципального образования избирается одним из следующих способов: на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных Губернатором Алтайского края; представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, проводимого в порядке, устанавливаемом представительным органом муниципального образования; иные способы.
Порядком проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района, муниципального округа, городского округа Алтайского края, органы местного самоуправления которого наделены отдельными государственными полномочиями, устанавливаемым представительным органом муниципального района, муниципального округа, городского округа, должны быть предусмотрены требования к уровню профессионального образования, профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Документ вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования.
Признан утратившим силу Закон Алтайского края от 27.11.2014 N 92-ЗС "О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края".
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Расширены полномочия уполномоченного исполнительного органа Алтайского края в сфере образования. К полномочиям также относятся: организация проведения образовательными организациями Алтайского края государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации; осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Закон Алтайского края от 01.11.2025 N 77-ЗС
"О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края"
В Законе "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае" определены полномочия уполномоченного исполнительного органа Алтайского края. К полномочиям уполномоченного исполнительного органа Алтайского края в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся: осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, которые не находятся под управлением государственных бюджетных учреждений; ведение государственных кадастров особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения; организация подготовки материалов для внесения сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения в государственный кадастр недвижимости; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, участие в согласовании документов территориального планирования, в том числе связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий краевого значения; иные полномочия.
В Закон "Об охране зеленых насаждений в Алтайском крае" внесены изменения. В частности, Уполномоченный исполнительный орган Алтайского края в сфере лесных отношений осуществляет следующие полномочия: участвует в проведении государственной политики и правовом регулировании в области охраны зеленых насаждений на земельных участках, находящихся в государственной собственности Алтайского края, за исключением охраны зеленых насаждений, находящихся в границах ОЭЗ ТРТ; осуществляет иные полномочия в пределах компетенции уполномоченного органа в сфере лесных отношений, установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Алтайского края.
В Законе "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов" определен порядок использования дополнительных средств краевого бюджета для осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Использование дополнительных средств краевого бюджета исполнительным органом Алтайского края, осуществляющим в соответствии со статьей 33 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 6 Федерального закона "О животном мире" переданные полномочия Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей в соответствии с частью 4 статьи 42 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для исполнения переданных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита краевого бюджета в случае превышения нормативов, предусмотренных Методикой определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и их распределения между субъектами Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 171, и недостаточности средств единой субвенции из федерального бюджета, предоставляемой бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке.
В Постановление "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления" внесены изменения. В частности, обязательные профилактические визиты в отношении объектов регионального государственного контроля в зависимости от присвоенной категории риска должны проводиться со следующей периодичностью: категория среднего и умеренного риска - периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 25 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. В отношении объектов регионального государственного контроля, отнесенных к категории низкого риска, обязательные профилактические визиты не проводятся. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ и проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор". Профилактический визит проводится по инициативе уполномоченного органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
В перечень услуг включены: наименование муниципальной услуги, для предоставления которой необходимо получение услуги, являющейся необходимой и обязательной; наименование необходимой и обязательной услуги.
Признано утратившим силу Решение городской Думы от 08.11.2024 N 406 "Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг на территории города Барнаула".
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Установлено, что компенсационная выплата предоставляется гражданам, указанным в Законе "О случаях и порядке предоставления в собственность бесплатно земельных участков на территории Алтайского края отдельным категориям граждан в связи с их участием в специальной военной операции", состоящим на учете в целях предоставления земельного участка, с их согласия однократно в порядке очередности постановки на учет. Указанным гражданам, компенсационная выплата предоставляется в равных долях. Размер и порядок предоставления компенсационной выплаты определяется Правительством Алтайского края. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсационной выплаты, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Документ вступает в силу с 1 января 2026 года.
Согласно внесенным изменениям установлено, что в случае переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах, определенных пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
В Приказе "Об утверждении Положения об оплате труда руководителей краевых государственных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Алтайского края" установлено, что среднемесячная заработная плата работников и руководителя учреждения (организации) определяется в соответствии с пунктом 20 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2025 N 540 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
В Приказе "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников краевых государственных автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края" увеличены минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Согласно внесенным изменениям установлено, что порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации, в том числе в случаях исчисления исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг, и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями - поставщиками услуг, порядок организации межведомственного взаимодействия при предоставлении компенсации устанавливаются Правительством Алтайского края.
Предусмотрено, что единовременная денежная выплата предоставляется: членам семей участников СВО, проживающим на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края на момент гибели (смерти) участника СВО, либо в случае, если участник СВО проживал на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края на дату направления в зону специальной военной операции; членам семей военнослужащих, отражавших вооруженное вторжение, проживающим на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края на момент гибели (смерти) военнослужащего, отражавшего вооруженное вторжение, либо в случае, если военнослужащий, отражавший вооруженное вторжение, проживал на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края на дату призыва на военную службу.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Предусмотрено, что спортивные организации, осуществлявшие основную деятельность в области подготовки по базовым видам спорта, уплачивают налог в размере 50 процентов исчисленной суммы налога в отношении спортивных сооружений - объектов недвижимого имущества, являющихся в соответствии с Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" объектами спорта. Налоговая льгота, указанная выше, предоставляется при одновременном соблюдении следующих условий: назначение, разрешенное использование или наименование объекта недвижимого имущества согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации) объекта недвижимого имущества, предусматривает его использование только для проведения физкультурных и (или) спортивных мероприятий, и объект недвижимого имущества включен во Всероссийский реестр объектов спорта; собственник объекта недвижимого имущества согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляет основную деятельность в области подготовки по базовым видам спорта на территории Алтайского края в соответствии с Общероссийским классификатором: 93.1 "Деятельность в области спорта", 93.11 "Деятельность спортивных объектов", 93.12 "Деятельность спортивных клубов"; организация состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения организации на территории Алтайского края; организация не имеет задолженности по налогам и сборам, уплачиваемым в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды на последнее число налогового (отчетного) периода, за который организации предоставляется право на применение льготы.
Документ вступает в силу с 1 января 2026 года.
Закон Алтайского края от 01.11.2025 N 84-ЗС
"О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края"
В Законе "О порядке распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и расчета субсидий из бюджетов поселений в краевой бюджет" определено, что в целях определения размера субсидии из бюджета городского (сельского) поселения в краевой бюджет в составе налоговых доходов не учитывается туристический налог.
В Закон "О порядке распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и расчета субсидий из бюджетов муниципальных районов; муниципальных округов, городских округов в краевой бюджет" внесены изменения. Часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов распределяется с целью сокращения снижения объема финансовой помощи бюджетам муниципальных округов в очередном году по сравнению с текущим годом в связи с их преобразованием с учетом условий, установленных настоящей статьей. Для вновь образованного муниципального округа размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в течение трех последующих лет не может быть ниже: 100% от размера, утвержденного на текущий год, - в первый год после объединения; 90% от размера, утвержденного на текущий год, - во второй год после объединения; 80% от размера, утвержденного на текущий год, - в третий год после объединения.
В Законе "О бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" определен порядок предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг. В соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ним решениями органов государственной власти Алтайского края, осуществляющих полномочия главного распорядителя средств краевого бюджета, из краевого бюджета предоставляются: субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг; гранты в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, предоставляемые в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (за исключением грантов, порядок предоставления которых определен решением Президента Российской Федерации); субсидии (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями; гранты в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, предоставляемые в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (за исключением грантов, порядок предоставления которых определен решением Президента Российской Федерации).
Прогнозируемый общий объем доходов краевого бюджета увеличен до 196552259,1 тыс. рублей, в том числе объем налоговых и неналоговых доходов до 126506616,4 тыс. рублей, объем межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов других уровней, до 69177679,3 тыс. рублей. Общий объем расходов краевого бюджета увеличен с 217194705,6 тыс. рублей до 224064462,5 тыс. рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга Алтайского края на 1 января 2026 года утвержден в сумме 20283288,5 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Алтайского края в сумме 60000,0 тыс. рублей.
Взаимодействие государственной информационной системы "Финансы" Министерства финансов Алтайского края с муниципальными информационными системами в сфере управления государственными (муниципальными) финансами, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Алтайского края, в части сведений, не составляющих государственную тайну, осуществляется в виде обмена (экспорта и импорта) файлами в машиночитаемых форматах. Сроки обмена (экспорта и импорта), форматы файлов, используемых при взаимодействии ГИС "Финансы" и МИС, устанавливаются Министерством финансов Алтайского края и доводятся до участников взаимодействия посредством размещения на сайте https://help.fin22.ru/. Обмен (экспорт и импорт) файлов в машиночитаемых форматах в ГИС "Финансы" осуществляется сотрудниками субъектов ГИС "Финансы", наделенными соответствующими полномочиями в соответствии с положением о ГИС "Финансы", утверждаемым Министерством финансов Алтайского края.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Согласно внесенным изменениям установлено, что гражданин ставит свою подпись в листе регистрации участников публичных слушаний, а также заполняет согласие на обработку персональных данных. Приведена форма согласия на обработку персональных данных.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность граждан, составляют: для ведения садоводства или огородничества для собственных нужд - в соответствии с земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности, правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования.
Граждане, имеющие трех и более детей, не достигших возраста 18 лет или возраста 23 лет, а также членам их семей предоставляется один земельный участок на праве общей долевой собственности в равных долях. В целях предоставления земельного участка к членам семей граждан, указанных выше, относятся: супруга (супруг), состоящая (состоящий) в зарегистрированном браке с ним (ней) на день обращения с заявлением о предоставлении земельного участка; дети, в том числе достигшие возраста, указанного выше. Проверка наличия оснований для снятия гражданина с учета осуществляется органами местного самоуправления: не реже одного раза в год в случае, если в муниципальном образовании на учете состоит не более одной тысячи граждан; не реже одного раза в 2 года в случае, если в муниципальном образовании на учете состоит более одной тысячи, но не более трех тысяч граждан; не реже одного раза в 3 года в случае, если в муниципальном образовании на учете состоит более трех тысяч граждан. Органы местного самоуправления не реже одного раза в шесть месяцев и не ранее истечения указанного срока обеспечивают опубликование извещения о приеме заявлений о выборе земельного участка из перечня в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом муниципального образования, и размещают извещение на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет".
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Конкурс проводится Алтайским краевым Законодательным Собранием в целях повышения эффективности информирования средствами массовой информации населения Алтайского края о деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания и представительных органов муниципальных образований Алтайского края. Рассмотрение, оценку конкурсных материалов, а также определение победителей осуществляет комиссия по проведению конкурса. Конкурсными работами являются материалы о деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания, представительных органов муниципальных образований Алтайского края, депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания и представительных органов муниципальных образований Алтайского края, опубликованные (вышедшие в эфир) в СМИ с 1 января по 30 ноября текущего года. Участниками конкурса могут быть редакции СМИ, осуществляющие свою деятельность на территории Алтайского края либо на территории муниципального образования Алтайского края. Участники конкурса могут представлять заявки на участие в нескольких номинациях.
Признано утратившим силу Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 04.12.2018 N 353 "О ежегодном конкурсе на лучшее освещение средствами массовой информации деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания и представительных органов муниципальных образований Алтайского края".
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
В Приказе "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача гражданам, прошедшим лечение от наркотической зависимости, сертификата для получения услуг по социальной реабилитации и ресоциализации в Алтайском крае" установлено, что сертификат может быть выдан заявителю не чаще одного раза в 3 года. Минсоцзащита Алтайского края регистрирует заявление и прилагаемые к нему документы в день их поступления. К заявлению о выдаче сертификата прилагаются следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя и подтверждающий гражданство Российской Федерации; заверенная в установленном порядке копия решения суда, подтверждающего проживание заявителя на территории Алтайского края (при наличии); направление (справка, заключение, иной документ), выданное врачом - психиатром-наркологом диспансера, подтверждающее прохождение заявителем медицинского обследования и лечения от наркотической зависимости и потребность в оказании ему услуг по социальной реабилитации и ресоциализации с использованием сертификата; справка (иной документ), выданная государственной медицинской организацией Алтайского края, об отсутствии у заявителя медицинских противопоказаний к получению услуг по социальной реабилитации и ресоциализации (активных форм туберкулеза, карантинных инфекционных заболеваний, заразных заболеваний кожи, ногтей и волос, венерических заболеваний, тяжелых психических расстройств, представляющих непосредственную опасность для окружающих и требующих лечения в специализированных медицинских организациях); заверенная в установленном порядке копия решения суда о возложении на заявителя обязанности пройти социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств и психотропных веществ в немедицинских целях; документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя, и доверенность, подтверждающая его полномочия (в случае подачи заявления представителем заявителя).