Жилищный сертификат вынужденному переселенцу
Подборка наиболее важных документов по запросу Жилищный сертификат вынужденному переселенцу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.08.2023 N 88а-14509/2023 (УИД 74RS0002-01-2022-002292-93)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, возложении обязанности.
Обстоятельства: С момента предоставления истцу статуса вынужденного переселенца изменений фактических обстоятельств, в том числе жилищного обустройства, не произошло, государственная поддержка на обустройство в новом месте жительства ему не оказана, проживает на жилой площади, предоставленной ему по договору найма, на площади родителей либо совместно с ними не проживал.
Решение: Удовлетворено.Отказывая В.Е.В. в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный истец утратил право на продление статуса вынужденного переселенца, поскольку он являлся членом семьи <данные изъяты> <данные изъяты> и <данные изъяты> <данные изъяты> на момент предоставления им сертификата на обеспечение жилым помещением в рамках ведомственной целевой программы как вынужденным переселенцам, и имеющим в настоящий момент в собственности жилое помещение на территории <данные изъяты>. При этом, указал, что обстоятельства проживания В.Е.А. в настоящее время по иному адресу, не свидетельствуют о том, что заявитель не обустроен на новом месте жительства.
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, возложении обязанности.
Обстоятельства: С момента предоставления истцу статуса вынужденного переселенца изменений фактических обстоятельств, в том числе жилищного обустройства, не произошло, государственная поддержка на обустройство в новом месте жительства ему не оказана, проживает на жилой площади, предоставленной ему по договору найма, на площади родителей либо совместно с ними не проживал.
Решение: Удовлетворено.Отказывая В.Е.В. в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный истец утратил право на продление статуса вынужденного переселенца, поскольку он являлся членом семьи <данные изъяты> <данные изъяты> и <данные изъяты> <данные изъяты> на момент предоставления им сертификата на обеспечение жилым помещением в рамках ведомственной целевой программы как вынужденным переселенцам, и имеющим в настоящий момент в собственности жилое помещение на территории <данные изъяты>. При этом, указал, что обстоятельства проживания В.Е.А. в настоящее время по иному адресу, не свидетельствуют о том, что заявитель не обустроен на новом месте жительства.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 18.12.2024 по делу N 33-12251/2024 (УИД 91RS0003-01-2024-003316-67)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О признании незаконным решения об отказе в перечислении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании государственного жилищного сертификата.
Обстоятельства: Истица в связи с ведением боевых действий на территории проживания была вынуждена осуществить экстренный переезд в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в Республику Крым.
Решение: Отказано.Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории", постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении единовременной выплаты и жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, вынужденно покинувшим <адрес> и правобережную часть <адрес>", дав правовой анализ, представленным в материалы дела доказательствам, пришел к выводу, что истец в связи с ведением боевых действий на территории <адрес> и части <адрес>, была вынуждена осуществить экстренный переезд в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в Республику Крым.
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О признании незаконным решения об отказе в перечислении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании государственного жилищного сертификата.
Обстоятельства: Истица в связи с ведением боевых действий на территории проживания была вынуждена осуществить экстренный переезд в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в Республику Крым.
Решение: Отказано.Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории", постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении единовременной выплаты и жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, вынужденно покинувшим <адрес> и правобережную часть <адрес>", дав правовой анализ, представленным в материалы дела доказательствам, пришел к выводу, что истец в связи с ведением боевых действий на территории <адрес> и части <адрес>, была вынуждена осуществить экстренный переезд в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в Республику Крым.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О проблеме публично-правового регулирования реализации статуса вынужденных мигрантов в Российской Федерации
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)По мнению правоприменителей, сегодня расценивается как наиболее востребованная и эффективная мера жилищного обустройства вынужденных переселенцев получение государственного жилищного сертификата. Так, в 2023 г. было выделено 276 таких сертификатов, посредством которых жильем были обеспечены 630 граждан <18>.
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)По мнению правоприменителей, сегодня расценивается как наиболее востребованная и эффективная мера жилищного обустройства вынужденных переселенцев получение государственного жилищного сертификата. Так, в 2023 г. было выделено 276 таких сертификатов, посредством которых жильем были обеспечены 630 граждан <18>.
Статья: Благотворительные аспекты миграционной политики Российского государства в условиях специальной военной операции
(Брылева Е.А.)
("Миграционное право", 2024, N 3)В Пермском крае принято Постановление Правительства Пермского края от 17 ноября 2022 г. N 974-п "Об утверждении порядков предоставления единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Пермского края на постоянное место жительства <8>", согласно которому вынужденные переселенцы из Херсонской области смогут получить жилищные сертификаты, дающие право на покупку жилья на территории Пермского края. В счет идут все районы, сделано это для удобства ориентирования уже не гостей, а будущих жителей Пермского края. Таким образом, проблема перенаселенности одного участка местности будет минимальна, принимать их будут по обычаям старого города Молотов. Сертификаты будут выдаваться из расчета площади жилого помещения и средней нормативной стоимости квадратного метра жилья по стране, устанавливаемой Минстроем РФ. Получатели смогут купить жилье как на вторичном рынке, так и в новостройках <9>.
(Брылева Е.А.)
("Миграционное право", 2024, N 3)В Пермском крае принято Постановление Правительства Пермского края от 17 ноября 2022 г. N 974-п "Об утверждении порядков предоставления единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Пермского края на постоянное место жительства <8>", согласно которому вынужденные переселенцы из Херсонской области смогут получить жилищные сертификаты, дающие право на покупку жилья на территории Пермского края. В счет идут все районы, сделано это для удобства ориентирования уже не гостей, а будущих жителей Пермского края. Таким образом, проблема перенаселенности одного участка местности будет минимальна, принимать их будут по обычаям старого города Молотов. Сертификаты будут выдаваться из расчета площади жилого помещения и средней нормативной стоимости квадратного метра жилья по стране, устанавливаемой Минстроем РФ. Получатели смогут купить жилье как на вторичном рынке, так и в новостройках <9>.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 4 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Суд отметил: решение суда о выселении от 4 сентября 2013 года было принято в отношении тридцати пяти человек без какого-либо анализа индивидуальной ситуации заявительницы. Администрация города требовала выселения лиц, не имевших статуса вынужденного переселенца или утративших его после выдачи жилищного сертификата. Однако внутригосударственные суды не рассматривали конкретные обстоятельства заявительницы, такие как ее статус вынужденного переселенца, тот факт, что она не получила никакого жилищного сертификата и являлась единственным родителем, проживающим в этом жилье с пятью несовершеннолетними детьми (пункт 48 постановления).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Суд отметил: решение суда о выселении от 4 сентября 2013 года было принято в отношении тридцати пяти человек без какого-либо анализа индивидуальной ситуации заявительницы. Администрация города требовала выселения лиц, не имевших статуса вынужденного переселенца или утративших его после выдачи жилищного сертификата. Однако внутригосударственные суды не рассматривали конкретные обстоятельства заявительницы, такие как ее статус вынужденного переселенца, тот факт, что она не получила никакого жилищного сертификата и являлась единственным родителем, проживающим в этом жилье с пятью несовершеннолетними детьми (пункт 48 постановления).
Решение Верховного Суда РФ от 20.03.2013 N АКПИ13-72
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 31.10.2012 N 1111 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" в части внесения изменений в абзац седьмой раздела III федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2009 N 1087>Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Данным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Согласно подпункту "ж" пункта 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 31.10.2012 N 1111 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" в части внесения изменений в абзац седьмой раздела III федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2009 N 1087>Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Данным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Согласно подпункту "ж" пункта 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Ситуация: Кто может получить субсидию на приобретение жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
Статья: Цифровизация деятельности органов единой системы публичной власти (на примере Курской области)
(Гаврилов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Проведенные мероприятия послужили надежной основой для стабилизации обстановки в 2024 г. в связи с чрезвычайной ситуацией в Курской области. Инциденты, сопряженные с рисками для критической инфраструктуры и безопасности граждан, продемонстрировали настоятельную необходимость модернизации работы государственных и местных органов власти через внедрение новых цифровых решений и технологий. Так, в рамках реализации федерального проекта "Государство для людей" в цифровой каталог услуг для граждан "Жизненные ситуации" были введены дополнительные услуги по обеспечению мер поддержки для переселенцев из Курской области. Среди этих мер: выплата вынужденно покинувшим свое жилье после обстрелов; компенсация платы за наем жилого помещения; получение жилищного сертификата. Кроме того, на госуслугах сформирован и регулярно обновляется информационный раздел "Курск. Помощь пострадавшим". Данные цифровые решения можно считать примером адаптации взаимодействия заявителей с органами публичной власти в условиях усиления гибридных угроз. Несмотря на имевшиеся в прошедшем году проблемы, уровень доверия населения к власти сохранился. Статистические данные Центра управления регионом Курской области показывают, что от жителей Курской области за 2024 г. поступило 7 763 обращения, что на 18% больше, чем за аналогичный период 2023 г. (6 583), из них: 5 168 письменных, в том числе в форме электронных документов - 3 649, и 2 577 устных обращений граждан. Однако работа не прекращается и после улучшения обстановки. В целях повышения качества предоставления услуг для курян планируется внедрить 18 цифровых проектов, большая часть из которых уже полностью подготовлена, остальная находится на стадии запуска. Речь идет о платформах обратной связи, цифровом документообороте, электронных сервисах социальной защиты и связанных с решением проблем, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, подписано соглашение между министром цифрового развития и исполняющим обязанности губернатора Курской области, касающееся в том числе оснащения сетью Интернет малых населенных пунктов приграничья. Обратим внимание, что решение данного вопроса было начато еще несколько лет назад и имело неплохие результаты, но в настоящее время это приобрело особую актуальность.
(Гаврилов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Проведенные мероприятия послужили надежной основой для стабилизации обстановки в 2024 г. в связи с чрезвычайной ситуацией в Курской области. Инциденты, сопряженные с рисками для критической инфраструктуры и безопасности граждан, продемонстрировали настоятельную необходимость модернизации работы государственных и местных органов власти через внедрение новых цифровых решений и технологий. Так, в рамках реализации федерального проекта "Государство для людей" в цифровой каталог услуг для граждан "Жизненные ситуации" были введены дополнительные услуги по обеспечению мер поддержки для переселенцев из Курской области. Среди этих мер: выплата вынужденно покинувшим свое жилье после обстрелов; компенсация платы за наем жилого помещения; получение жилищного сертификата. Кроме того, на госуслугах сформирован и регулярно обновляется информационный раздел "Курск. Помощь пострадавшим". Данные цифровые решения можно считать примером адаптации взаимодействия заявителей с органами публичной власти в условиях усиления гибридных угроз. Несмотря на имевшиеся в прошедшем году проблемы, уровень доверия населения к власти сохранился. Статистические данные Центра управления регионом Курской области показывают, что от жителей Курской области за 2024 г. поступило 7 763 обращения, что на 18% больше, чем за аналогичный период 2023 г. (6 583), из них: 5 168 письменных, в том числе в форме электронных документов - 3 649, и 2 577 устных обращений граждан. Однако работа не прекращается и после улучшения обстановки. В целях повышения качества предоставления услуг для курян планируется внедрить 18 цифровых проектов, большая часть из которых уже полностью подготовлена, остальная находится на стадии запуска. Речь идет о платформах обратной связи, цифровом документообороте, электронных сервисах социальной защиты и связанных с решением проблем, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, подписано соглашение между министром цифрового развития и исполняющим обязанности губернатора Курской области, касающееся в том числе оснащения сетью Интернет малых населенных пунктов приграничья. Обратим внимание, что решение данного вопроса было начато еще несколько лет назад и имело неплохие результаты, но в настоящее время это приобрело особую актуальность.