Земельный участок в двух функциональных зонах

Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный участок в двух функциональных зонах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2021 N 303-ЭС21-7102 по делу N А51-10753/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в предварительном согласовании земельного участка, обязании рассмотреть заявление о предварительном согласовании участка для строительства многоэтажного дома.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как спорный земельный участок является ограниченным в обороте и оснований для предварительного согласования предоставления земельного участка в рассматриваемой ситуации не имелось.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствовались статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 39.6, 39.8, 39.14, 39.15, 39.16, 85, 93, 104, 105 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 18, 23, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" и исходили из следующего: испрашиваемый Обществом земельный участок полностью находится в зоне с особыми условиями использования территории "Запретная зона военного объекта Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации"; в соответствии с документами территориального планирования указанный земельный участок расположен двух функциональных зонах - жилой зоне и зоне транспортной инфраструктуры, а также входит в границы планируемого размещения автомобильной дороги местного значения; при таких обстоятельствах у Управления отсутствуют предусмотренные законом основания для предварительного согласования предоставления Обществу спорного земельного участка в целях строительства многоквартирного дома.
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29.09.2022 N 66а-1724/2022
Об оставлении без изменения решения Краснодарского краевого суда от 20.05.2022 об отказе в оспаривании нормативно-правового акта в части.
Доводы административного истца о том, что нахождение земельного участка в двух функциональных зонах создает неопределенность его правового режима, судебная коллегия полагает необоснованными ввиду того, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменения правового режима земель, находящихся в их границах, а по общему правилу, определенному частью 8 статьи 36 ГрК РФ, земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с таковым.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Об ограничении свободы усмотрения публичной власти при принятии (изменении) генеральных планов. Комментарий к Апелляционному определению Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 06.03.2019 N 78-АПА19-5
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 9)
Считаем, что само по себе изменение функционального зонирования в части установления рекреационной зоны еще не означает включение земельного участка в перечень зеленых насаждений общего пользования. Невозможно сделать вывод о тождестве двух правовых понятий лишь на основании их внешнего сходства <31>, без анализа сущностных признаков.
Статья: Генеральный план и правила землепользования и застройки: соотношение и пределы внесения изменений
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)
Таким образом, функциональное зонирование, установленное генпланом, является основанием для градостроительного зонирования, отраженного в ПЗЗ. Виды территориальных зон, прямо установленные в ст. 35 ГрК РФ, уточняют содержание документов территориального планирования и направлены на закрепление правового режима использования земельных участков. При этом параметры планируемого развития территорий, рассчитанные для определенной функциональной зоны, не изменяются.

Нормативные акты

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"Об особо охраняемых природных территориях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)
2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение двух месяцев привести в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.