Земельный участок объект культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный участок объект культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О признании объектом налогообложения по земельному налогу участка, занятого объектом культурного наследия.
(Письмо Минфина России от 23.01.2024 N 03-05-05-02/4941)Вопрос: О признании объектом налогообложения по земельному налогу участка, занятого объектом культурного наследия.
(Письмо Минфина России от 23.01.2024 N 03-05-05-02/4941)Вопрос: О признании объектом налогообложения по земельному налогу участка, занятого объектом культурного наследия.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Письмо Росреестра от 24 февраля 2025 г. N 14-1619-ТГ/25
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Письмо Росреестра от 24 февраля 2025 г. N 14-1619-ТГ/25
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 5. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 5. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;
(ред. от 31.07.2025)14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;
Вопрос: О земельном налоге в отношении земельных участков, входящих в территорию особо ценного объекта культурного наследия, включенного в Государственный свод.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 03-05-05-02/129701)Вопрос: О земельном налоге в отношении земельных участков, входящих в территорию особо ценного объекта культурного наследия, включенного в Государственный свод.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 03-05-05-02/129701)Вопрос: О земельном налоге в отношении земельных участков, входящих в территорию особо ценного объекта культурного наследия, включенного в Государственный свод.
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Паспорт может быть выдан собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в Реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (п. 1 ст. 21 Закона об объектах культурного наследия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Паспорт может быть выдан собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в Реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (п. 1 ст. 21 Закона об объектах культурного наследия).
Готовое решение: Как пролонгировать (продлить) договор безвозмездного пользования
(КонсультантПлюс, 2025)Продление договора нужно зарегистрировать, если объектом безвозмездного пользования является земельный участок или объект культурного наследия и договор был зарегистрирован (п. 2 ст. 26 ЗК РФ, п. 2 ст. 609, п. 3 ст. 689, п. 2 ст. 164 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Продление договора нужно зарегистрировать, если объектом безвозмездного пользования является земельный участок или объект культурного наследия и договор был зарегистрирован (п. 2 ст. 26 ЗК РФ, п. 2 ст. 609, п. 3 ст. 689, п. 2 ст. 164 ГК РФ).
Статья: Раскрытие информации о нефинансовых активах в бухгалтерской отчетности университетов: действующая практика и перспективы
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 10)Не отражается также информация и об обеспеченности объектами. Только Южный федеральный университет (ЮФУ) представил информацию об имущественном комплексе, который включает в себя 438 объектов недвижимости, 69 земельных участков, 12 объектов культурного наследия, а также объекты, обладающие специфическими функциями. Представление такой информации позволяет ее пользователям делать вывод, что университет является одним из крупнейших научно-образовательных центров России.
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 10)Не отражается также информация и об обеспеченности объектами. Только Южный федеральный университет (ЮФУ) представил информацию об имущественном комплексе, который включает в себя 438 объектов недвижимости, 69 земельных участков, 12 объектов культурного наследия, а также объекты, обладающие специфическими функциями. Представление такой информации позволяет ее пользователям делать вывод, что университет является одним из крупнейших научно-образовательных центров России.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)18) возложение на собственника или законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (или земельного участка, на котором он расположен, - в случае неустановления собственника (законного владельца) соответствующего объекта), обязанности воздержаться от его сноса при рассмотрении административного искового заявления, которым в порядке гл. 21 КАС РФ оспаривается правовой акт регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе во включении соответствующего объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2024 N 17-П "По делу о проверке конституционности статьи 85, части 4 статьи 87 и статьи 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.В. Сергеева").
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)18) возложение на собственника или законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (или земельного участка, на котором он расположен, - в случае неустановления собственника (законного владельца) соответствующего объекта), обязанности воздержаться от его сноса при рассмотрении административного искового заявления, которым в порядке гл. 21 КАС РФ оспаривается правовой акт регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе во включении соответствующего объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2024 N 17-П "По делу о проверке конституционности статьи 85, части 4 статьи 87 и статьи 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.В. Сергеева").
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Определение границ некоторых территорий может быть сопряжено с рядом сложностей. Так, согласно ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия для установления границ территории объекта культурного наследия необходимы данные архивных документов, исторических поземельных планов и научных исследований, на основании которых изготавливается проект границ территории объекта культурного наследия; границы утверждаются актом уполномоченного органа в виде характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. По смыслу норм ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия сведения о границах территории объекта культурного наследия подлежат внесению в ГКН, однако в этой же статье Закона со ссылкой на ст. 5.1 и положения земельного законодательства подчеркивается, что отсутствие в ГКН сведений о границах территории не является основанием для несоблюдения требований об ограничениях, в том числе связанных с использованием земельных участков, в границах территории объекта культурного наследия.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Определение границ некоторых территорий может быть сопряжено с рядом сложностей. Так, согласно ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия для установления границ территории объекта культурного наследия необходимы данные архивных документов, исторических поземельных планов и научных исследований, на основании которых изготавливается проект границ территории объекта культурного наследия; границы утверждаются актом уполномоченного органа в виде характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. По смыслу норм ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия сведения о границах территории объекта культурного наследия подлежат внесению в ГКН, однако в этой же статье Закона со ссылкой на ст. 5.1 и положения земельного законодательства подчеркивается, что отсутствие в ГКН сведений о границах территории не является основанием для несоблюдения требований об ограничениях, в том числе связанных с использованием земельных участков, в границах территории объекта культурного наследия.
Статья: Принципы применения мер административного принуждения в отношении субъектов предпринимательской деятельности
(Ившина Г.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)3. Принцип соответствия (адекватности, пропорциональности) применяемой административно-принудительной меры характеру совершенного субъектом предпринимательской деятельности нарушения обязательных требований, административного правонарушения и его вредным последствиям (при их наличии). Иными словами, при выявлении фактов нарушения обязательных требований, совершения административного правонарушения должна избираться и применяться такая мера административного принуждения, которая, с одной стороны, способна обеспечить достижение целей прекращения противоправного поведения, устранения его вредных последствий, восстановления нарушенного режима охраны социально значимых ценностей, привлечения субъекта предпринимательской деятельности к административной ответственности, а с другой стороны, не способна повлечь за собой излишнего, не требуемого, исходя из фактических обстоятельств дела, обременения указанного субъекта и ограничения его прав. Например, применяемая в отношении лица посредством возложения на него выдаваемым предписанием соответствующей обязанности мера административного восстановления должна соответствовать характеру и последствиям нарушенного режима охраны социально значимых ценностей и должна быть направлена на восстановление именно того правового положения субъекта или объекта, которое существовало до совершения нарушения обязательных требований (приведение в первоначальное состояние земельного участка, облика объекта культурного наследия, системы пожаротушения и т.п.). Такие административно-принудительных меры, как аннулирование лицензии, иного специального разрешения, административное приостановление деятельности, должны применяться в отношении субъектов предпринимательства только в крайних случаях, когда данными субъектами допущены грубые нарушения обязательных требований и примененные к ним ранее меры административно-правового воздействия не привели к прекращению противоправного поведения и (или) устранению его вредных последствий.
(Ившина Г.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)3. Принцип соответствия (адекватности, пропорциональности) применяемой административно-принудительной меры характеру совершенного субъектом предпринимательской деятельности нарушения обязательных требований, административного правонарушения и его вредным последствиям (при их наличии). Иными словами, при выявлении фактов нарушения обязательных требований, совершения административного правонарушения должна избираться и применяться такая мера административного принуждения, которая, с одной стороны, способна обеспечить достижение целей прекращения противоправного поведения, устранения его вредных последствий, восстановления нарушенного режима охраны социально значимых ценностей, привлечения субъекта предпринимательской деятельности к административной ответственности, а с другой стороны, не способна повлечь за собой излишнего, не требуемого, исходя из фактических обстоятельств дела, обременения указанного субъекта и ограничения его прав. Например, применяемая в отношении лица посредством возложения на него выдаваемым предписанием соответствующей обязанности мера административного восстановления должна соответствовать характеру и последствиям нарушенного режима охраны социально значимых ценностей и должна быть направлена на восстановление именно того правового положения субъекта или объекта, которое существовало до совершения нарушения обязательных требований (приведение в первоначальное состояние земельного участка, облика объекта культурного наследия, системы пожаротушения и т.п.). Такие административно-принудительных меры, как аннулирование лицензии, иного специального разрешения, административное приостановление деятельности, должны применяться в отношении субъектов предпринимательства только в крайних случаях, когда данными субъектами допущены грубые нарушения обязательных требований и примененные к ним ранее меры административно-правового воздействия не привели к прекращению противоправного поведения и (или) устранению его вредных последствий.
Статья: Отдельные вопросы оборотоспособности земельных участков как объектов гражданских прав
(Гаджимогомедов К.М., Павлова И.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Ограничены в обороте земельные участки, которые находятся в границах объекта культурного наследия. Такие земельные участки ограничиваются в обороте согласно подп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Интерес представляют выводы судебной практики в данной сфере. Так, земельный участок, содержащий объект культурного наследия, был предметом спора по делу N А40-20001/2023, рассмотренного Арбитражным судом города Москвы. Истец подал заявление о выкупе земельного участка из публичной собственности, но получил отказ. Предъявляя требование в суд, истец назвал отказ ответчика необоснованным, сославшись на то, что сам по себе факт включения земельного участка в границы соответствующего объекта культурного наследия не говорит о том, что данный земельный участок ограничен в обороте и участок не может быть передан в частную собственность лицу. Ответчик же ссылался на то, что не предполагается продажа такого земельного участка, так как в его границах расположен объект археологического наследия. Так как обстоятельства, указанные в законе в качестве исключений (в рамках регулирования норм п. 4 ст. 28 ЗК РФ) в деле не наличествовали, суд удовлетворил заявленные требования истца <17>.
(Гаджимогомедов К.М., Павлова И.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Ограничены в обороте земельные участки, которые находятся в границах объекта культурного наследия. Такие земельные участки ограничиваются в обороте согласно подп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Интерес представляют выводы судебной практики в данной сфере. Так, земельный участок, содержащий объект культурного наследия, был предметом спора по делу N А40-20001/2023, рассмотренного Арбитражным судом города Москвы. Истец подал заявление о выкупе земельного участка из публичной собственности, но получил отказ. Предъявляя требование в суд, истец назвал отказ ответчика необоснованным, сославшись на то, что сам по себе факт включения земельного участка в границы соответствующего объекта культурного наследия не говорит о том, что данный земельный участок ограничен в обороте и участок не может быть передан в частную собственность лицу. Ответчик же ссылался на то, что не предполагается продажа такого земельного участка, так как в его границах расположен объект археологического наследия. Так как обстоятельства, указанные в законе в качестве исключений (в рамках регулирования норм п. 4 ст. 28 ЗК РФ) в деле не наличествовали, суд удовлетворил заявленные требования истца <17>.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 26.07.2023 N БС-3-21/9742@ <Об уплате налога на имущество>
(Ершова Е.А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 16)Имущество, переданное в аренду, облагается налогом на имущество у арендодателя (лизингодателя). Причем это правило не зависит от того, как объект аренды учитывает арендодатель: как основное средство или в составе других активов. Налогом на имущество облагается вся недвижимость, кроме земельных участков, объектов культурного наследия, научных ядерных установок и иных объектов, указанных в п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ.
(Ершова Е.А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 16)Имущество, переданное в аренду, облагается налогом на имущество у арендодателя (лизингодателя). Причем это правило не зависит от того, как объект аренды учитывает арендодатель: как основное средство или в составе других активов. Налогом на имущество облагается вся недвижимость, кроме земельных участков, объектов культурного наследия, научных ядерных установок и иных объектов, указанных в п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данное правило воспроизведено в п. 107 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 860 (о данном документе см. ниже), без какой-либо детализации. Согласно п. 107 (1) указанного Положения (пункт введен Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2019 г. N 1341) организация продажи посредством публичного предложения земельных участков, объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и передачи указанных объектов в собственность покупателям осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о приватизации в отношении указанных видов имущества.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данное правило воспроизведено в п. 107 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 860 (о данном документе см. ниже), без какой-либо детализации. Согласно п. 107 (1) указанного Положения (пункт введен Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2019 г. N 1341) организация продажи посредством публичного предложения земельных участков, объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и передачи указанных объектов в собственность покупателям осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о приватизации в отношении указанных видов имущества.