Защита частной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита частной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 35 Конституции РФ"Принимая во внимание гарантии права на жилище и защиты частной собственности от произвольного изъятия, закрепленные в статьях 35 (часть 3) и 40 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве меры социальной поддержки для собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в том числе вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, предоставление им взамен изымаемых жилых помещений возмещения за счет бюджетных средств (части 1, 6, 7 и др.), а также возможность получения другого жилого помещения, если будет достигнуто соглашение об этом (часть 8)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 71 Конституции РФ"Из положений статей 55 (часть 3) и 71 (пункты "в", "о") Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 17, 19, 35 и 46 вытекает, что ограничения права собственности могут вводиться федеральным законом, только если они необходимы для защиты иных конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, и отвечают требованиям справедливости. Конституционные гарантии охраны частной собственности, включая ее судебную защиту, распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере. Это означает, что ограничения владения, пользования или распоряжения имуществом, налагаемые для обеспечения производства по уголовному делу, изъятие имущества у его обладателя, независимо от оснований такого изъятия, предполагают - поскольку они носят принудительный характер - наличие механизма, позволяющего эффективно защищать в судебном порядке интересы собственника имущества, его владельца и временного пользователя. Права законного владельца имущества должны быть защищены вне зависимости от того, какой юридический характер имеет это владение: вещный (право собственности, право хозяйственного ведения и т.п.) или обязательственный (на основании договора)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы защиты права частной собственности в условиях реализации мероприятий программы комплексного развития
(Челышева Н.Ю.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)"Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4
(Челышева Н.Ю.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)"Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Указанная мера является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти и направлена на реализацию принципа охраны частной собственности (ч. 1 ст. 35, ст. ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Указанная мера является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти и направлена на реализацию принципа охраны частной собственности (ч. 1 ст. 35, ст. ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации).
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 1 (2022)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Правовые позиции Комитета: государства-участники в целях оптимизации ресурсов своих социальных служб могут устанавливать требования или условия, которые должны соблюдаться заявителями для получения социальных услуг, таких как альтернативное жилье. Государства также могут принимать меры по защите частной собственности и предупреждению незаконного и недобросовестного завладения недвижимостью. Вместе с тем условия доступа к социальным услугам должны быть разумными и тщательно разработанными не только во избежание возможной стигматизации, но и потому, что, когда какое-либо лицо ходатайствует о предоставлении альтернативного жилья, его поведение не может само по себе служить основанием для отказа в предоставлении социального жилья государством-участником. Кроме того, при толковании и применении судами и административными органами норм, регулирующих доступ к социальному жилью или альтернативному заселению, необходимо избегать закрепления системной дискриминации и стигматизации в отношении живущих в бедности лиц, которые в силу необходимости или с добрыми намерениями занимают недвижимость, не имея на это законных оснований (пункт 13.1 Соображений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Правовые позиции Комитета: государства-участники в целях оптимизации ресурсов своих социальных служб могут устанавливать требования или условия, которые должны соблюдаться заявителями для получения социальных услуг, таких как альтернативное жилье. Государства также могут принимать меры по защите частной собственности и предупреждению незаконного и недобросовестного завладения недвижимостью. Вместе с тем условия доступа к социальным услугам должны быть разумными и тщательно разработанными не только во избежание возможной стигматизации, но и потому, что, когда какое-либо лицо ходатайствует о предоставлении альтернативного жилья, его поведение не может само по себе служить основанием для отказа в предоставлении социального жилья государством-участником. Кроме того, при толковании и применении судами и административными органами норм, регулирующих доступ к социальному жилью или альтернативному заселению, необходимо избегать закрепления системной дискриминации и стигматизации в отношении живущих в бедности лиц, которые в силу необходимости или с добрыми намерениями занимают недвижимость, не имея на это законных оснований (пункт 13.1 Соображений).
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Сохранившееся и в настоящее время преобладание государственной (публично-правовой) собственности на объекты недвижимости (во всяком случае, на земельные участки, а первоначально - и на находящиеся на них здания и сооружения) содействовало консервации представлений об аренде как одном из главных институтов гражданского права, способных обеспечить потребности развивающегося малого и среднего бизнеса. При этом внимание законодателя и правоприменителей по-прежнему сосредоточено на защите прав и интересов пользователя-арендатора, а не собственника-арендодателя, что кажется странным в условиях развития рыночного оборота, основой которого является всемерная защита права частной собственности. Но в этой сфере российской экономики в основном еще сохраняется господство государственной, а не частной собственности, которые не вызывают к себе одинакового отношения, несмотря на традиционные "перестроечные" лозунги "равенства всех форм собственности". Вряд ли такое отношение к институту аренды сохранилось бы в условиях, когда в роли арендодателей преимущественно выступали бы частные собственники недвижимости, а не чиновники, представляющие публичных собственников.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Сохранившееся и в настоящее время преобладание государственной (публично-правовой) собственности на объекты недвижимости (во всяком случае, на земельные участки, а первоначально - и на находящиеся на них здания и сооружения) содействовало консервации представлений об аренде как одном из главных институтов гражданского права, способных обеспечить потребности развивающегося малого и среднего бизнеса. При этом внимание законодателя и правоприменителей по-прежнему сосредоточено на защите прав и интересов пользователя-арендатора, а не собственника-арендодателя, что кажется странным в условиях развития рыночного оборота, основой которого является всемерная защита права частной собственности. Но в этой сфере российской экономики в основном еще сохраняется господство государственной, а не частной собственности, которые не вызывают к себе одинакового отношения, несмотря на традиционные "перестроечные" лозунги "равенства всех форм собственности". Вряд ли такое отношение к институту аренды сохранилось бы в условиях, когда в роли арендодателей преимущественно выступали бы частные собственники недвижимости, а не чиновники, представляющие публичных собственников.
Статья: Отдельные вопросы реализации права на судебную защиту при причинении имущественного вреда актами публичной власти
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)Высказываясь о значении предварительного судебного контроля применительно к ст. 115 УПК РФ, Конституционный Суд РФ отметил, что применение данной уголовно-процессуальной меры, имеющей принудительный характер и вторгающейся помимо воли собственника в его правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, должно осуществляться - как того требуют конституционные гарантии охраны частной собственности законом и допустимости лишения имущества не иначе как по решению суда, выражающие принцип неприкосновенности собственности, а также конституционные гарантии судебной защиты - при эффективном, а не формальном контроле суда, соответствующие полномочия которого установлены с учетом правовой природы спорных отношений.
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)Высказываясь о значении предварительного судебного контроля применительно к ст. 115 УПК РФ, Конституционный Суд РФ отметил, что применение данной уголовно-процессуальной меры, имеющей принудительный характер и вторгающейся помимо воли собственника в его правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, должно осуществляться - как того требуют конституционные гарантии охраны частной собственности законом и допустимости лишения имущества не иначе как по решению суда, выражающие принцип неприкосновенности собственности, а также конституционные гарантии судебной защиты - при эффективном, а не формальном контроле суда, соответствующие полномочия которого установлены с учетом правовой природы спорных отношений.
Статья: Огосударствление арбитража: быть или не быть
(Курочкин С.А.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)Неудивительно, что все большее проникновение государственных начал вынуждает суды, действующие от имени Российской Федерации, четко выражать интересы государства. Конечно, среди ученых это вызывает некоторую тревогу. Так, по оценкам специалистов, "в сегодняшней ситуации, когда Россия ищет оптимальные механизмы противостояния сложноструктурированной и изощренной агрессии в отношении нашего государства, морально трудно критиковать судей, ориентирующихся на первоочередное обеспечение нужд государственного характера. Вместе с тем для долгосрочных нужд - сохранения точек сопряжения России и глобальных тенденций единения мировых интересов - необходимо критически оценивать те намерения государственных судей, которые могут оказаться разрушительными для института арбитража, с таким трудом формировавшегося в нашем государстве" <9>. Выразим надежду, что институт арбитража не будет разрушен, а "точки сопряжения России и глобальных тенденций единения мировых интересов" смогут быть найдены уже на новых принципах, отвечающих национальным интересам нашего Отечества, опирающихся на передовые достижения уже российских правоведов. Стоит также подчеркнуть, что Россия, как и многие другие современные государства, формирует новую институциональную основу для разрешения предпринимательских споров на иных, новых началах. Так, последовательным решением задачи обеспечения судебной защиты частной собственности и экономических интересов, по оценкам специалистов, может стать учреждение в России международного предпринимательского (торгового) суда, который позволит России влиять на выработку мирового экономического порядка, защищать национальные интересы и эффективно реагировать на недружественные экономические действия иностранных государств, ущемляющие права Российской Федерации и российских хозяйствующих субъектов <10>.
(Курочкин С.А.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)Неудивительно, что все большее проникновение государственных начал вынуждает суды, действующие от имени Российской Федерации, четко выражать интересы государства. Конечно, среди ученых это вызывает некоторую тревогу. Так, по оценкам специалистов, "в сегодняшней ситуации, когда Россия ищет оптимальные механизмы противостояния сложноструктурированной и изощренной агрессии в отношении нашего государства, морально трудно критиковать судей, ориентирующихся на первоочередное обеспечение нужд государственного характера. Вместе с тем для долгосрочных нужд - сохранения точек сопряжения России и глобальных тенденций единения мировых интересов - необходимо критически оценивать те намерения государственных судей, которые могут оказаться разрушительными для института арбитража, с таким трудом формировавшегося в нашем государстве" <9>. Выразим надежду, что институт арбитража не будет разрушен, а "точки сопряжения России и глобальных тенденций единения мировых интересов" смогут быть найдены уже на новых принципах, отвечающих национальным интересам нашего Отечества, опирающихся на передовые достижения уже российских правоведов. Стоит также подчеркнуть, что Россия, как и многие другие современные государства, формирует новую институциональную основу для разрешения предпринимательских споров на иных, новых началах. Так, последовательным решением задачи обеспечения судебной защиты частной собственности и экономических интересов, по оценкам специалистов, может стать учреждение в России международного предпринимательского (торгового) суда, который позволит России влиять на выработку мирового экономического порядка, защищать национальные интересы и эффективно реагировать на недружественные экономические действия иностранных государств, ущемляющие права Российской Федерации и российских хозяйствующих субъектов <10>.
Статья: Свобода человека и экономическая система в науке конституционного права России
(Тупиков Н.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Символично, что именно конституция на определенном этапе жизни общества стала юридическим выражением смысла свободы для каждого человека. При этом в основе конституционного строя государства находятся экономические отношения. В тексте любой конституции разрешается вопрос об отношении политической власти к экономической системе страны. В.Т. Кабышев справедливо писал, что именно экономические отношения выражают природу нового конституционного строя России, закрепленного Конституцией 1993 г. <1>. Так, новые экономические основы: свобода экономической деятельности, признание и защита частной собственности - заменили собой принципы социалистической собственности, установленные в советских конституциях. Стремительная трансформация экономических основ по-прежнему неоднозначно оценивается в российском обществе. Реализация идей о свободе человека, главным образом экономических, отраженных в Конституции РФ 1993 г., не дала ожидаемых результатов.
(Тупиков Н.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Символично, что именно конституция на определенном этапе жизни общества стала юридическим выражением смысла свободы для каждого человека. При этом в основе конституционного строя государства находятся экономические отношения. В тексте любой конституции разрешается вопрос об отношении политической власти к экономической системе страны. В.Т. Кабышев справедливо писал, что именно экономические отношения выражают природу нового конституционного строя России, закрепленного Конституцией 1993 г. <1>. Так, новые экономические основы: свобода экономической деятельности, признание и защита частной собственности - заменили собой принципы социалистической собственности, установленные в советских конституциях. Стремительная трансформация экономических основ по-прежнему неоднозначно оценивается в российском обществе. Реализация идей о свободе человека, главным образом экономических, отраженных в Конституции РФ 1993 г., не дала ожидаемых результатов.
"Защита права собственности на недвижимое имущество в цивилистической парадигме: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)<260> Иванов А.А. Правовые средства защиты права частной собственности // Известия вузов. Правоведение. 2001. N 6. С. 84 - 85.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)<260> Иванов А.А. Правовые средства защиты права частной собственности // Известия вузов. Правоведение. 2001. N 6. С. 84 - 85.
Статья: Законность цивилистического процесса сквозь призму различных типов правопонимания
(Егоров Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Альтернативой позитивистскому пониманию законности служит естественно-правовой подход к правопониманию в целом и к законности в частности. Концепция естественного, или природного, права, основанная на взаимосвязи разума и природы, нашла свое основное отражение в работах мыслителей XVII в. Гуго Гроция <6>, Джона Локка <7>, Самуэля фон Пуфендорфа, Фрэнсиса Бэкона <8>. В доктрине естественного права сформировался вывод о том, что человек наделен неотъемлемыми правами вне зависимости от прямого закрепления их в законе как совокупности приемов и способов, применяемых действующей властью для регулирования общественных отношений для достижения собственных целей. Изменение политического строя и режима обусловливает изменение содержания норм права и методов их реализации, что не должно влиять на безусловное соблюдение прав человека, данных ему от рождения. "Естественность" права означала, что законно все, что формирует признанные в обществе ценности: свободу, равенство, справедливость, общую волю, защиту частной собственности <9>. Законность воспринимается как "состояние жизни общества", уважение и добровольное соблюдение установленных правил поведения.
(Егоров Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Альтернативой позитивистскому пониманию законности служит естественно-правовой подход к правопониманию в целом и к законности в частности. Концепция естественного, или природного, права, основанная на взаимосвязи разума и природы, нашла свое основное отражение в работах мыслителей XVII в. Гуго Гроция <6>, Джона Локка <7>, Самуэля фон Пуфендорфа, Фрэнсиса Бэкона <8>. В доктрине естественного права сформировался вывод о том, что человек наделен неотъемлемыми правами вне зависимости от прямого закрепления их в законе как совокупности приемов и способов, применяемых действующей властью для регулирования общественных отношений для достижения собственных целей. Изменение политического строя и режима обусловливает изменение содержания норм права и методов их реализации, что не должно влиять на безусловное соблюдение прав человека, данных ему от рождения. "Естественность" права означала, что законно все, что формирует признанные в обществе ценности: свободу, равенство, справедливость, общую волю, защиту частной собственности <9>. Законность воспринимается как "состояние жизни общества", уважение и добровольное соблюдение установленных правил поведения.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Действующая Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12.12.1993, гарантировала единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (часть 1 статьи 8). Иные конституционные положения содержат дополнительные гарантии свободы предпринимательской и другой не запрещенной законом деятельности, а также устанавливают запрет монополизации и недобросовестной конкуренции (статья 34), создают механизмы защиты частной собственности (статья 35 и 36) и т.д. <1>. Основной Закон страны создал конституционные предпосылки для перехода Российской Федерации к рыночному способу хозяйствования, предусматривающему помимо прочего ограничение государственного вмешательства в рыночные отношения.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Действующая Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12.12.1993, гарантировала единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (часть 1 статьи 8). Иные конституционные положения содержат дополнительные гарантии свободы предпринимательской и другой не запрещенной законом деятельности, а также устанавливают запрет монополизации и недобросовестной конкуренции (статья 34), создают механизмы защиты частной собственности (статья 35 и 36) и т.д. <1>. Основной Закон страны создал конституционные предпосылки для перехода Российской Федерации к рыночному способу хозяйствования, предусматривающему помимо прочего ограничение государственного вмешательства в рыночные отношения.
Статья: О некоторых вопросах правового обеспечения финансовой безопасности предприятия
(Соловьев А.А., Попенко А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Статья посвящена основным нормативным правовым актам, принятым в Российской Федерации, которые регулируют вопросы обеспечения финансовой безопасности предприятия, в частности, обозначаются основные направления государственной политики в указанной сфере, а также приводятся отдельные положения уголовного и гражданского законодательства, которые обеспечивают реализацию конституционного принципа защиты частной собственности государством, и рассматриваются инструменты защиты прав предприятия при нарушении контрагентом условий договора или иных обязательств.
(Соловьев А.А., Попенко А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Статья посвящена основным нормативным правовым актам, принятым в Российской Федерации, которые регулируют вопросы обеспечения финансовой безопасности предприятия, в частности, обозначаются основные направления государственной политики в указанной сфере, а также приводятся отдельные положения уголовного и гражданского законодательства, которые обеспечивают реализацию конституционного принципа защиты частной собственности государством, и рассматриваются инструменты защиты прав предприятия при нарушении контрагентом условий договора или иных обязательств.
Статья: Право доступа: сервитут или соседское право?
(Барабина Е.А.)
("Закон", 2024, N 10)Верховный Суд обратился к конституционному принципу охраны частной собственности, из которого вывел, что пользование земельным участком предполагает возможность проезда и прохода к нему и расположенным на нем объектам с земель (дорог) общего пользования. Требование об обеспечении доступа является необходимым и общим в отношении всех земельных участков и следует из самого содержания права собственности.
(Барабина Е.А.)
("Закон", 2024, N 10)Верховный Суд обратился к конституционному принципу охраны частной собственности, из которого вывел, что пользование земельным участком предполагает возможность проезда и прохода к нему и расположенным на нем объектам с земель (дорог) общего пользования. Требование об обеспечении доступа является необходимым и общим в отношении всех земельных участков и следует из самого содержания права собственности.
Статья: Право наследования: естественное или позитивное (сравнительно-правовой анализ)
(Паничкин В.Б.)
("Наследственное право", 2024, N 4)Ныне же конституционная защита частной собственности приобрела дуализм. Само это право охраняется (ч. 1 ст. 35), а наследование - гарантируется.
(Паничкин В.Б.)
("Наследственное право", 2024, N 4)Ныне же конституционная защита частной собственности приобрела дуализм. Само это право охраняется (ч. 1 ст. 35), а наследование - гарантируется.