Животные без владельцев
Подборка наиболее важных документов по запросу Животные без владельцев (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 86 "Расходные обязательства муниципального образования" БК РФ"При этом, руководствуясь положениями абзаца второго пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что в случае, если стоимость услуги по отлову и содержанию безнадзорных животных оказывается выше установленного норматива предоставляемой муниципальному образованию из областного бюджета субвенции, используемой на одну особь, то разница должна покрываться за счет средств местного бюджета.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Муниципальные правовые акты" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Исходя из буквального толкования приведенных выше положений статей 7, 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 2, 8, 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ, статей 19, 34 Устава, Администрация была вправе принять муниципальный нормативный правовой акт, определяющий перечень мест, на которые запрещается возвращать животных без владельцев, а также перечень лиц, уполномоченных на принятие решений о возврате животных без владельцев на прежние места обитания животных без владельцев."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6) животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6) животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;
Статья: "Собачья" халатность?
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 6)<1> См.: Николюкин С.В., Уткина И.О. Особенности возникновения и прекращения права собственности на безнадзорных и бесхозяйных животных: коллизии гражданского законодательства // Юрист. 2009. N 6; Мадьярова А.В. Обращение с безнадзорными животными - чья сфера ответственности? // Практика муниципального управления. 2013. N 4; Минина Е.Л. Проблемы правового регулирования обращения с животными // Журнал российского права. 2014. N 12; Ячменев Г.Г. Отлов и содержание безнадзорных домашних животных (бюджетно-правовой аспект) // Информационно-аналитический журнал "Арбитражные споры". 2016. N 3. Если не оговорено иное, ссылка сделана на источники (нормативные и научные, а также на судебные решения), опубликованные в СПС "КонсультантПлюс".
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 6)<1> См.: Николюкин С.В., Уткина И.О. Особенности возникновения и прекращения права собственности на безнадзорных и бесхозяйных животных: коллизии гражданского законодательства // Юрист. 2009. N 6; Мадьярова А.В. Обращение с безнадзорными животными - чья сфера ответственности? // Практика муниципального управления. 2013. N 4; Минина Е.Л. Проблемы правового регулирования обращения с животными // Журнал российского права. 2014. N 12; Ячменев Г.Г. Отлов и содержание безнадзорных домашних животных (бюджетно-правовой аспект) // Информационно-аналитический журнал "Арбитражные споры". 2016. N 3. Если не оговорено иное, ссылка сделана на источники (нормативные и научные, а также на судебные решения), опубликованные в СПС "КонсультантПлюс".
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<1> См.: Приказ Департамента ветеринарии Свердловской области от 14 июля 2020 г. N 236 "Об утверждении Порядка осуществления Департаментом ветеринарии Свердловской области контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, переданного им государственного полномочия Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" // СПС "КонсультантПлюс".
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<1> См.: Приказ Департамента ветеринарии Свердловской области от 14 июля 2020 г. N 236 "Об утверждении Порядка осуществления Департаментом ветеринарии Свердловской области контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, переданного им государственного полномочия Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Роль модельного законодательства СНГ в законотворческой и правоприменительной практике государств - участников Содружества
(Аверьянова Н.Н., Куликова С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Имеются прецеденты, когда суды общей юрисдикции применяли нормы модельного законодательства как непосредственно действующие, мотивировав ими свое решение. Так, рассматривая иск о признании недействующими Правил осуществления органами местного самоуправления Челябинской области полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, утвержденных Министерством сельского хозяйства Челябинской области, Верховный Суд РФ <18> сослался на положения Модельного закона СНГ "Об обращении с животными", которыми устанавливались случаи допустимого умерщвления безнадзорных животных: прекращение страданий животного, если они не могут быть прекращены иным способом, в случае наличия у животного неизлечимого заразного заболевания, либо если животное является переносчиком этого заболевания, животного с признаками бешенства, при агрессивном поведении, несущем угрозу жизни и (или) здоровью человека.
(Аверьянова Н.Н., Куликова С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Имеются прецеденты, когда суды общей юрисдикции применяли нормы модельного законодательства как непосредственно действующие, мотивировав ими свое решение. Так, рассматривая иск о признании недействующими Правил осуществления органами местного самоуправления Челябинской области полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, утвержденных Министерством сельского хозяйства Челябинской области, Верховный Суд РФ <18> сослался на положения Модельного закона СНГ "Об обращении с животными", которыми устанавливались случаи допустимого умерщвления безнадзорных животных: прекращение страданий животного, если они не могут быть прекращены иным способом, в случае наличия у животного неизлечимого заразного заболевания, либо если животное является переносчиком этого заболевания, животного с признаками бешенства, при агрессивном поведении, несущем угрозу жизни и (или) здоровью человека.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Статья 254. Безнадзорные животные
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Статья 254. Безнадзорные животные
Статья: Профессионально-статусные аспекты правовых отношений в кадровом делопроизводстве
(Гурьева Н.Ю.)
("Делопроизводство", 2023, N 4)Возможно, отдельные атрибуции профессий все же требуют определенной унификации при использовании терминологических словосочетаний, так как их семантика носит слишком частный, узкопрофильный характер, например: навальщик соли в бассейнах (14833), или отломщик стекла от машин (16387), или ловец безнадзорных животных (13414). А ряд примеров названий рабочих профессий представляется недостаточно корректным обозначением профессиональных функций, вызывает отрицательно-оценочную рефлексию носителей языка. Такие атрибуции рабочих профессий, как боец скота, выгребальщик, давильщик, долбежник, пятновыводчик, травильщик, халвомес и т.п., в современной практике проводимых социальных реформ, ориентированных на уважение прав человека и человеческого достоинства, требуют корректировки, соответствующей внесубъективности и внеэмоциональности лексики и фразеологии официально-делового стиля.
(Гурьева Н.Ю.)
("Делопроизводство", 2023, N 4)Возможно, отдельные атрибуции профессий все же требуют определенной унификации при использовании терминологических словосочетаний, так как их семантика носит слишком частный, узкопрофильный характер, например: навальщик соли в бассейнах (14833), или отломщик стекла от машин (16387), или ловец безнадзорных животных (13414). А ряд примеров названий рабочих профессий представляется недостаточно корректным обозначением профессиональных функций, вызывает отрицательно-оценочную рефлексию носителей языка. Такие атрибуции рабочих профессий, как боец скота, выгребальщик, давильщик, долбежник, пятновыводчик, травильщик, халвомес и т.п., в современной практике проводимых социальных реформ, ориентированных на уважение прав человека и человеческого достоинства, требуют корректировки, соответствующей внесубъективности и внеэмоциональности лексики и фразеологии официально-делового стиля.
Статья: Недействительные сделки, совершенные с целью, противной основам правопорядка или нравственности
(Корнилова Н.В.)
("Российский судья", 2025, N 8)Конечно, прежде всего в самом ГК РФ есть нормы, содержание которых несет нравственную составляющую. Например, ст. 230 - 232 ГК РФ, посвященные безнадзорным животным; положения гл. 50 ГК РФ "Действия в чужом интересе без поручения". Но, в отличие от норм зарубежного права, в ГК РФ круг актов не сужен актами уровня закона при определении основ правопорядка, впрочем, как и основ нравственности. Это могут быть и иные правовые акты. И такой подход, по нашему убеждению, является оправданным, так как позволяет расширить границы защиты от посягательств на правопорядок страны, все его составляющие.
(Корнилова Н.В.)
("Российский судья", 2025, N 8)Конечно, прежде всего в самом ГК РФ есть нормы, содержание которых несет нравственную составляющую. Например, ст. 230 - 232 ГК РФ, посвященные безнадзорным животным; положения гл. 50 ГК РФ "Действия в чужом интересе без поручения". Но, в отличие от норм зарубежного права, в ГК РФ круг актов не сужен актами уровня закона при определении основ правопорядка, впрочем, как и основ нравственности. Это могут быть и иные правовые акты. И такой подход, по нашему убеждению, является оправданным, так как позволяет расширить границы защиты от посягательств на правопорядок страны, все его составляющие.
Статья: К вопросу об обеспечении безопасности населения в связи с нападением безнадзорных животных (собак) на примере Белгородской области
(Торговченков В.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2)"Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2
(Торговченков В.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2)"Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2