Земельный налог доля
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный налог доля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 392 "Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по определению размера земельного налога. Участок был предоставлен обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом налогоплательщик не является единственным правообладателем данного участка. Налоговый орган, ссылаясь на то, что другие правообладатели участка были ликвидированы, произвел расчет и начисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости полной площади земельного участка без учета иных собственников. Вместе с тем суд указал, что в силу п. 2 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях. Земельный налог может быть взыскан лишь после определения частей земельных участков, находящихся в пользовании налогоплательщиков, их границы и площади. Поскольку в данном деле налоговый орган ограничился сведениями, содержащимися в ЕГРН, однако не отражающими фактических данных о границах, площади и расположении объекта налогообложения, количества его собственников (пользователей), суд пришел к выводу о том, что решение налоговой инспекции нарушает права и законные интересы общества. Учитывая данные обстоятельства, суд признал действия налогового органа по определению размера земельного налога незаконными.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по определению размера земельного налога. Участок был предоставлен обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом налогоплательщик не является единственным правообладателем данного участка. Налоговый орган, ссылаясь на то, что другие правообладатели участка были ликвидированы, произвел расчет и начисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости полной площади земельного участка без учета иных собственников. Вместе с тем суд указал, что в силу п. 2 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях. Земельный налог может быть взыскан лишь после определения частей земельных участков, находящихся в пользовании налогоплательщиков, их границы и площади. Поскольку в данном деле налоговый орган ограничился сведениями, содержащимися в ЕГРН, однако не отражающими фактических данных о границах, площади и расположении объекта налогообложения, количества его собственников (пользователей), суд пришел к выводу о том, что решение налоговой инспекции нарушает права и законные интересы общества. Учитывая данные обстоятельства, суд признал действия налогового органа по определению размера земельного налога незаконными.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 388 "Налогоплательщики" главы 31 "Земельный налог" НК РФ"Таким образом, у ответчика возникла обязанность по возмещению истцу расходов на оплату земельного налога, рассчитанных пропорционально доле ответчика в праве общей долевой собственности на расположенные на земельном участке объекты недвижимости."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об исчислении земельного налога при отсутствии размера доли в виде простой правильной дроби, а также при определении размера земельной доли, отличного от простой правильной дроби.
(Письмо ФНС России от 18.12.2024 N БС-4-21/14335@)Вопрос: Об исчислении земельного налога при отсутствии размера доли в виде простой правильной дроби, а также при определении размера земельной доли, отличного от простой правильной дроби.
(Письмо ФНС России от 18.12.2024 N БС-4-21/14335@)Вопрос: Об исчислении земельного налога при отсутствии размера доли в виде простой правильной дроби, а также при определении размера земельной доли, отличного от простой правильной дроби.
Вопрос: Об НДС, налоге на прибыль и земельном налоге при передаче долей в праве общей собственности на земельные участки и иное общее имущество при реализации этих участков, в том числе коттеджных поселков.
(Письмо Минфина России от 09.11.2023 N 03-03-06/1/106649)Вопрос: Об НДС, налоге на прибыль и земельном налоге при передаче долей в праве общей собственности на земельные участки и иное общее имущество при реализации этих участков, в том числе коттеджных поселков.
(Письмо Минфина России от 09.11.2023 N 03-03-06/1/106649)Вопрос: Об НДС, налоге на прибыль и земельном налоге при передаче долей в праве общей собственности на земельные участки и иное общее имущество при реализации этих участков, в том числе коттеджных поселков.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)В связи с тем, что фирма имеет право на общую долевую собственность на спорный земельный участок, размер долей сторон подлежит определению в рамках рассмотрения другого дела, фирма обязана уплачивать земельный налог пропорционально своей доле в общей долевой собственности на спорный земельный участок. В случае если земельный налог за весь земельный участок был полностью уплачен одним из собственников, он вправе требовать возмещения расходов на уплату земельного налога по правилам о неосновательном обогащении.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)В связи с тем, что фирма имеет право на общую долевую собственность на спорный земельный участок, размер долей сторон подлежит определению в рамках рассмотрения другого дела, фирма обязана уплачивать земельный налог пропорционально своей доле в общей долевой собственности на спорный земельный участок. В случае если земельный налог за весь земельный участок был полностью уплачен одним из собственников, он вправе требовать возмещения расходов на уплату земельного налога по правилам о неосновательном обогащении.
Статья: Президент и местное самоуправление в России: теория и практика взаимодействия
(Будаев А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)В целях реализации положений ст. 18.1 нового Закона о местном самоуправлении в 2008 г. принимается Указ Президента РФ N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" <18>, включивший такие критерии оценки, как число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения; доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом; общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, и др.
(Будаев А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)В целях реализации положений ст. 18.1 нового Закона о местном самоуправлении в 2008 г. принимается Указ Президента РФ N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" <18>, включивший такие критерии оценки, как число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения; доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом; общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, и др.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Исходя из указанного подхода, должна быть определена и роль субъектов РФ (т.е. отдельных регионов), а также муниципальных образований в налоговых отношениях. Виды налогов и сборов, которые может устанавливать субъект РФ или муниципальное образование, определяются конституционным статусом данного образования и установленным в налоговых отношениях разграничением предметов ведения названных субъектов. Однако субъекты РФ и муниципальные образования обладают полномочиями на получение и, соответственно, присвоение не только сумм соответствующих региональных (налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога) и местных налогов (земельного налога, НИФЛ), но и в определенной доли отчислений по федеральным налогам (например, субъекты РФ - по налогу на прибыль организаций).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Исходя из указанного подхода, должна быть определена и роль субъектов РФ (т.е. отдельных регионов), а также муниципальных образований в налоговых отношениях. Виды налогов и сборов, которые может устанавливать субъект РФ или муниципальное образование, определяются конституционным статусом данного образования и установленным в налоговых отношениях разграничением предметов ведения названных субъектов. Однако субъекты РФ и муниципальные образования обладают полномочиями на получение и, соответственно, присвоение не только сумм соответствующих региональных (налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога) и местных налогов (земельного налога, НИФЛ), но и в определенной доли отчислений по федеральным налогам (например, субъекты РФ - по налогу на прибыль организаций).
Статья: Единый подоходный налог - стимул или антистимул
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)Доля подоходных налогов в налоговом бремени по землям
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)Доля подоходных налогов в налоговом бремени по землям
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Результаты расчета доли земельного налога,
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Результаты расчета доли земельного налога,
Информация: ФНС напоминает, как заплатить налоги на имущество за несовершеннолетних детей
("Официальный сайт ФНС России", 2025)1 декабря истекает срок уплаты имущественных налогов. При этом несовершеннолетние также признаются налогоплательщиками, если владеют жильем или долей в нем, земельным участком и другой недвижимостью. Уплачивать налоги за них могут родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица. Сделать это можно по QR-коду или штрихкоду через электронные сервисы, через банк, кассу местной администрации, почту, МФЦ, если там принимают оплату в счет налогов.
("Официальный сайт ФНС России", 2025)1 декабря истекает срок уплаты имущественных налогов. При этом несовершеннолетние также признаются налогоплательщиками, если владеют жильем или долей в нем, земельным участком и другой недвижимостью. Уплачивать налоги за них могут родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица. Сделать это можно по QR-коду или штрихкоду через электронные сервисы, через банк, кассу местной администрации, почту, МФЦ, если там принимают оплату в счет налогов.
Готовое решение: Плательщики земельного налога
(КонсультантПлюс, 2025)Но пока покупатель не зарегистрирует на себя право на участок (его долю), земельный налог придется платить вам, так как в ЕГРН участок будет числиться за вами (п. 1 ст. 388 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Но пока покупатель не зарегистрирует на себя право на участок (его долю), земельный налог придется платить вам, так как в ЕГРН участок будет числиться за вами (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Готовое решение: Какие льготы предусмотрены по земельному налогу для юридических лиц
(КонсультантПлюс, 2025)На местном уровне могут установить льготу, которая освобождает от земельного налога какую-то долю площади определенных земельных участков (п. 2 ст. 387 НК РФ, Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@).
(КонсультантПлюс, 2025)На местном уровне могут установить льготу, которая освобождает от земельного налога какую-то долю площади определенных земельных участков (п. 2 ст. 387 НК РФ, Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@).
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В первую очередь следует отметить существенное падение роли и значения налога на землю в формировании собственной финансовой базы муниципальных бюджетов. Если в 2010 г. доля данного налога в общей сумме доходов местных бюджетов составляла 3,9%, то в последующие годы наметилась четкая тенденция к ее снижению и, судя по отчету за 2022 г., она составила всего 2,55%. Та же самая тенденция имеет место и в соотношении сумм поступлений налога на землю и общей суммы налоговых доходов местных бюджетов. За указанный период доля налога на землю снизилась с 12,7 до 9,3%. Обращает также на себя внимание тот факт, что за этот период рост поступлений налога обеспечивался в основном за счет увеличения налоговой нагрузки на население. В 2022 г. физическими лицами было уплачено в местные бюджеты 44,4 млрд руб. земельного налога, что ровно в 3 раза превысило данный показатель 2010 г. В то же время поступления налога от организаций выросли лишь на 38%. Таким образом, налог на землю, несмотря на все принимаемые меры, так и не стал стабильным источником доходов бюджетов местного самоуправления.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В первую очередь следует отметить существенное падение роли и значения налога на землю в формировании собственной финансовой базы муниципальных бюджетов. Если в 2010 г. доля данного налога в общей сумме доходов местных бюджетов составляла 3,9%, то в последующие годы наметилась четкая тенденция к ее снижению и, судя по отчету за 2022 г., она составила всего 2,55%. Та же самая тенденция имеет место и в соотношении сумм поступлений налога на землю и общей суммы налоговых доходов местных бюджетов. За указанный период доля налога на землю снизилась с 12,7 до 9,3%. Обращает также на себя внимание тот факт, что за этот период рост поступлений налога обеспечивался в основном за счет увеличения налоговой нагрузки на население. В 2022 г. физическими лицами было уплачено в местные бюджеты 44,4 млрд руб. земельного налога, что ровно в 3 раза превысило данный показатель 2010 г. В то же время поступления налога от организаций выросли лишь на 38%. Таким образом, налог на землю, несмотря на все принимаемые меры, так и не стал стабильным источником доходов бюджетов местного самоуправления.