Новое в законодательстве Московской области (ежедневно)
23 декабря 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "ЭЛКОД", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Внесены изменения в два постановления Правительства Московской области, касающиеся перечней должностных лиц Министерства сельского хозяйства и продовольствия региона:
- от 21.09.2021 N 891/33 "О региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Московской области";
- от 16.11.2021 N 1146/38 "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, уполномоченных на осуществление федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов".
Обновлен перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля в сфере розничной продажи алкогольной продукции, который включает конкретный список руководящих должностей и инспекторов Управления контрольно-надзорной деятельности.
Также актуализирован перечень лиц, уполномоченных на федеральный лицензионный контроль в сфере оборота металлолома.
Утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Московской области на 2026 год. Приводится обоснование величины установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2026 год в муниципальных образованиях Московской области.
Документ вступает в силу с 01.01.2026.
Внесены изменения в постановление Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1069/35. Актуализированы и уточнены отдельные разделы подпрограмм, входящих в состав государственной программы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса".
Распределены бюджетные ассигнования в 2025 году в сумме 8390753000 рублей на мероприятие И8.01 "Строительство (реконструкция) автомобильных дорог".
Внесены изменения в постановление Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1069/35. В 2025 году на реализацию государственной программы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса" из бюджета Московской области выделено 243971552 тыс. рублей. Помимо этого, актуализированы и уточнены отдельные разделы подпрограмм, входящих в состав государственной программы.
Внесены изменения в постановление Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1069/35. В 2025 году на реализацию государственной программы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса" из бюджета Московской области выделено 250110973,1 тыс. рублей. Помимо этого, актуализированы и уточнены отдельные разделы подпрограмм, входящих в состав государственной программы.
Внесены изменения в постановление Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1065/35. В государственной программе Московской области "Социальная защита населения Московской области" актуализированы и уточнены отдельные разделы подпрограмм, входящих в состав государственной программы.
Внесены изменения в постановление Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1069/35. Актуализированы и уточнены отдельные разделы подпрограмм, входящих в состав государственной программы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса".
Внесены изменения в постановление Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1069/35. В 2025 году на реализацию государственной программы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса" из бюджета Московской области выделено 250110973,1 тыс. рублей. Помимо этого, актуализированы и уточнены отдельные разделы подпрограмм, входящих в состав государственной программы.
Внесены изменения в постановление Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1069/35. Актуализированы и уточнены отдельные разделы подпрограмм, входящих в состав государственной программы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса".
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
С 1 апреля 2026 года будут определены условия установления льготной арендной платы и ее размера для физических лиц - арендаторов земельных участков (лиц, с которыми заключен договор аренды земельного участка), предоставленных без проведения торгов, находящихся в собственности муниципального образования "Одинцовский городской округ Московской области", для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества для собственных нужд.
Право на льготную арендную плату по договору аренды земельного участка имеют физические лица:
1) участники, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;
2) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;
3) Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
4) ветераны и инвалиды боевых действий;
5) граждане, имеющие I группу инвалидности;
6) многодетные семьи.
С 1 апреля 2026 года актуализируется порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Одинцовский городской округ Московской области", и предоставленные в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Также признается утратившим силу решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 20.12.2019 N 27/12.
СЕМЬЯ
Регламентированы вопросы охраны здоровья матери и ребенка, а также отношения, связанные с повышением рождаемости на территории Московской области, эффективности доабортного консультирования в целях снижения количества случаев искусственного прерывания беременности, и определены дополнительные меры, направленные на формирование положительных репродуктивных установок у женщин.
Ключевые меры Закона:
- создание центров медико-социальной поддержки для беременных женщин в медицинских организациях;
- обязательное информирование женщин о негативных последствиях искусственного прерывания беременности;
- внедрение специальных коммуникативных методик (речевых модулей) для врачей с целью формирования позитивного репродуктивного настроя;
- проведение доабортного консультирования, включая ультразвуковое исследование с демонстрацией сердцебиения эмбриона и мотивационное анкетирование;
- установление прямого запрета на склонение женщины к искусственному прерыванию беременности любыми способами.
ЖИЛИЩЕ
Внесены изменения в Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ.
Введена норма, предусматривающая возможность сокращения установленных расстояний при обустройстве детских и спортивно-игровых площадок в условиях высокоплотной городской застройки по решению муниципальной общественной комиссии при обязательном соблюдении нормативов уровней шума в жилых помещениях и проведении дополнительного озеленения.
Утвержден Перечень дополнительных мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы Московской области на 2026 год.
Выполнение указанных мероприятий направлено на повышение уровня и качества жизни населения Московской области, комплексного экономического и социального развития Московской области.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Внесены изменения в Закон Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ.
Закреплено, что право на бесплатное и льготное обеспечение лекарственными препаратами, внеочередную медицинскую помощь, а также ряд иных мер, указанных в Законе, предоставляются исключительно гражданам, имеющим место жительства в Московской области.
Данная норма вводится с 1 января 2026 г.
Внесены изменения в распоряжение Министерства социального развития Московской области от 20.03.2023 N 20РВ-60. Скорректированы нормативы штатной численности для ряда конкретных государственных учреждений социального обслуживания Московской области.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
С 1 января 2026 года утверждаются основные характеристики бюджета ТФОМС Московской области на 2026 год:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 236272087,7 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 197249722,2 тыс. рублей, бюджета Московской области в сумме 24389994,0 тыс. рублей, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в сумме 13892744,1 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 236272087,7 тыс. рублей.
Также утверждены основные характеристики бюджета ТФОМС Московской области на плановый период 2027 и 2028 годов:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2027 год в сумме 252792797,7 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 213058576,3 тыс. рублей, бюджета Московской области в сумме 24516555,0 тыс. рублей, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в сумме 14448453,9 тыс. рублей, и на 2028 год в сумме 269160860,6 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 228703086,5 тыс. рублей, бюджета Московской области в сумме 24631401,0 тыс. рублей, бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в сумме 15026392,1 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2027 год в сумме 252792797,7 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 269160860,6 тыс. рублей.
С 1 января 2026 г. определены сроки и последовательность действий при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, наделенными государственными полномочиями Московской области по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Московской области, бюджетных полномочий администратора доходов бюджета Московской области.
Органы местного самоуправления осуществляют бюджетные полномочия администратора доходов бюджета Московской области по перечню администрируемых доходов бюджета Московской области.
Также установлен перечень органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета Московской области.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Урегулирована процедура предоставления Министерством экологии и природопользования Московской области электронного сервиса по предоставлению арбитражным управляющим сведений о наличии (отсутствии) зарегистрированных за должником самоходных машин и других видов техники в рамках дел о несостоятельности (банкротстве).
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Утвержден Порядок принятия решения об определении, изменении или установлении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах территорий памятников, ансамблей и выявленных объектов культурного наследия на территории Московской области. Решение принимает Главное управление культурного наследия Московской области на основании заявления собственника или пользователя земельного участка, согласованной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (за исключением случаев установления вида использования "Историко-культурная деятельность") и иных необходимых документов. Установлен срок рассмотрения заявления - до 15 рабочих дней, а также исчерпывающий перечень оснований для отказа, включая несоответствие предлагаемого вида разрешенного использования особому режиму территории объекта культурного наследия, ограничениям в зонах с особыми условиями использования или целевому назначению земель.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Определены механизм и условия маршрутизации населения Московской области с заболеваниями эндокринной системы, в том числе с сахарным диабетом, в медицинские организации государственной системы здравоохранения Московской области и медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти.
ПРАВОСУДИЕ
С 1 января 2026 года упраздняются судебные участки N 109, 303 Лыткаринского судебного района и N 235, 314 Серебряно-Прудского судебного района с соответствующими должностями мировых судей. Одновременно создаются судебные участки с теми же номерами (N 109, 303) в Люберецком судебном районе и судебные участки (N 235, 314) в Зарайском судебном районе с соответствующими должностями мировых судей. Местонахождение судебных участков при этом не меняется. Для правового закрепления данных изменений внесены поправки в Закон Московской области N 98/2008-ОЗ "О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области", включающие актуализацию разделов, касающихся Зарайского и Люберецкого судебных районов, и признание утратившими силу разделов о Лыткаринском и Серебряно-Прудском судебных районах.