Земли зато
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли зато (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25 "Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана муниципального округа, проекта генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФДоводы Рослесхоза о том, что в границы населенных пункта ЗАТО Циолковский вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, а также исследованными судом материалами дела.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 389 "Объект налогообложения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ, подп. 7 п. 4 ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которыми не признаются объектом налогообложения лишь такие земельные участки налогоплательщика, которые заняты объектами, эксплуатируемыми непосредственно при проведении работ в области атомной энергии. Изъятые из оборота участки, используемые в коммунальных, бытовых, вспомогательных и иных целях, подлежат обложению земельным налогом. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ отметил, что в силу подп. 7 п. 4 ст. 27 ЗК РФ применение подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ допускается только в отношении земельных участков, занятых объектами, для обеспечения деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование. Выведение из-под обложения земельным налогом всех изъятых из оборота земельных участков, переданных соответствующим организациям в связи с созданием закрытых административно-территориальных образований, - независимо от того, расположены ли на них объекты, в соответствии с видами деятельности которых они образованы, - не соответствует конституционным принципам равенства налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ, подп. 7 п. 4 ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которыми не признаются объектом налогообложения лишь такие земельные участки налогоплательщика, которые заняты объектами, эксплуатируемыми непосредственно при проведении работ в области атомной энергии. Изъятые из оборота участки, используемые в коммунальных, бытовых, вспомогательных и иных целях, подлежат обложению земельным налогом. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ отметил, что в силу подп. 7 п. 4 ст. 27 ЗК РФ применение подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ допускается только в отношении земельных участков, занятых объектами, для обеспечения деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование. Выведение из-под обложения земельным налогом всех изъятых из оборота земельных участков, переданных соответствующим организациям в связи с созданием закрытых административно-территориальных образований, - независимо от того, расположены ли на них объекты, в соответствии с видами деятельности которых они образованы, - не соответствует конституционным принципам равенства налогообложения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебные ориентиры для бухгалтера: ключевые позиции высших судов по налоговым спорам в I квартале 2025 г.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 29)Земельный налог в ЗАТО: границы льготы
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 29)Земельный налог в ЗАТО: границы льготы
Статья: Некоторые аспекты взаимодействия органов государственной власти и специализированных муниципалитетов в сфере землепользования: особенности и пути решения проблемных вопросов
(Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Анализ законодательства и практики государственного и муниципального строительства в сфере ЗАТО показывает, что содержание правового режима земель ЗАТО, являющихся собственностью государства, определяется статусом социально-правовой системы ЗАТО, в частности задачами и функциями объектов государственного значения, которые размещены на указанных землях и являются для данных населенных пунктов градообразующими.
(Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Анализ законодательства и практики государственного и муниципального строительства в сфере ЗАТО показывает, что содержание правового режима земель ЗАТО, являющихся собственностью государства, определяется статусом социально-правовой системы ЗАТО, в частности задачами и функциями объектов государственного значения, которые размещены на указанных землях и являются для данных населенных пунктов градообразующими.
Нормативные акты
Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1
(ред. от 08.08.2024)
"О закрытом административно-территориальном образовании"резервирование земель в границах закрытого административно-территориального образования для муниципальных нужд.
(ред. от 08.08.2024)
"О закрытом административно-территориальном образовании"резервирование земель в границах закрытого административно-территориального образования для муниципальных нужд.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.
Статья: Конституционная география России: как не заблудиться в лабиринтах особых режимов и статусов территорий?
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Вопросы установления границ ЗАТО, административной подчиненности земель и расположенного на территории имущественного комплекса - "организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов... для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан" (здесь и далее в цитатах курсив мой. - Е.Г.), - находятся в ведении федеральных органов государственной власти (статья 1 Закона РФ от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон о ЗАТО)). Решение о создании, преобразовании или упразднении городского округа ЗАТО принимается Президентом РФ на основе предложения Правительства РФ, вносимого по согласованию с соответствующими региональными органами государственной власти. При этом границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Закона о ЗАТО). Тем не менее такое положение вовсе не означает, что несколько субъектов РФ одновременно включаются в систему управления ЗАТО: независимо от того, отнесена ли часть территории другого субъекта РФ к территории ЗАТО, сохраняется административное вхождение всей территории ЗАТО в один субъект РФ. Например, ЗАТО городской округ Саров, несмотря на включение в его территорию некоторых приграничных районов Республики Мордовия, в административном отношении продолжает входить в Нижегородскую область <13>. Соответственно, все жители города Саров, независимо от места их проживания, участвуют в выборах региональных органов государственной власти Нижегородской области. В то же время участие субъектов РФ в управлении территорией ЗАТО и в реализации на ней указанного выше особого режима носит усеченный характер и не исключает прямого взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными органами государственной власти <14>.
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)Вопросы установления границ ЗАТО, административной подчиненности земель и расположенного на территории имущественного комплекса - "организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов... для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан" (здесь и далее в цитатах курсив мой. - Е.Г.), - находятся в ведении федеральных органов государственной власти (статья 1 Закона РФ от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон о ЗАТО)). Решение о создании, преобразовании или упразднении городского округа ЗАТО принимается Президентом РФ на основе предложения Правительства РФ, вносимого по согласованию с соответствующими региональными органами государственной власти. При этом границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Закона о ЗАТО). Тем не менее такое положение вовсе не означает, что несколько субъектов РФ одновременно включаются в систему управления ЗАТО: независимо от того, отнесена ли часть территории другого субъекта РФ к территории ЗАТО, сохраняется административное вхождение всей территории ЗАТО в один субъект РФ. Например, ЗАТО городской округ Саров, несмотря на включение в его территорию некоторых приграничных районов Республики Мордовия, в административном отношении продолжает входить в Нижегородскую область <13>. Соответственно, все жители города Саров, независимо от места их проживания, участвуют в выборах региональных органов государственной власти Нижегородской области. В то же время участие субъектов РФ в управлении территорией ЗАТО и в реализации на ней указанного выше особого режима носит усеченный характер и не исключает прямого взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными органами государственной власти <14>.
Готовое решение: Какие земли облагаются земельным налогом, а какие - нет
(КонсультантПлюс, 2025)Для освобождения от налога земельных участков, изъятых для ЗАТО, необходимо, чтобы они были заняты объектами, для обеспечения деятельности которых и были созданы ЗАТО. Если земельный участок изъят для ЗАТО, но используется в бытовых, рекреационных и иных целях, непосредственно не связанных с деятельностью таких объектов, он облагается земельным налогом (п. 2 Обзора правовых позиций КС РФ и ВС РФ, направленного Письмом ФНС России от 24.06.2025 N БВ-4-7/6081@, Письмо ФНС России от 28.03.2025 N БС-4-21/3300@).
(КонсультантПлюс, 2025)Для освобождения от налога земельных участков, изъятых для ЗАТО, необходимо, чтобы они были заняты объектами, для обеспечения деятельности которых и были созданы ЗАТО. Если земельный участок изъят для ЗАТО, но используется в бытовых, рекреационных и иных целях, непосредственно не связанных с деятельностью таких объектов, он облагается земельным налогом (п. 2 Обзора правовых позиций КС РФ и ВС РФ, направленного Письмом ФНС России от 24.06.2025 N БВ-4-7/6081@, Письмо ФНС России от 28.03.2025 N БС-4-21/3300@).
Статья: О некоторых вопросах истребования имущества Вооруженных Сил Российской Федерации из чужого незаконного владения и признания права собственности на него
(Конохов М.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Показательным в данном случае может являться пример, когда суд удовлетворил иск Министерства обороны Российской Федерации об истребовании у закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) "Звездный" в Пермском крае земельного участка (земли обороны) через 23 года после того, как ответчик самовольно оформил права на него, а затем сдавал в аренду третьим лицам, получая необоснованно арендную плату за имущество, которое является собственностью Российской Федерации и относится к категории земель обороны. Факт незаконного использования земельного участка был выявлен в 2013 г. в ходе прокурорской проверки, в результате которой и было установлено, что в 1993 г. Малый совет Пермского областного совета народных депутатов принял решение о передаче земельного участка ЗАТО. В 2008 г. на основании этого решения и было зарегистрировано право муниципальной собственности.
(Конохов М.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Показательным в данном случае может являться пример, когда суд удовлетворил иск Министерства обороны Российской Федерации об истребовании у закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) "Звездный" в Пермском крае земельного участка (земли обороны) через 23 года после того, как ответчик самовольно оформил права на него, а затем сдавал в аренду третьим лицам, получая необоснованно арендную плату за имущество, которое является собственностью Российской Федерации и относится к категории земель обороны. Факт незаконного использования земельного участка был выявлен в 2013 г. в ходе прокурорской проверки, в результате которой и было установлено, что в 1993 г. Малый совет Пермского областного совета народных депутатов принял решение о передаче земельного участка ЗАТО. В 2008 г. на основании этого решения и было зарегистрировано право муниципальной собственности.