Запреты военнослужащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Запреты военнослужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15 "Право на жилище" Федерального закона "О статусе военнослужащих""При этом запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства пункт 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не содержит."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 51 "Основания увольнения с военной службы" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе""Из анализа приведенных норм во взаимосвязи с пп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" следует, что гарантия в виде запрета на увольнение с военной службы отдельных категорий военнослужащих до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых ранее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)Дело о запрете взыскивать с военнослужащих
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)Дело о запрете взыскивать с военнослужащих
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Относительно дальнейшего развития нормативного правового регулирования права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы в Российской Федерации видится возможным использование опыта Республики Беларусь в части установления возможности ведения государственными служащими оплачиваемой медицинской практики в свободное от исполнения должностных обязанностей время. По своему содержанию и наличию коррупциогенных факторов медицинская практика сходна с педагогической, научной и иной творческой деятельностью, а в условиях кадрового дефицита как врачей, так и среднего медицинского персонала (по данным из выступления Министра здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко (Стенограмма заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 23 ноября 2022 г.)) либерализация данного запрета является социально оправданной. Также в целях обеспечения единства правовых и организационных основ государственной службы и с учетом рассмотренного зарубежного опыта видится возможным дальнейшее смягчение запрета военнослужащим и лицам, проходящим государственную службу иных видов, выполнять иную оплачиваемую работу, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности. Либерализация соответствующего запрета по примеру гражданской службы не только будет способствовать повышению системности нормативного правового регулирования института государственной службы, но и расширит пределы реализации трудовых прав госслужащих.
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Относительно дальнейшего развития нормативного правового регулирования права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы в Российской Федерации видится возможным использование опыта Республики Беларусь в части установления возможности ведения государственными служащими оплачиваемой медицинской практики в свободное от исполнения должностных обязанностей время. По своему содержанию и наличию коррупциогенных факторов медицинская практика сходна с педагогической, научной и иной творческой деятельностью, а в условиях кадрового дефицита как врачей, так и среднего медицинского персонала (по данным из выступления Министра здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко (Стенограмма заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 23 ноября 2022 г.)) либерализация данного запрета является социально оправданной. Также в целях обеспечения единства правовых и организационных основ государственной службы и с учетом рассмотренного зарубежного опыта видится возможным дальнейшее смягчение запрета военнослужащим и лицам, проходящим государственную службу иных видов, выполнять иную оплачиваемую работу, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности. Либерализация соответствующего запрета по примеру гражданской службы не только будет способствовать повышению системности нормативного правового регулирования института государственной службы, но и расширит пределы реализации трудовых прав госслужащих.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"Статья 27.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"Статья 27.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 13.48. Нарушение установленного федеральным законом запрета публичного отождествления целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси в ходе Второй мировой войны, а также отрицания решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы
(ред. от 04.11.2025)Статья 13.48. Нарушение установленного федеральным законом запрета публичного отождествления целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси в ходе Второй мировой войны, а также отрицания решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы
Готовое решение: Какие есть особенности приема на работу действующих и бывших военнослужащих
(КонсультантПлюс, 2025)Также при приеме на работу рекомендуем учитывать ограничение по направлению военнослужащего в служебные командировки, предусмотренное абз. 8 п. 7 ст. 10 Закона о статусе военнослужащих. По общему правилу командировки за границу (даже если нет других ограничений) военнослужащим запрещены.
(КонсультантПлюс, 2025)Также при приеме на работу рекомендуем учитывать ограничение по направлению военнослужащего в служебные командировки, предусмотренное абз. 8 п. 7 ст. 10 Закона о статусе военнослужащих. По общему правилу командировки за границу (даже если нет других ограничений) военнослужащим запрещены.
Статья: Правовое регулирование доступа военнослужащих и лиц гражданского персонала на территорию воинского формирования
(Глухов Е.А., Аникушин С.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 5)Прибывая на службу с опозданием или убывая со службы ранее окончания служебного времени без предварительного получения на то разрешения непосредственного начальника, сотрудник, скорее всего, совершает правонарушение. И за это правонарушение он может быть привлечен к юридической ответственности, вплоть до уголовной (ст. ст. 337, 338 УК РФ). Однако намерение командования предупредить подобные правонарушения путем запрета выпускать военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и лиц гражданского персонала с территории воинской части не может быть отнесено к адекватным способам соблюдения законности.
(Глухов Е.А., Аникушин С.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 5)Прибывая на службу с опозданием или убывая со службы ранее окончания служебного времени без предварительного получения на то разрешения непосредственного начальника, сотрудник, скорее всего, совершает правонарушение. И за это правонарушение он может быть привлечен к юридической ответственности, вплоть до уголовной (ст. ст. 337, 338 УК РФ). Однако намерение командования предупредить подобные правонарушения путем запрета выпускать военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и лиц гражданского персонала с территории воинской части не может быть отнесено к адекватным способам соблюдения законности.
Ситуация: Какими правами обладают военнослужащие?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части. При этом запрещается участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы (п. п. 2, 3 ст. 7 Закона N 76-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части. При этом запрещается участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы (п. п. 2, 3 ст. 7 Закона N 76-ФЗ).
Статья: Спор о признании незаконным отказа в предоставлении и взыскании имущественного или социального налогового вычета по НДФЛ (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Законным основанием для отказа в предоставлении налогового вычета является факт приобретения жилья за счет средств федерального бюджета или средств работодателя налогоплательщика. Как правило, это происходит при реализации различных программ обеспечения жильем разных категорий граждан (например, накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих). Запрет на предоставление вычета в подобных случаях прямо закреплен в п. 5 ст. 220 НК РФ и нередко является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Законным основанием для отказа в предоставлении налогового вычета является факт приобретения жилья за счет средств федерального бюджета или средств работодателя налогоплательщика. Как правило, это происходит при реализации различных программ обеспечения жильем разных категорий граждан (например, накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих). Запрет на предоставление вычета в подобных случаях прямо закреплен в п. 5 ст. 220 НК РФ и нередко является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.