Заявительный характер регистрации юридических лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявительный характер регистрации юридических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Обществом не была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагентов, не были проанализированы их платежеспособность, деловая репутация, наличие основных и транспортных средств, наличие штатной численности и способность выполнить заявленный комплекс работ. Сведения о регистрации юридического лица носят формальный характер и не свидетельствуют о фактической деятельности организации.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Обществом не была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагентов, не были проанализированы их платежеспособность, деловая репутация, наличие основных и транспортных средств, наличие штатной численности и способность выполнить заявленный комплекс работ. Сведения о регистрации юридического лица носят формальный характер и не свидетельствуют о фактической деятельности организации.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024 N 09АП-24236/2024 по делу N А40-296910/2023
Категория: Споры с налоговым органом.
Требования налогоплательщика: О признании актов недействительными.
Обстоятельства: Представленные доказательства в своей совокупности и взаимосвязи опровергают довод заявителя о том, что торговая деятельность им не осуществляется, а на объекте оказываются услуги общественного питания.
Решение: Отказано.Судебная коллегия, отклоняя доводы предпринимателя, учитывает, что хозяйствующие субъекты при регистрации заявляют планируемые к осуществлению основной и дополнительные виды экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2). Поскольку процедура регистрации в качестве юридического лица носит заявительный характер, заявители самостоятельно решают вопрос о целесообразности выбора тех или иных кодов видов деятельности. Таким образом, несоответствие заявленных при регистрации кодов ОКВЭД фактически осуществляемым видам деятельности не влияет на обязанность Общества по уплате торгового сбора.
Категория: Споры с налоговым органом.
Требования налогоплательщика: О признании актов недействительными.
Обстоятельства: Представленные доказательства в своей совокупности и взаимосвязи опровергают довод заявителя о том, что торговая деятельность им не осуществляется, а на объекте оказываются услуги общественного питания.
Решение: Отказано.Судебная коллегия, отклоняя доводы предпринимателя, учитывает, что хозяйствующие субъекты при регистрации заявляют планируемые к осуществлению основной и дополнительные виды экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2). Поскольку процедура регистрации в качестве юридического лица носит заявительный характер, заявители самостоятельно решают вопрос о целесообразности выбора тех или иных кодов видов деятельности. Таким образом, несоответствие заявленных при регистрации кодов ОКВЭД фактически осуществляемым видам деятельности не влияет на обязанность Общества по уплате торгового сбора.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация общества с ограниченной ответственностьюЗакон о регистрации устанавливает заявительный характер государственной регистрации юридических лиц, а также государственных регистрационных изменений в ЕГРЮЛ, и не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Государственная регистрация изменений, внесенных в устав общества с ограниченной ответственностью, и внесение изменений в сведения об обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛИз приведенных норм права следует, что регистрация изменений в сведения о юридическом лице носит заявительный характер. Достоверность представляемых сведений обеспечивается самими заявителями. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за представление в регистрирующий орган недостоверных сведений. Правовая экспертиза представляемых документов Законом о государственной регистрации не предусмотрена. Регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации при представлении заявителем документов в соответствии с перечнем, установленным статьей 17 Закона о государственной регистрации.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 05.08.2025 N КВ-4-14/7293@
"О направлении обзора судебной практики"
(вместе с "Обзором судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2025)")Согласно существу спора, регистрирующий орган рассмотрение заявленных истцом требований оставил на усмотрение суда и возражений по существу действительности решений общества не заявил, лишь указывал на то, что, поскольку Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен заявительный характер регистрации, на инспекцию не возложена обязанность проверки достоверности представляемых на регистрацию документов, а представленный на регистрацию пакет документов формально соответствовал требованиям закона, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа во внесении изменений в сведения о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.
"О направлении обзора судебной практики"
(вместе с "Обзором судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2025)")Согласно существу спора, регистрирующий орган рассмотрение заявленных истцом требований оставил на усмотрение суда и возражений по существу действительности решений общества не заявил, лишь указывал на то, что, поскольку Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен заявительный характер регистрации, на инспекцию не возложена обязанность проверки достоверности представляемых на регистрацию документов, а представленный на регистрацию пакет документов формально соответствовал требованиям закона, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа во внесении изменений в сведения о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.
<Письмо> ФНС России от 06.07.2017 N ГД-4-14/13154@
<О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2017)">В соответствии с положениями Закона о государственной регистрации, государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер, и в силу статей 5, 9, 25 названного Закона записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании представленных уполномоченными лицами (заявителями) документов, всю ответственность за достоверность сведений несут заявители, юридические лица, а до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ регистрирующий орган обязан провести проверку достоверности данных, включаемых в реестр (пункт 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
<О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2017)">В соответствии с положениями Закона о государственной регистрации, государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер, и в силу статей 5, 9, 25 названного Закона записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании представленных уполномоченными лицами (заявителями) документов, всю ответственность за достоверность сведений несут заявители, юридические лица, а до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ регистрирующий орган обязан провести проверку достоверности данных, включаемых в реестр (пункт 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопрос: Должно ли физлицо уплачивать страховые взносы за себя, в случае если оно без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя осуществляет предпринимательскую деятельность?
(Консультация эксперта, 2023)Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя определен в ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
(Консультация эксперта, 2023)Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя определен в ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Свидетельствует ли о проявлении должной осмотрительности истребование у контрагентов свидетельств о постановке на учет в налоговом органе
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что истребование у контрагентов свидетельств о регистрации и постановке на учет само по себе не свидетельствует о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности. Регистрация в качестве юридических лиц носит заявительный характер и не указывает на наличие у участников хозяйственных взаимоотношений, в частности, деловой репутации и платежеспособности.
Свидетельствует ли о проявлении должной осмотрительности истребование у контрагентов свидетельств о постановке на учет в налоговом органе
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что истребование у контрагентов свидетельств о регистрации и постановке на учет само по себе не свидетельствует о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности. Регистрация в качестве юридических лиц носит заявительный характер и не указывает на наличие у участников хозяйственных взаимоотношений, в частности, деловой репутации и платежеспособности.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)"...государственная регистрация автомототранспортных средств носит заявительный характер.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)"...государственная регистрация автомототранспортных средств носит заявительный характер.
"Исполнительные органы хозяйственного общества: монография"
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Регистрация в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, носит заявительный, а не правоустанавливающий характер <1>.
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Регистрация в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, носит заявительный, а не правоустанавливающий характер <1>.
Статья: В отчетности заемщика выявлена техническая задолженность. Как снизить риски кредитора?
(Бродский Г., Федяинов А., Щербак Д.)
("Банковское кредитование", 2024, N 2)- частично - обстоятельства, свидетельствующие о нереальности деятельности предприятия-кредитора: частая смена единоличного исполнительного органа, отсутствие по месту нахождения, указанному в учредительных документах, или заявленному фактическому месту нахождения, регистрация по адресу, указанному при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами, массовый руководитель (учредитель), минимальный штат сотрудников;
(Бродский Г., Федяинов А., Щербак Д.)
("Банковское кредитование", 2024, N 2)- частично - обстоятельства, свидетельствующие о нереальности деятельности предприятия-кредитора: частая смена единоличного исполнительного органа, отсутствие по месту нахождения, указанному в учредительных документах, или заявленному фактическому месту нахождения, регистрация по адресу, указанному при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами, массовый руководитель (учредитель), минимальный штат сотрудников;
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Госрегистрация изменений в устав АО и внесение изменений в сведения об обществе в ЕГРЮЛ.
Может ли налоговый орган требовать отмены регистрации нового адреса при его недостоверности
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация носит заявительный характер. Регистрирующие органы не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных на регистрацию сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установлен в статье 17 Закона о государственной регистрации.
Может ли налоговый орган требовать отмены регистрации нового адреса при его недостоверности
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация носит заявительный характер. Регистрирующие органы не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных на регистрацию сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установлен в статье 17 Закона о государственной регистрации.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)По общему правилу регистрация (внесение в ЕГРЮЛ сведений) носит заявительный характер, и налоговый орган не проводит правовую экспертизу представленных документов и используемых в них терминов <1>, например в отличие от Росреестра. Налоговый орган не вправе требовать представления других документов на регистрацию, помимо установленных законом (п. 4 ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)По общему правилу регистрация (внесение в ЕГРЮЛ сведений) носит заявительный характер, и налоговый орган не проводит правовую экспертизу представленных документов и используемых в них терминов <1>, например в отличие от Росреестра. Налоговый орган не вправе требовать представления других документов на регистрацию, помимо установленных законом (п. 4 ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц).
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Госрегистрация изменений в устав АО и внесение изменений в сведения об обществе в ЕГРЮЛ.
Влечет ли отсутствие общества по адресу недействительность внесенных в устав и ЕГРЮЛ изменений
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация носит заявительный характер. Регистрирующие органы не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных на регистрацию сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установлен в статье 17 Закона о регистрации.
Влечет ли отсутствие общества по адресу недействительность внесенных в устав и ЕГРЮЛ изменений
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация носит заявительный характер. Регистрирующие органы не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных на регистрацию сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установлен в статье 17 Закона о регистрации.
Статья: Порядок рассмотрения и разрешения дел по корпоративным спорам в судах
(Боринос А.Е.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 5)Например, по одному делу арбитражный суд отметил, что корпоративный спор, в котором предметом иска является требование о признании за истцом физическим лицом - права собственности на объекты недвижимого имущества, не зарегистрированные в ЕГРН, находившиеся в пользовании предприятия, исключенного из Единого государственного реестра юридических лиц, арбитражным судом не разрешается.
(Боринос А.Е.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 5)Например, по одному делу арбитражный суд отметил, что корпоративный спор, в котором предметом иска является требование о признании за истцом физическим лицом - права собственности на объекты недвижимого имущества, не зарегистрированные в ЕГРН, находившиеся в пользовании предприятия, исключенного из Единого государственного реестра юридических лиц, арбитражным судом не разрешается.
"Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В соответствии с п. 1 ст. 25 комментируемого Закона за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В соответствии с п. 1 ст. 25 комментируемого Закона за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.