Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 18 "Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, представленный стороной ответчика в материалы дела проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на территории <адрес>, подготовленный ИП ФИО9 от 2020 г., не может свидетельствовать о надлежащем исполнении ответчиком возложенных на него обязанностей по разработке проектов и обеспечения зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поскольку в соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, проект ЗСО, не имеющий заключение центра санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, не может рассматриваться как законный."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 105 "Виды зон с особыми условиями использования территорий" ЗК РФ"Следовательно, исходя из толкований статей 104 и 105 ЗК РФ, следует, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются для защиты жизни и здоровья граждан."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.9. Зоны санитарной охраны источников питьевого
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.9. Зоны санитарной охраны источников питьевого
Статья: Правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
(ред. от 31.07.2025)2. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: Требования к деятельности АЗС
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При наличии рядом с АЗС иных объектов следует учитывать специальные требования нормативных актов, регламентирующих их деятельность (в частности, п. 4.4.4 СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 N 45).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При наличии рядом с АЗС иных объектов следует учитывать специальные требования нормативных актов, регламентирующих их деятельность (в частности, п. 4.4.4 СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 N 45).
Статья: Право на благоприятную окружающую среду: особенности механизма реализации
(Андреева А.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Данная проблема, в частности, существует в отношении зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, цель установления которых, с одной стороны, заключается в обеспечении реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, но которые, с другой стороны, в большинстве случаев остаются фактически неустановленными, поскольку для этого нужно участие большого количества органов публичной власти с несогласованными между собой и даже дублирующимися полномочиями <14>.
(Андреева А.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Данная проблема, в частности, существует в отношении зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, цель установления которых, с одной стороны, заключается в обеспечении реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, но которые, с другой стороны, в большинстве случаев остаются фактически неустановленными, поскольку для этого нужно участие большого количества органов публичной власти с несогласованными между собой и даже дублирующимися полномочиями <14>.
Статья: Источники питьевого водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В некоторых случаях федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливаются санитарно-защитные зоны. Таковым органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (п. 5.1.1 Положения об указанной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322). Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации. Речь, в частности, идет о Постановлении Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (ред. от 03.03.2022) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон". Указанные Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. При этом эти Правила не распространяются на случаи установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-защитных зон источников ионизирующего излучения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В некоторых случаях федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливаются санитарно-защитные зоны. Таковым органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (п. 5.1.1 Положения об указанной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322). Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации. Речь, в частности, идет о Постановлении Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (ред. от 03.03.2022) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон". Указанные Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. При этом эти Правила не распространяются на случаи установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-защитных зон источников ионизирующего излучения.
Статья: Побочные продукты животноводства: приняты новые документы
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев с момента фактического размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения требований, установленных для специализированных площадок.
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев с момента фактического размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения требований, установленных для специализированных площадок.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Кроме того, органы власти не имеют права разрешать (в том числе в виде общего дозволения) водопользователям, чтобы последние мешали иным участникам водных отношений нормально использовать соответствующий водный объект в законных целях. Так, Апелляционной коллегией ВС РФ признаны недействующими абз. 6 п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 и п. 3.3.3.4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) <1>. Из аннулированных положений следовало, что они допускают сброс в водные объекты, расположенные в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод, в которых содержание загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Кроме того, органы власти не имеют права разрешать (в том числе в виде общего дозволения) водопользователям, чтобы последние мешали иным участникам водных отношений нормально использовать соответствующий водный объект в законных целях. Так, Апелляционной коллегией ВС РФ признаны недействующими абз. 6 п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 и п. 3.3.3.4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) <1>. Из аннулированных положений следовало, что они допускают сброс в водные объекты, расположенные в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод, в которых содержание загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы.