Замена видов работ по контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Замена видов работ по контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки в рамках национальных проектов
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды установили, что Учреждение (заказчик) и АО... (подрядчик) заключили государственный контракт... по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по ремонту автомобильной дороги...
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды установили, что Учреждение (заказчик) и АО... (подрядчик) заключили государственный контракт... по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по ремонту автомобильной дороги...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Приемка работ при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В рассматриваемом случае заказчик согласовал замену материала для выполнения отдельных видов работ без согласования стоимости такого материала, поэтому обязанность доказывания того, что примененные при расчете стоимости фактически выполненных работ расценки на материал соответствуют условиям контракта, правомерно возложена судом на истца (подрядчика), обратившегося с соответствующим иском...
(КонсультантПлюс, 2025)В рассматриваемом случае заказчик согласовал замену материала для выполнения отдельных видов работ без согласования стоимости такого материала, поэтому обязанность доказывания того, что примененные при расчете стоимости фактически выполненных работ расценки на материал соответствуют условиям контракта, правомерно возложена судом на истца (подрядчика), обратившегося с соответствующим иском...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как внести изменения в государственный и муниципальный контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы меняете объем и (или) виды работ в рамках контракта на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или геологическое изучение недр, а также в рамках контрактов, предусмотренных ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, закон не указывает на обязательность корректировки цены контракта, но такая корректировка является допустимой (п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). С 01.01.2026 этот порядок применяется также к контрактам на выполнение работ по благоустройству территории.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы меняете объем и (или) виды работ в рамках контракта на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или геологическое изучение недр, а также в рамках контрактов, предусмотренных ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, закон не указывает на обязательность корректировки цены контракта, но такая корректировка является допустимой (п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). С 01.01.2026 этот порядок применяется также к контрактам на выполнение работ по благоустройству территории.
Статья: Основания внесения изменений в контракт в сфере строительства
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 10)В качестве первого специального основания внесения изменений в контракты в сфере строительства следует рассмотреть основание, предусмотренное п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Оно допускает возможность сторон изменить виды, содержание, объем работ, установленные в контракте, любым образом и на любой размер, в т.ч. полностью заменить первоначально предусмотренные виды работ на другие. Главное условие - первоначальная цена контракта должна измениться на сумму не более чем 10%.
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 10)В качестве первого специального основания внесения изменений в контракты в сфере строительства следует рассмотреть основание, предусмотренное п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Оно допускает возможность сторон изменить виды, содержание, объем работ, установленные в контракте, любым образом и на любой размер, в т.ч. полностью заменить первоначально предусмотренные виды работ на другие. Главное условие - первоначальная цена контракта должна измениться на сумму не более чем 10%.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2019 N 12-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданки Г.В. Журавель"Вместе с тем, несмотря на выделение взноса на капитальный ремонт в качестве отдельной составляющей платы за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанности собственника помещения в многоквартирном доме, связанные с несением расходов по содержанию общего имущества, фактически не изменились. Как обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, так и предусмотренная первоначальной редакцией Жилищного кодекса Российской Федерации плата за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включаемая в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, будучи неотъемлемой частью бремени содержания принадлежащего собственнику имущества, имеют одно и то же целевое назначение, отличаясь при этом лишь условиями внесения соответствующих платежей и их формой - распределенный во времени авансовый платеж для последующей оплаты капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в будущем или же плата за конкретные работы по проведению капитального ремонта. В силу наличия сущностных совпадений между указанными видами платежей один из них был фактически заменен на другой, что следует рассматривать как развитие во времени обязанности собственника помещения в многоквартирном доме по оплате содержания и ремонта жилого помещения, обеспечивающее баланс частных и публичных интересов.
"По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданки Г.В. Журавель"Вместе с тем, несмотря на выделение взноса на капитальный ремонт в качестве отдельной составляющей платы за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанности собственника помещения в многоквартирном доме, связанные с несением расходов по содержанию общего имущества, фактически не изменились. Как обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, так и предусмотренная первоначальной редакцией Жилищного кодекса Российской Федерации плата за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включаемая в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, будучи неотъемлемой частью бремени содержания принадлежащего собственнику имущества, имеют одно и то же целевое назначение, отличаясь при этом лишь условиями внесения соответствующих платежей и их формой - распределенный во времени авансовый платеж для последующей оплаты капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в будущем или же плата за конкретные работы по проведению капитального ремонта. В силу наличия сущностных совпадений между указанными видами платежей один из них был фактически заменен на другой, что следует рассматривать как развитие во времени обязанности собственника помещения в многоквартирном доме по оплате содержания и ремонта жилого помещения, обеспечивающее баланс частных и публичных интересов.
Постановление Правительства РФ от 21.12.2021 N 2386
(ред. от 23.10.2025)
"Об утверждении Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами)"9. Виды работ, указанные в подпунктах "г" и "д" пункта 2 настоящего Положения, могут выполняться по месту нахождения вооружения (военной техники), если такое требование установлено государственным контрактом. При выполнении указанных работ по месту нахождения вооружения (военной техники) место осуществления лицензируемого вида деятельности, предусмотренное лицензией, не меняется и внесение изменений в реестр лицензий не требуется.
(ред. от 23.10.2025)
"Об утверждении Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами)"9. Виды работ, указанные в подпунктах "г" и "д" пункта 2 настоящего Положения, могут выполняться по месту нахождения вооружения (военной техники), если такое требование установлено государственным контрактом. При выполнении указанных работ по месту нахождения вооружения (военной техники) место осуществления лицензируемого вида деятельности, предусмотренное лицензией, не меняется и внесение изменений в реестр лицензий не требуется.
Статья: Замещающие сделки в публичных закупках
(Кикавец В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)Введенная в 2015 г. норма ст. 393.1 ГК РФ <4> предусматривает право кредитора (заказчика) потребовать от должника (поставщика, подрядчика или исполнителя) возмещения убытков в виде разницы между ценой, установленной в прекращенном контракте, и ценой на сопоставимые товары, работы или услуги по условиям договора, заключенного взамен прекращенного контракта.
(Кикавец В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)Введенная в 2015 г. норма ст. 393.1 ГК РФ <4> предусматривает право кредитора (заказчика) потребовать от должника (поставщика, подрядчика или исполнителя) возмещения убытков в виде разницы между ценой, установленной в прекращенном контракте, и ценой на сопоставимые товары, работы или услуги по условиям договора, заключенного взамен прекращенного контракта.
Статья: Проблемы взаимодействия заказчика и строительного подрядчика при исполнении государственного (муниципального) контракта
(Капитонова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 4)Предельно понятная в нормативном изложении ситуация на практике оборачивается многочисленными проблемами. Например, подрядчик в летний период установившейся сухой погоды приступает к выполнению работ по замене мягкой кровли и обнаруживает, что действительная площадь крыши больше заявленной в сметной документации. Он сообщает об этом заказчику в письменном виде и начинает ждать. Время уходит, погода портится, конечный потребитель (который в случае с государственными и муниципальными закупками нередко отличается от лица, проводящего необходимые конкурентные процедуры и заключающего контракт) начинает переживать, а уполномоченные представители заказчика в устной форме обещают все вот-вот оформить, но делать это по неизвестной причине не торопятся. Опасаясь упустить удачный период для проведения работ, просрочить указанные в контракте сроки и сформировать основание для привлечения к договорной ответственности, исполнитель может пойти на риск в надежде потом взыскать свои расходы на дополнительные работы через суд. Однако доказать "необходимость немедленных действий в интересах заказчика" не всегда просто. В практике автора настоящей статьи имел место парадоксальный случай, когда представитель заказчика во время судебного рассмотрения дела заявлял о возможности недокраски стены актового зала школы, потому что "это не грозит годности и прочности результата выполняемой работы".
(Капитонова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 4)Предельно понятная в нормативном изложении ситуация на практике оборачивается многочисленными проблемами. Например, подрядчик в летний период установившейся сухой погоды приступает к выполнению работ по замене мягкой кровли и обнаруживает, что действительная площадь крыши больше заявленной в сметной документации. Он сообщает об этом заказчику в письменном виде и начинает ждать. Время уходит, погода портится, конечный потребитель (который в случае с государственными и муниципальными закупками нередко отличается от лица, проводящего необходимые конкурентные процедуры и заключающего контракт) начинает переживать, а уполномоченные представители заказчика в устной форме обещают все вот-вот оформить, но делать это по неизвестной причине не торопятся. Опасаясь упустить удачный период для проведения работ, просрочить указанные в контракте сроки и сформировать основание для привлечения к договорной ответственности, исполнитель может пойти на риск в надежде потом взыскать свои расходы на дополнительные работы через суд. Однако доказать "необходимость немедленных действий в интересах заказчика" не всегда просто. В практике автора настоящей статьи имел место парадоксальный случай, когда представитель заказчика во время судебного рассмотрения дела заявлял о возможности недокраски стены актового зала школы, потому что "это не грозит годности и прочности результата выполняемой работы".
Вопрос: Кому и при наличии каких обстоятельств уголовное наказание в виде штрафа подлежит замене на обязательные работы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не допускается замена уголовного наказания в виде штрафа обязательными работами вопреки ограничениям, установленным ч. 4 ст. 49 УК РФ. Так, в силу указанной нормы обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (Обзор апелляционной практики по уголовным делам за июнь - июль 2024 года (подготовлен Верховным судом Республики Коми)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не допускается замена уголовного наказания в виде штрафа обязательными работами вопреки ограничениям, установленным ч. 4 ст. 49 УК РФ. Так, в силу указанной нормы обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (Обзор апелляционной практики по уголовным делам за июнь - июль 2024 года (подготовлен Верховным судом Республики Коми)).
Статья: Подготовка отраслевого перечня документов Минтруда России
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)В разделе 2 "Планирование деятельности" сроки хранения документов по закупкам, а также терминология установлены в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действующей редакции. Исключены аудиозаписи, которые отменены несколько лет назад, не применяющиеся приглашения на право заключения контракта, отчет, замененный на "информацию об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информацию о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов)), оказанной услуги..." (п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). А главное - уточнен срок хранения конкурсной документации - 6 лет по большинству видов документов, в отличие от установленных в Типовом перечне.
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)В разделе 2 "Планирование деятельности" сроки хранения документов по закупкам, а также терминология установлены в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действующей редакции. Исключены аудиозаписи, которые отменены несколько лет назад, не применяющиеся приглашения на право заключения контракта, отчет, замененный на "информацию об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информацию о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов)), оказанной услуги..." (п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). А главное - уточнен срок хранения конкурсной документации - 6 лет по большинству видов документов, в отличие от установленных в Типовом перечне.
Статья: Ограничение по военной службе: место в системе видов уголовных наказаний и вопросы назначения
(Сивов В.В.)
("Российский судья", 2023, N 10)В частности, Е.В. Авдеева отмечает, что закрепленная в ч. 1 ст. 51 УК РФ норма, в соответствии с которой ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, означает замену менее строгого наказания более строгим, в чем усматривается противоречие принципам гуманизма и справедливости, а также нарушение положений ч. 2 ст. 60 УК РФ <3>.
(Сивов В.В.)
("Российский судья", 2023, N 10)В частности, Е.В. Авдеева отмечает, что закрепленная в ч. 1 ст. 51 УК РФ норма, в соответствии с которой ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, означает замену менее строгого наказания более строгим, в чем усматривается противоречие принципам гуманизма и справедливости, а также нарушение положений ч. 2 ст. 60 УК РФ <3>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Огромная работа по стандартизации контрактных условий в отношении одних из наиболее сложных договоров строительного подряда проводится FIDIC. Так, FIDIC в 1999 г. опубликовала Новые типовые условия отдельных видов договора на строительство (The New FIDIC Yellow Book, The New Red Book, The New Orange Book). Они заменили собой действовавшие с конца 1980-х гг. Типовые условия отдельных подрядных договоров <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Огромная работа по стандартизации контрактных условий в отношении одних из наиболее сложных договоров строительного подряда проводится FIDIC. Так, FIDIC в 1999 г. опубликовала Новые типовые условия отдельных видов договора на строительство (The New FIDIC Yellow Book, The New Red Book, The New Orange Book). Они заменили собой действовавшие с конца 1980-х гг. Типовые условия отдельных подрядных договоров <1>.
Статья: Правовая судьба результата интеллектуальной деятельности при выполнении государственного контракта
(Майборода В.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Упомянутое выше противостояние санкционному давлению в экстраординарном нормотворчестве (Федеральный закон от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 680) позволяет с использованием метода contradictio in contrarium и подхода к отраслевому закону как к специальному выявить в качестве определенных применительно к договору строительного подряда такие существенные условия контракта, как: срок исполнения; предусмотренные проектной документацией виды, объемы работ, спецификация и тип оборудования; возможность заменять одни строительные ресурсы на аналогичные другие; изменение отдельных этапов исполнения контракта (наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта); размер и выплата аванса (условия и изменения); порядок приемки и оплаты отдельных этапов работ (условия и изменения). И, пожалуй, самое важное с экономической точки зрения существенное условие данного вида контракта - его цена.
(Майборода В.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Упомянутое выше противостояние санкционному давлению в экстраординарном нормотворчестве (Федеральный закон от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 680) позволяет с использованием метода contradictio in contrarium и подхода к отраслевому закону как к специальному выявить в качестве определенных применительно к договору строительного подряда такие существенные условия контракта, как: срок исполнения; предусмотренные проектной документацией виды, объемы работ, спецификация и тип оборудования; возможность заменять одни строительные ресурсы на аналогичные другие; изменение отдельных этапов исполнения контракта (наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта); размер и выплата аванса (условия и изменения); порядок приемки и оплаты отдельных этапов работ (условия и изменения). И, пожалуй, самое важное с экономической точки зрения существенное условие данного вида контракта - его цена.
Статья: Размер хищения: сложности исчисления
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, NN 5, 6, 7)б) "Вопреки доводам жалоб о наличии умысла у осужденного на хищение бюджетных денежных средств по вышеуказанным контрактам, равно как и по контракту N, показания свидетелей Ф.И.О.27, Ф.И.О.28, Ф.И.О.29 о том, что осужденный не планировал приобретение соответствующих техническим характеристикам контрактов панелей, произведенных ООО "<данные изъяты>", обладая информацией об их стоимости; согласование осужденным с заказчиком замены производителя панелей с аналогичными контракту характеристиками, при фактическом приобретении панелей не только меньшей толщины, но и иного вида покрытия, имеющих значительно меньшую стоимость. Несоответствие технических характеристик осветительных приборов, панелей, использованных при производстве работ по контрактам, объективно подтверждено заключениями эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ и строительно-технической экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Верная оценка дана и доводам защиты об отсутствии необходимости проведения технической экспертизы на предмет соответствия панелей, использованных осужденным ТУ 5742-003-92031103-2011, поскольку им заведомо приобретены панели иного типа покрытия и толщины, не соответствующие характеристикам, установленным в документации" <12>.
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, NN 5, 6, 7)б) "Вопреки доводам жалоб о наличии умысла у осужденного на хищение бюджетных денежных средств по вышеуказанным контрактам, равно как и по контракту N, показания свидетелей Ф.И.О.27, Ф.И.О.28, Ф.И.О.29 о том, что осужденный не планировал приобретение соответствующих техническим характеристикам контрактов панелей, произведенных ООО "<данные изъяты>", обладая информацией об их стоимости; согласование осужденным с заказчиком замены производителя панелей с аналогичными контракту характеристиками, при фактическом приобретении панелей не только меньшей толщины, но и иного вида покрытия, имеющих значительно меньшую стоимость. Несоответствие технических характеристик осветительных приборов, панелей, использованных при производстве работ по контрактам, объективно подтверждено заключениями эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ и строительно-технической экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Верная оценка дана и доводам защиты об отсутствии необходимости проведения технической экспертизы на предмет соответствия панелей, использованных осужденным ТУ 5742-003-92031103-2011, поскольку им заведомо приобретены панели иного типа покрытия и толщины, не соответствующие характеристикам, установленным в документации" <12>.
Статья: Контрактные отношения: пролонгация прежних норм
(Лобанова О.Л.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 1)б) изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;
(Лобанова О.Л.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 1)б) изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;
Статья: Об особенностях расходования средств субсидий, бюджетных инвестиций отдельными видами юридических лиц
(Байрашев В.Р.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 5)Данное обстоятельство существенно осложняет жизнь "квазизаказчиков", вынужденных мириться с ограничениями при изменении договоров, которые предусмотрены ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В большинстве случаев эти ограничения делают для "квазизаказчиков" недоступным изменение цены договора, условий оплаты и иных условий заключенного договора, которые такие "квазизаказчики" привыкли без особых проблем менять при проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Гражданским кодексом Российской Федерации <3>.
(Байрашев В.Р.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 5)Данное обстоятельство существенно осложняет жизнь "квазизаказчиков", вынужденных мириться с ограничениями при изменении договоров, которые предусмотрены ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В большинстве случаев эти ограничения делают для "квазизаказчиков" недоступным изменение цены договора, условий оплаты и иных условий заключенного договора, которые такие "квазизаказчики" привыкли без особых проблем менять при проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Гражданским кодексом Российской Федерации <3>.