Жалоба потребителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Жалоба потребителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Срок проведения судебной экспертизы в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...судебная коллегия [суда кассационной инстанции - ред.] не находит... оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы..."
(КонсультантПлюс, 2025)...судебная коллегия [суда кассационной инстанции - ред.] не находит... оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение прав потребителей
(КонсультантПлюс, 2025)...исходя из жалобы потребителя его претензии к продавцу товара состоят не в отсутствии полной информации о реализованном ему автомобиле (характеристиках, комплектации и т.п.), а в том, что дополнительная опция - защитная пленка... реализована по завышенной цене. В результате этого, по мнению потребителя, имел место обман (введение его в заблуждение), который привел к излишней уплате им 250000 руб. за автомобиль. Вместе с тем суд пришел к выводу о том, что завышение цены товара не образует состава правонарушения по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ...
(КонсультантПлюс, 2025)...исходя из жалобы потребителя его претензии к продавцу товара состоят не в отсутствии полной информации о реализованном ему автомобиле (характеристиках, комплектации и т.п.), а в том, что дополнительная опция - защитная пленка... реализована по завышенной цене. В результате этого, по мнению потребителя, имел место обман (введение его в заблуждение), который привел к излишней уплате им 250000 руб. за автомобиль. Вместе с тем суд пришел к выводу о том, что завышение цены товара не образует состава правонарушения по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об освобождении от уплаты госпошлины истцов по искам, связанным с нарушением прав потребителей, при подаче жалобы в суды апелляционной и кассационной инстанций.
(Письмо Минфина России от 07.03.2024 N 03-05-06-03/20557)Вопрос: Об освобождении от уплаты госпошлины истцов по искам, связанным с нарушением прав потребителей, при подаче жалобы в суды апелляционной и кассационной инстанций.
(Письмо Минфина России от 07.03.2024 N 03-05-06-03/20557)Вопрос: Об освобождении от уплаты госпошлины истцов по искам, связанным с нарушением прав потребителей, при подаче жалобы в суды апелляционной и кассационной инстанций.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.11.2025 N 37-П
"По делу о проверке конституционности статьи 11 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "Сбербанк страхование жизни"КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"По делу о проверке конституционности статьи 11 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "Сбербанк страхование жизни"КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 60.1. Жалобы на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, рассматриваются в Банке России комиссией по рассмотрению жалоб (далее в настоящей статье - комиссия). В состав комиссии включаются служащие Банка России, не принимавшие участия в соответствии со своими должностными обязанностями в подготовке документов о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, а также могут включаться представители ассоциаций (союзов), в том числе саморегулируемых организаций, объединяющих кредитные организации, и (или) некредитные финансовые организации, и (или) операторов по приему платежей либо защищающих права потребителей финансовых услуг. Жалоба рассматривается комиссией, в состав которой входят не менее трех членов, отбираемых для рассмотрения конкретной жалобы в соответствии с положением о комиссии по рассмотрению жалоб.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 60.1. Жалобы на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, рассматриваются в Банке России комиссией по рассмотрению жалоб (далее в настоящей статье - комиссия). В состав комиссии включаются служащие Банка России, не принимавшие участия в соответствии со своими должностными обязанностями в подготовке документов о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, а также могут включаться представители ассоциаций (союзов), в том числе саморегулируемых организаций, объединяющих кредитные организации, и (или) некредитные финансовые организации, и (или) операторов по приему платежей либо защищающих права потребителей финансовых услуг. Жалоба рассматривается комиссией, в состав которой входят не менее трех членов, отбираемых для рассмотрения конкретной жалобы в соответствии с положением о комиссии по рассмотрению жалоб.
Вопрос: О рекомендациях МФО по предупреждению роста жалоб потребителей, связанных с регуляторными изменениями, влияющими на расчет задолженности по договорам потребительского займа.
(Письмо Банка России от 11.04.2023 N 59-3-1/22539)Вопрос: О рекомендациях МФО по предупреждению роста жалоб потребителей, связанных с регуляторными изменениями, влияющими на расчет задолженности по договорам потребительского займа.
(Письмо Банка России от 11.04.2023 N 59-3-1/22539)Вопрос: О рекомендациях МФО по предупреждению роста жалоб потребителей, связанных с регуляторными изменениями, влияющими на расчет задолженности по договорам потребительского займа.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Также отмечается, что маркетинг "серых" товаров на азербайджанском рынке может не сопровождаться инструкциями на местном языке и информацией для азербайджанских потребителей о жалобах производителям. Учитывая тот факт, что компаний, предоставляющих международную гарантию и право на сервисное обслуживание, в любой стране, независимо от места покупки, очень мало, потребитель может потерять право на гарантийное обслуживание приобретенного товара. Законодательством Азербайджанской Республики не предусмотрены эффективные меры по борьбе с параллельным импортом, поэтому большое количество "серой" продукции легко попадает в Азербайджан.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Также отмечается, что маркетинг "серых" товаров на азербайджанском рынке может не сопровождаться инструкциями на местном языке и информацией для азербайджанских потребителей о жалобах производителям. Учитывая тот факт, что компаний, предоставляющих международную гарантию и право на сервисное обслуживание, в любой стране, независимо от места покупки, очень мало, потребитель может потерять право на гарантийное обслуживание приобретенного товара. Законодательством Азербайджанской Республики не предусмотрены эффективные меры по борьбе с параллельным импортом, поэтому большое количество "серой" продукции легко попадает в Азербайджан.
Статья: Проблемы и перспективы развития системы защиты прав потребителей туристских услуг
(Зайнуллина Т.Г., Петренко А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)Наиболее часто жалобы потребителей туристских услуг связаны со следующими нарушениями в сфере предоставления данных услуг:
(Зайнуллина Т.Г., Петренко А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)Наиболее часто жалобы потребителей туристских услуг связаны со следующими нарушениями в сфере предоставления данных услуг:
Ситуация: Что делать, если отказали в гарантийном ремонте товара?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отказе лица, на которое законом возложена обязанность устранить недостатки, в проведении гарантийного ремонта, а также в случае неполучения ответа от такого лица в течение 45 дней с даты получения претензии потребитель вправе подать жалобу в Роспотребнадзор, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Жалобу можно подать в письменной форме, а также в форме электронного документа, в частности, с использованием Единого портала госуслуг или официального сайта Роспотребнадзора (ст. 2, п. п. 1, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4, 8 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отказе лица, на которое законом возложена обязанность устранить недостатки, в проведении гарантийного ремонта, а также в случае неполучения ответа от такого лица в течение 45 дней с даты получения претензии потребитель вправе подать жалобу в Роспотребнадзор, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Жалобу можно подать в письменной форме, а также в форме электронного документа, в частности, с использованием Единого портала госуслуг или официального сайта Роспотребнадзора (ст. 2, п. п. 1, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4, 8 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
Статья: Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 12.03.2024 N 10-П "По делу о проверке конституционности частей 4 и 5 статьи 9, части 6 статьи 16, частей 1 и 4 статьи 18, частей 1, 2 и 11 статьи 20 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в связи с жалобой гражданки Ю.Д.Б."
(Ершова Е.Б.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 9)"Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 9
(Ершова Е.Б.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 9)"Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 9
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Разрешительная деятельность воспринимается регулирующими органами как коммерческая, предоставляющая услуги на том основании, что выдача разрешений по заявлениям граждан и организаций отнесена к государственным услугам <1>. Происходит маркетизация государственной функции, цель разрешительной деятельности трансформируется в рыночную цель обеспечения качества обслуживания и завоевания новых рынков за счет вовлечения в сферу новых клиентов. Для субъектов разрешительной деятельности имеют значение прибыль (размер перечисляемых в бюджет пошлин за совершение юридически значимых действий как платежей за предоставляемые услуги) и качество (выражаемое в количестве жалоб потребителей, судебных актов, отменяющих его решения, признающих его действия (бездействие) незаконными). Кроме того, разрешительная деятельность позволяет ограничить круг регулируемых лиц и упрощает контроль (надзор) за их поведением.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Разрешительная деятельность воспринимается регулирующими органами как коммерческая, предоставляющая услуги на том основании, что выдача разрешений по заявлениям граждан и организаций отнесена к государственным услугам <1>. Происходит маркетизация государственной функции, цель разрешительной деятельности трансформируется в рыночную цель обеспечения качества обслуживания и завоевания новых рынков за счет вовлечения в сферу новых клиентов. Для субъектов разрешительной деятельности имеют значение прибыль (размер перечисляемых в бюджет пошлин за совершение юридически значимых действий как платежей за предоставляемые услуги) и качество (выражаемое в количестве жалоб потребителей, судебных актов, отменяющих его решения, признающих его действия (бездействие) незаконными). Кроме того, разрешительная деятельность позволяет ограничить круг регулируемых лиц и упрощает контроль (надзор) за их поведением.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)3) Рекомендации Американской ассоциации юристов о лучших практиках для провайдеров онлайн-способов разрешения споров (далее - ODR) <4>. Согласно названному документу провайдеры ODR должны раскрывать юрисдикцию для подачи жалобы (иска) потребителем, а также предоставлять любую информацию о "юрисдикционных ограничениях" (например, о сроке давности);
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)3) Рекомендации Американской ассоциации юристов о лучших практиках для провайдеров онлайн-способов разрешения споров (далее - ODR) <4>. Согласно названному документу провайдеры ODR должны раскрывать юрисдикцию для подачи жалобы (иска) потребителем, а также предоставлять любую информацию о "юрисдикционных ограничениях" (например, о сроке давности);
Статья: Недостаточное информирование потребителей финансовых продуктов/услуг
("Официальный сайт Банка России", 2023)Потребители жалуются на ненадлежащее информирование о свойствах и рисках финансовых продуктов/услуг, реализуемых через дистанционные (цифровые) каналы продаж, невозможность беспрепятственного отказа от услуги, подачи жалобы на ненадлежащее оказание услуги или реализацию финансового продукта, не отвечающего потребностям клиента.
("Официальный сайт Банка России", 2023)Потребители жалуются на ненадлежащее информирование о свойствах и рисках финансовых продуктов/услуг, реализуемых через дистанционные (цифровые) каналы продаж, невозможность беспрепятственного отказа от услуги, подачи жалобы на ненадлежащее оказание услуги или реализацию финансового продукта, не отвечающего потребностям клиента.
Ситуация: Какая информация о товарах, работах, услугах должна быть предоставлена потребителю?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом, если потребитель предварительно обращался к продавцу (исполнителю) с письменной претензией по товару (работе, услуге), при вынесении решения в пользу потребителя суд взыщет с продавца (исполнителя) штраф за отказ от удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке. Возбуждение по жалобе потребителя производства об административном правонарушении и привлечение виновных лиц к ответственности может облегчить доказывание причинения вреда потребителю, например, в связи с недостатками товара, возникшими вследствие отсутствия полной и достоверной информации о нем (п. 2 ст. 12, п. 6 ст. 13, п. 1 ст. 17 Закона N 2300-1; п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом, если потребитель предварительно обращался к продавцу (исполнителю) с письменной претензией по товару (работе, услуге), при вынесении решения в пользу потребителя суд взыщет с продавца (исполнителя) штраф за отказ от удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке. Возбуждение по жалобе потребителя производства об административном правонарушении и привлечение виновных лиц к ответственности может облегчить доказывание причинения вреда потребителю, например, в связи с недостатками товара, возникшими вследствие отсутствия полной и достоверной информации о нем (п. 2 ст. 12, п. 6 ст. 13, п. 1 ст. 17 Закона N 2300-1; п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).