Замена прав при смене фамилии
Подборка наиболее важных документов по запросу Замена прав при смене фамилии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 157.2 "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами" ЖК РФ"Сведения, истребуемые истцом, в том числе о дате и месте рождения потребителя и проживающих с ним лиц, о реквизитах документов, подтверждающих право владения или пользования жилым помещением, не требуются для формирования платежных документов. Такие сведения могут меняться в силу объективных причин (смена собственника, смена фамилии и пр.), тогда как из системного толкования ч. 1 ст. 157.2, ч. 11 ст. 161 ЖК РФ следует, что обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по передаче сведений выполняется однократно - при принятии собственниками решения о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 20.03.2017 N АКПИ17-78
<О признании частично недействующим пункта 24 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 30.11.2012 N 391>К.Д. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 24 Административного регламента, ссылаясь на его противоречие пункту 13 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, подпункту 7.4 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. N 711. Требование мотивировано тем, что свидетельство о рождении не указано Правительством Российской Федерации в качестве обязательного документа, который должен представляться гражданами для замены паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Непредставление такого документа послужило основанием для отказа К.Д. в предоставлении государственной услуги по замене паспорта в связи с изменением фамилии в результате заключения брака, поэтому она считает, что оспариваемое нормативное положение нарушает ее право на замену паспорта.
<О признании частично недействующим пункта 24 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 30.11.2012 N 391>К.Д. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 24 Административного регламента, ссылаясь на его противоречие пункту 13 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, подпункту 7.4 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. N 711. Требование мотивировано тем, что свидетельство о рождении не указано Правительством Российской Федерации в качестве обязательного документа, который должен представляться гражданами для замены паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Непредставление такого документа послужило основанием для отказа К.Д. в предоставлении государственной услуги по замене паспорта в связи с изменением фамилии в результате заключения брака, поэтому она считает, что оспариваемое нормативное положение нарушает ее право на замену паспорта.
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 4 (2024)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Комитет принял к сведению утверждение заявителя о том, что факт применения к нему пыток в прошлом был установлен по результатам экспертизы связанных с пытками травм, проведенной Шведским Красным Крестом, и что данный факт был признан миграционным судом. По мнению заявителя, результатам этой экспертизы следовало придать большее значение. Комитет отметил: хотя миграционный суд не поставил под сомнение тот факт, что заявитель подвергался некоторым формам насилия, о чем свидетельствуют шрамы на его теле и отсутствие частей мизинца на правой руке, однако причину насилия не установили и было расценено органами, занимающимися вопросами предоставления убежища, как не соответствующая заявленным основаниям жалоба для обращения за убежищем. Власти государства-участника в рамках рассмотрения прошения заявителя о предоставлении убежища и вынесенных по этому прошению отрицательных решений сочли, что неоднократно менявшиеся и не соответствующие действительности утверждения и жалобы заявителя, в том числе смена им своей фамилии, вызывают сомнения в том, что доверитель заслуживает доверия в целом. В результате миграционная служба и миграционный суд пришли к выводу, что заявитель мог быть выдворен в Азербайджан, поскольку он не рискует подвергнуться обращению, являющемуся основанием для обеспечения ему защиты. Комитет указал, что, несмотря на то, что заявитель утверждал, что в прошлом подвергался пыткам, он не смог обосновать свои утверждения о личной и фактической опасности подвергнуться пыткам или другому жестокому обращению в Азербайджане, поскольку не представил никаких доказательств того, что его в последнее время разыскивали азербайджанские власти. Таким образом, заявитель не смог воспользоваться возможностью перенести бремя доказывания на шведские органы, занимающиеся вопросами предоставления убежища, в соответствии со шведским Законом об убежище, так как его рассказ не выглядел достоверным, и он не дал никаких разъяснений относительно своих постоянно менявшихся доводов и фактов. Комитет признал: вероятность того, что в случае депортации заявителя в Азербайджан он столкнется с опасностью подвергнуться пыткам или другому жестокому обращению, не говоря уже о каких-либо возможных последствиях его высылки, не была в достаточной степени обоснована для целей приемлемости (пункт 7.6 Решения).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Комитет принял к сведению утверждение заявителя о том, что факт применения к нему пыток в прошлом был установлен по результатам экспертизы связанных с пытками травм, проведенной Шведским Красным Крестом, и что данный факт был признан миграционным судом. По мнению заявителя, результатам этой экспертизы следовало придать большее значение. Комитет отметил: хотя миграционный суд не поставил под сомнение тот факт, что заявитель подвергался некоторым формам насилия, о чем свидетельствуют шрамы на его теле и отсутствие частей мизинца на правой руке, однако причину насилия не установили и было расценено органами, занимающимися вопросами предоставления убежища, как не соответствующая заявленным основаниям жалоба для обращения за убежищем. Власти государства-участника в рамках рассмотрения прошения заявителя о предоставлении убежища и вынесенных по этому прошению отрицательных решений сочли, что неоднократно менявшиеся и не соответствующие действительности утверждения и жалобы заявителя, в том числе смена им своей фамилии, вызывают сомнения в том, что доверитель заслуживает доверия в целом. В результате миграционная служба и миграционный суд пришли к выводу, что заявитель мог быть выдворен в Азербайджан, поскольку он не рискует подвергнуться обращению, являющемуся основанием для обеспечения ему защиты. Комитет указал, что, несмотря на то, что заявитель утверждал, что в прошлом подвергался пыткам, он не смог обосновать свои утверждения о личной и фактической опасности подвергнуться пыткам или другому жестокому обращению в Азербайджане, поскольку не представил никаких доказательств того, что его в последнее время разыскивали азербайджанские власти. Таким образом, заявитель не смог воспользоваться возможностью перенести бремя доказывания на шведские органы, занимающиеся вопросами предоставления убежища, в соответствии со шведским Законом об убежище, так как его рассказ не выглядел достоверным, и он не дал никаких разъяснений относительно своих постоянно менявшихся доводов и фактов. Комитет признал: вероятность того, что в случае депортации заявителя в Азербайджан он столкнется с опасностью подвергнуться пыткам или другому жестокому обращению, не говоря уже о каких-либо возможных последствиях его высылки, не была в достаточной степени обоснована для целей приемлемости (пункт 7.6 Решения).
Вопрос: Нужно ли издавать новый приказ о возложении на руководителя обязанностей главного бухгалтера, в том числе в целях ведения кассовых операций, если руководитель сменил фамилию?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Вместе с тем в соответствии с Инструкцией Банка России от 30.06.2021 N 204-И "Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам)" (далее - Инструкция) предусмотрено оформление карточки с образцами подписей и оттиска печати, в которой, в частности, предусмотрено указание фамилий, имен и отчеств лиц, наделенных правом подписи, с проставлением ими собственноручных подписей (п. 5.3 Инструкции). Принимая во внимание, что смена руководителем фамилии с большой долей вероятности будет сопряжена с изменением образца собственноручной подписи, данное обстоятельство приведет к необходимости замены вышеуказанной карточки.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Вместе с тем в соответствии с Инструкцией Банка России от 30.06.2021 N 204-И "Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам)" (далее - Инструкция) предусмотрено оформление карточки с образцами подписей и оттиска печати, в которой, в частности, предусмотрено указание фамилий, имен и отчеств лиц, наделенных правом подписи, с проставлением ими собственноручных подписей (п. 5.3 Инструкции). Принимая во внимание, что смена руководителем фамилии с большой долей вероятности будет сопряжена с изменением образца собственноручной подписи, данное обстоятельство приведет к необходимости замены вышеуказанной карточки.
Готовое решение: Какие документы при приеме на работу затребовать у соискателя
(КонсультантПлюс, 2025)замена паспорта в связи с достижением определенного возраста, непригодностью паспорта, изменением фамилии, имени, отчества;
(КонсультантПлюс, 2025)замена паспорта в связи с достижением определенного возраста, непригодностью паспорта, изменением фамилии, имени, отчества;
Статья: Порядок осуществления родителями права и обязанности по определению фамилии ребенка и ее изменения
(Короткевич М.П.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)Следует отметить, что в ст. 70 КоБС не урегулирован порядок изменения фамилии ребенка в случае перемены фамилии родителя, чью фамилию носит ребенок, если ребенок проживает с другим родителем. Право такого родителя ходатайствовать об изменении фамилии ребенка следует только из нормы ч. 3 ст. 224 КоБС.
(Короткевич М.П.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)Следует отметить, что в ст. 70 КоБС не урегулирован порядок изменения фамилии ребенка в случае перемены фамилии родителя, чью фамилию носит ребенок, если ребенок проживает с другим родителем. Право такого родителя ходатайствовать об изменении фамилии ребенка следует только из нормы ч. 3 ст. 224 КоБС.
Ситуация: Как сменить фамилию ребенка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок изменения фамилии ребенка зависит от его возраста. До достижения им 14 лет родители или один из них могут поменять ему фамилию на основании решения органа опеки и попечительства. С 10 лет это можно сделать только с его согласия. Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе сам переменить свою фамилию. Однако до достижения совершеннолетия для смены фамилии ему потребуется согласие обоих родителей (усыновителей или попечителя) или решение суда (ст. 59 СК РФ; п. п. 1, 3 ст. 58 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок изменения фамилии ребенка зависит от его возраста. До достижения им 14 лет родители или один из них могут поменять ему фамилию на основании решения органа опеки и попечительства. С 10 лет это можно сделать только с его согласия. Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе сам переменить свою фамилию. Однако до достижения совершеннолетия для смены фамилии ему потребуется согласие обоих родителей (усыновителей или попечителя) или решение суда (ст. 59 СК РФ; п. п. 1, 3 ст. 58 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ).
Ситуация: Как получить медицинскую справку водителя?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом не требуется проходить медицинское освидетельствование и представлять медицинское заключение при замене водительских удостоверений в связи с изменением персональных данных водителя (сменой фамилии и т.п.), утратой (хищением) прав, приведением их в негодность, при замене водительского удостоверения до истечения срока его действия по желанию водителя. Медицинское заключение не представляется также при выдаче российского национального водительского удостоверения на основании иностранного национального водительского удостоверения сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудникам аккредитованных международных организаций и их представительств и членам семей данных лиц. В указанных случаях водитель может представить медицинское заключение по собственной инициативе (пп. "б", "в", "г", "е" п. 29, пп. "в" п. 30, абз. 2 п. 32, пп. "в" п. 39 Правил; пп. 28.5.2, 28.5.3 п. 28 Административного регламента).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом не требуется проходить медицинское освидетельствование и представлять медицинское заключение при замене водительских удостоверений в связи с изменением персональных данных водителя (сменой фамилии и т.п.), утратой (хищением) прав, приведением их в негодность, при замене водительского удостоверения до истечения срока его действия по желанию водителя. Медицинское заключение не представляется также при выдаче российского национального водительского удостоверения на основании иностранного национального водительского удостоверения сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудникам аккредитованных международных организаций и их представительств и членам семей данных лиц. В указанных случаях водитель может представить медицинское заключение по собственной инициативе (пп. "б", "в", "г", "е" п. 29, пп. "в" п. 30, абз. 2 п. 32, пп. "в" п. 39 Правил; пп. 28.5.2, 28.5.3 п. 28 Административного регламента).
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)<466> См.: Левушкин А.Н. Реформа семейного законодательства: совершенствование структуры Семейного кодекса Российской Федерации и правового регулирования отдельных брачно-семейных отношений // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 5. С. 32.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)<466> См.: Левушкин А.Н. Реформа семейного законодательства: совершенствование структуры Семейного кодекса Российской Федерации и правового регулирования отдельных брачно-семейных отношений // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 5. С. 32.
Ситуация: Каков порядок изменения фамилии, имени и отчества?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Изменение фамилии, имени и (или) отчества не является основанием для прекращения или изменения прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. При этом гражданин может потребовать внесения за свой счет изменений в оформленные на прежние фамилию, имя и (или) отчество документы. В установленных законом случаях замена документов является обязательной (п. 2 ст. 19 ГК РФ; п. 2 ч. 8 ст. 9 Закона N 138-ФЗ; пп. "в" п. 22 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2023 N 2267; пп. "б" п. 35 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Изменение фамилии, имени и (или) отчества не является основанием для прекращения или изменения прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. При этом гражданин может потребовать внесения за свой счет изменений в оформленные на прежние фамилию, имя и (или) отчество документы. В установленных законом случаях замена документов является обязательной (п. 2 ст. 19 ГК РФ; п. 2 ч. 8 ст. 9 Закона N 138-ФЗ; пп. "в" п. 22 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2023 N 2267; пп. "б" п. 35 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097).
Статья: Публично-правовая и частноправовая природа семейного правоотношения
(Кокова Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)По мнению О.Ю. Ильиной, сочетание частноправовых и публично-правовых начал в рамках семейного законодательства находит воплощение в нормах, определяющих порядок установления отцовства, изменения фамилии и имени, а также в нормах, устанавливающих нотариальное удостоверение сделок, совершаемых участниками семейных правоотношений [14, с. 107]. А.М. Рабец обратила внимание на то, что для семейного права характерно сочетание частного и публичного интересов. Так, она пишет следующее: "...Среди частных интересов приоритетным является обеспечение безопасности ребенка, т.е. реализация в ходе устройства детей, оставшихся без попечения родителей, права на защиту от злоупотреблений со стороны лиц, заменяющих родителей, что гарантировано статьей 56 СК РФ. Публичный интерес в данных отношениях выражается в существующей потребности общества и государства в здоровых, образованных детях, получающих семейное воспитание и находящихся под защитой семьи" [32, с. 102].
(Кокова Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)По мнению О.Ю. Ильиной, сочетание частноправовых и публично-правовых начал в рамках семейного законодательства находит воплощение в нормах, определяющих порядок установления отцовства, изменения фамилии и имени, а также в нормах, устанавливающих нотариальное удостоверение сделок, совершаемых участниками семейных правоотношений [14, с. 107]. А.М. Рабец обратила внимание на то, что для семейного права характерно сочетание частного и публичного интересов. Так, она пишет следующее: "...Среди частных интересов приоритетным является обеспечение безопасности ребенка, т.е. реализация в ходе устройства детей, оставшихся без попечения родителей, права на защиту от злоупотреблений со стороны лиц, заменяющих родителей, что гарантировано статьей 56 СК РФ. Публичный интерес в данных отношениях выражается в существующей потребности общества и государства в здоровых, образованных детях, получающих семейное воспитание и находящихся под защитой семьи" [32, с. 102].