Запросы по счетам у Физических лиц налоговыми органами
Подборка наиболее важных документов по запросу Запросы по счетам у Физических лиц налоговыми органами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 64 "Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Из положений ст. 64 НК РФ не усматривается, что налоговые органы наделены правом (на них возложена обязанность) запроса у банков выписок по счетам предпринимателя (в том числе как физического лица) при рассмотрении его заявления о предоставлении рассрочки по уплате задолженности по налоговым платежам.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Из положений ст. 64 НК РФ не усматривается, что налоговые органы наделены правом (на них возложена обязанность) запроса у банков выписок по счетам предпринимателя (в том числе как физического лица) при рассмотрении его заявления о предоставлении рассрочки по уплате задолженности по налоговым платежам.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 102 "Налоговая тайна" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию финансового управляющего неправомерной, сведения о доходах налогоплательщика - физического лица, в том числе сведения о банковских счетах, являются налоговой тайной, которая не подлежит разглашению налоговыми органами. Статья 102 НК РФ предусматривает предоставление информации, составляющей налоговую тайну, без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию финансового управляющего неправомерной, сведения о доходах налогоплательщика - физического лица, в том числе сведения о банковских счетах, являются налоговой тайной, которая не подлежит разглашению налоговыми органами. Статья 102 НК РФ предусматривает предоставление информации, составляющей налоговую тайну, без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какую информацию и в каком порядке запрашивает инспекция у банка в целях налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо перечисленных случаев налоговый орган может запрашивать информацию о счетах (вкладах, счетах цифрового рубля и электронных деньгах) физлиц по запросу иностранного госоргана в рамках международных договоров (п. 2 ст. 86 НК РФ). А справку о наличии счетов также могут запросить, если в заявлении физлица о распоряжении путем возврата денежных средств указан счет, сведения о котором банк не сообщил в налоговый орган (п. 2 ст. 86 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо перечисленных случаев налоговый орган может запрашивать информацию о счетах (вкладах, счетах цифрового рубля и электронных деньгах) физлиц по запросу иностранного госоргана в рамках международных договоров (п. 2 ст. 86 НК РФ). А справку о наличии счетов также могут запросить, если в заявлении физлица о распоряжении путем возврата денежных средств указан счет, сведения о котором банк не сообщил в налоговый орган (п. 2 ст. 86 НК РФ).
Статья: Обязана ли ИФНС сообщить кредитору о движении денежных средств по счетам должника
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 7)В силу ст. 86 НК РФ банк формально проверяет запрос налогового органа на наличие информации о проведении проверки в отношении лица, имеющего расчетный счет в банке. Согласно п. 3 ст. 86 НК РФ запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. При этом направить запрос о предоставлении выписки по операциям на счетах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, операциям по их вкладам (депозитам) налоговый орган вправе только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 86 НК РФ). Формы запросов о предоставлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) и операциям по вкладам (депозитам) утверждены Приказом ФНС России от 19.07.2018 N ММВ-7-2/460@.
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 7)В силу ст. 86 НК РФ банк формально проверяет запрос налогового органа на наличие информации о проведении проверки в отношении лица, имеющего расчетный счет в банке. Согласно п. 3 ст. 86 НК РФ запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. При этом направить запрос о предоставлении выписки по операциям на счетах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, операциям по их вкладам (депозитам) налоговый орган вправе только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 86 НК РФ). Формы запросов о предоставлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) и операциям по вкладам (депозитам) утверждены Приказом ФНС России от 19.07.2018 N ММВ-7-2/460@.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 13.02.2014 N ММВ-7-2/48@
"Об утверждении формы и порядка направления налоговым органом запроса оператору по приему платежей физических лиц"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2014 N 31873)17. Если оператор по месту нахождения организации состоит на учете в налоговом органе, осуществляющем контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей физических лиц (далее - налоговый орган, осуществляющий контроль), Запрос направляется этому оператору указанным налоговым органом.
"Об утверждении формы и порядка направления налоговым органом запроса оператору по приему платежей физических лиц"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2014 N 31873)17. Если оператор по месту нахождения организации состоит на учете в налоговом органе, осуществляющем контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей физических лиц (далее - налоговый орган, осуществляющий контроль), Запрос направляется этому оператору указанным налоговым органом.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.10.2024 N 48-П
"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики Карелия"1. Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения Верховного Суда Республики Карелия с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации и принятия запроса к рассмотрению, административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 259-ФЗ в качестве определений, со дня вынесения которых отсчитывается срок на подачу данного заявления, были дополнительно указаны определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа и о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена. Однако это изменение не меняет существа оспариваемого законоположения в той части, в которой оно оспаривается в связи с применением в конкретном деле.
"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики Карелия"1. Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения Верховного Суда Республики Карелия с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации и принятия запроса к рассмотрению, административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 259-ФЗ в качестве определений, со дня вынесения которых отсчитывается срок на подачу данного заявления, были дополнительно указаны определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа и о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена. Однако это изменение не меняет существа оспариваемого законоположения в той части, в которой оно оспаривается в связи с применением в конкретном деле.
Статья: ЕНС: новые документы
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 2)Справка о наличии сальдо ЕНС представляется лицу, указанному в п. 4 ст. 11.3 НК РФ (его представителю), в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган запроса.
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 2)Справка о наличии сальдо ЕНС представляется лицу, указанному в п. 4 ст. 11.3 НК РФ (его представителю), в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган запроса.
Готовое решение: В каком порядке обращается взыскание на денежные средства должника в рамках исполнительного производства
(КонсультантПлюс, 2025)Так, пристав может запросить информацию о них как у самого должника, так и у налоговой. Рекомендуемые формы, применяемые налоговыми органами для предоставления сведений о банковских счетах (вкладах, депозитах, электронных средствах платежа, корпоративных электронных средствах платежа), утверждены п. 1 Приказа ФНС России от 24.08.2022 N ЕД-7-14/773@. Пристав может также получить у банка справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, справки по счетам и вкладам физических лиц, иные сведения, необходимые для исполнения исполнительных документов. Налоговые органы и банки должны предоставлять сведения в течение трех дней со дня получения соответствующего запроса (ч. 2, 4 ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 9, 10 ст. 69 Закона об исполнительном производстве).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, пристав может запросить информацию о них как у самого должника, так и у налоговой. Рекомендуемые формы, применяемые налоговыми органами для предоставления сведений о банковских счетах (вкладах, депозитах, электронных средствах платежа, корпоративных электронных средствах платежа), утверждены п. 1 Приказа ФНС России от 24.08.2022 N ЕД-7-14/773@. Пристав может также получить у банка справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, справки по счетам и вкладам физических лиц, иные сведения, необходимые для исполнения исполнительных документов. Налоговые органы и банки должны предоставлять сведения в течение трех дней со дня получения соответствующего запроса (ч. 2, 4 ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 9, 10 ст. 69 Закона об исполнительном производстве).
Статья: ИФНС истребует документы в рамках камеральной проверки 6-НДФЛ. Это правомерно?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)Предприятие направило в налоговый орган уточненный расчет сумм НДФЛ (форма 6-НДФЛ) за 12 месяцев. В ходе камеральной проверки документов инспекция выявила расхождения сумм, отраженных в документах компании, и реально перечисленных средств на счета физлиц в банках (соответствующие документы были запрошены в кредитных организациях). На этом основании налоговый орган направил требование предприятию о представлении документов, а именно штатного расписания, положения об оплате труда, табеля учета рабочего времени, документов бухгалтерского учета, кадровых бумаг, документов по расчетам с персоналом по оплате труда, авансовых отчетов и др.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)Предприятие направило в налоговый орган уточненный расчет сумм НДФЛ (форма 6-НДФЛ) за 12 месяцев. В ходе камеральной проверки документов инспекция выявила расхождения сумм, отраженных в документах компании, и реально перечисленных средств на счета физлиц в банках (соответствующие документы были запрошены в кредитных организациях). На этом основании налоговый орган направил требование предприятию о представлении документов, а именно штатного расписания, положения об оплате труда, табеля учета рабочего времени, документов бухгалтерского учета, кадровых бумаг, документов по расчетам с персоналом по оплате труда, авансовых отчетов и др.
Статья: Какие особенности получения налоговой отсрочки нужно учесть ИП?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)Судьи указали, что налоговый орган мог самостоятельно запросить в банках необходимые сведения, в том числе данные о счетах ИП, открытых коммерсанту как физическому лицу. Кроме этого, арбитры "сделали вывод о том, что обязанность индивидуального предпринимателя сообщить налоговому органу об использовании им счета, открытого ему как физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, для предпринимательской деятельности, отсутствует", - говорится в комментируемом Постановлении.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)Судьи указали, что налоговый орган мог самостоятельно запросить в банках необходимые сведения, в том числе данные о счетах ИП, открытых коммерсанту как физическому лицу. Кроме этого, арбитры "сделали вывод о том, что обязанность индивидуального предпринимателя сообщить налоговому органу об использовании им счета, открытого ему как физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, для предпринимательской деятельности, отсутствует", - говорится в комментируемом Постановлении.
Вопрос: Каков срок проверки налоговым органом отчета о движении средств резидента по счету (вкладу), открытому за пределами РФ, и о переводах денежных средств с использованием иностранных электронных средств платежа?
(Консультация эксперта, 2024)В целях осуществления валютного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица - резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов). Подтверждающие документы и информация представляются в налоговый орган в соответствии со ст. 23 Закона N 173-ФЗ в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 98 (далее - Правила N 98), которыми предусмотрено, что обязательный срок для представления документов не может составлять менее 7 рабочих дней (п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, п. 8 Правил N 1365, п. п. 2, 6 Правил N 98).
(Консультация эксперта, 2024)В целях осуществления валютного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица - резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов). Подтверждающие документы и информация представляются в налоговый орган в соответствии со ст. 23 Закона N 173-ФЗ в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 98 (далее - Правила N 98), которыми предусмотрено, что обязательный срок для представления документов не может составлять менее 7 рабочих дней (п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, п. 8 Правил N 1365, п. п. 2, 6 Правил N 98).
Статья: Тест: хорошо ли вы ориентируетесь в уплате "личного" НДФЛ
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 22)По умолчанию сведения об операциях физлиц банки налоговикам не передают. Запросить у банка выписку по счету физлица инспекторы могут только в ходе налоговой проверки. Или если требуют у банка документы, информацию о деятельности компании (ИП), которую сейчас проверяют. Причем такие запросы в банк делаются с разрешения руководства вышестоящего налогового органа <4>. Кстати, даже если заем беспроцентный, у заемщика облагаемый НДФЛ доход не возникает. Ведь понятие материальной выгоды распространяется только на займы, полученные от организаций и ИП <5>.
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 22)По умолчанию сведения об операциях физлиц банки налоговикам не передают. Запросить у банка выписку по счету физлица инспекторы могут только в ходе налоговой проверки. Или если требуют у банка документы, информацию о деятельности компании (ИП), которую сейчас проверяют. Причем такие запросы в банк делаются с разрешения руководства вышестоящего налогового органа <4>. Кстати, даже если заем беспроцентный, у заемщика облагаемый НДФЛ доход не возникает. Ведь понятие материальной выгоды распространяется только на займы, полученные от организаций и ИП <5>.
Статья: Криптовалютные счета как предмет автоматического обмена информацией по налоговым вопросам
(Агеев С.С.)
("Банковское право", 2021, N 6)Так, банки будут обязаны предоставлять ФНС России выписки по операциям на счетах физических лиц, не являющихся ИП, справки о переводах электронных денежных средств, если поступит соответствующий запрос. Такой запрос будет иметь место при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, и при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС России в случаях, если операции на счетах связаны с операциями по переводу цифровой валюты.
(Агеев С.С.)
("Банковское право", 2021, N 6)Так, банки будут обязаны предоставлять ФНС России выписки по операциям на счетах физических лиц, не являющихся ИП, справки о переводах электронных денежных средств, если поступит соответствующий запрос. Такой запрос будет иметь место при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, и при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС России в случаях, если операции на счетах связаны с операциями по переводу цифровой валюты.
Статья: Неоднозначный статус российских индивидуальных предпринимателей в валютных правоотношениях
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 (ред. от 27.09.2021) (далее по тексту - Постановление N 1365), предусматривают для физических лиц - резидентов обязанность по представлению отчетов по иностранным счетам/вкладам ежегодно, при этом обязательное представление подтверждающих документов не предусмотрено (подтверждающие документы представляются, только если налоговый орган отдельно их запросит, - п. 8 Правил, утв. Постановлением N 1365).
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 (ред. от 27.09.2021) (далее по тексту - Постановление N 1365), предусматривают для физических лиц - резидентов обязанность по представлению отчетов по иностранным счетам/вкладам ежегодно, при этом обязательное представление подтверждающих документов не предусмотрено (подтверждающие документы представляются, только если налоговый орган отдельно их запросит, - п. 8 Правил, утв. Постановлением N 1365).
Статья: Банки как участники налоговых правоотношений
(Киселева Н.В.)
("Банковское право", 2021, N 3)В рамках данной обязанности: банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств; банки обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, и прочие сведения; банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в электронной по мотивированному запросу налогового органа;
(Киселева Н.В.)
("Банковское право", 2021, N 3)В рамках данной обязанности: банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств; банки обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, и прочие сведения; банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в электронной по мотивированному запросу налогового органа;