Законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Готовое решение: Какие требования предъявляются к временному хранению (накоплению) отходов на территории предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Накапливать отходы можно только в специально оборудованных местах (на площадках) накопления отходов, которые соответствуют требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ (п. 1 ст. 13.4 Закона об отходах, п. 216 СанПиН 2.1.3684-21). Эти места необходимо предусматривать при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы (п. 2 ст. 10 Закона об отходах).
(КонсультантПлюс, 2025)Накапливать отходы можно только в специально оборудованных местах (на площадках) накопления отходов, которые соответствуют требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ (п. 1 ст. 13.4 Закона об отходах, п. 216 СанПиН 2.1.3684-21). Эти места необходимо предусматривать при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы (п. 2 ст. 10 Закона об отходах).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(ред. от 04.11.2025)Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Легальное определение приаэродромной территории отсутствует. Обычно под ней понимается прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого устанавливается зона с особыми условиями территории. Приаэродромная территория должна быть отображена в схеме территориального планирования субъекта РФ. Согласно ст. 47 ВК РФ приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Актом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Легальное определение приаэродромной территории отсутствует. Обычно под ней понимается прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого устанавливается зона с особыми условиями территории. Приаэродромная территория должна быть отображена в схеме территориального планирования субъекта РФ. Согласно ст. 47 ВК РФ приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Актом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
Статья: Бесконтейнерная система удаления отходов: проблемы правового регулирования
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Закон N 89-ФЗ (ч. 1 ст. 13.4) требует, чтобы места (площадки) накопления отходов соответствовали требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. При этом принятые в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <6> СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" <7> устанавливают требования лишь к контейнерным площадкам и специальным площадкам для складирования крупногабаритных отходов (п. 3). Санитарные требования к так называемым бесконтейнерным площадкам в СанПиН 2.1.3684-21 отсутствуют.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Закон N 89-ФЗ (ч. 1 ст. 13.4) требует, чтобы места (площадки) накопления отходов соответствовали требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. При этом принятые в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <6> СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" <7> устанавливают требования лишь к контейнерным площадкам и специальным площадкам для складирования крупногабаритных отходов (п. 3). Санитарные требования к так называемым бесконтейнерным площадкам в СанПиН 2.1.3684-21 отсутствуют.
Ситуация: Какие установлены требования к содержанию голубей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В состав такого предварительного проекта входит краткая пояснительная записка с указанием, в частности, данных по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 24 Приложения 1, п. 8.1 Приложения 3 к Постановлению Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В состав такого предварительного проекта входит краткая пояснительная записка с указанием, в частности, данных по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 24 Приложения 1, п. 8.1 Приложения 3 к Постановлению Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП).
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Работодателю может грозить ответственность (штраф) за неисполнение требований, связанных с обязательной вакцинацией сотрудников. Так, могут привлечь к ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по ст. 6.3 КоАП РФ. В частности, штраф для юрлица может составлять по ч. 1 данной статьи - от 10 000 до 20 000 руб., по ч. 2 (например, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина)) - от 200 000 до 500 000 руб. А если действия, предусмотренные ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, то в соответствии с ч. 3 данной нормы штраф может составить от 500 000 до 1 000 000 руб.
(КонсультантПлюс, 2023)Работодателю может грозить ответственность (штраф) за неисполнение требований, связанных с обязательной вакцинацией сотрудников. Так, могут привлечь к ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по ст. 6.3 КоАП РФ. В частности, штраф для юрлица может составлять по ч. 1 данной статьи - от 10 000 до 20 000 руб., по ч. 2 (например, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина)) - от 200 000 до 500 000 руб. А если действия, предусмотренные ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, то в соответствии с ч. 3 данной нормы штраф может составить от 500 000 до 1 000 000 руб.
Ситуация: Куда и как жаловаться на управляющую компанию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Роспотребнадзор вправе, в частности, привлечь управляющую организацию к административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 1 ст. 6.3, ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Роспотребнадзор вправе, в частности, привлечь управляющую организацию к административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 1 ст. 6.3, ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В Челябинске в настоящее время рассматриваемый вопрос не урегулирован. Ранее действовавший порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов сначала был признан судом частично не соответствующим закону <1>, а затем добровольно отменен органом, его принявшим <2>. Суд пришел к выводу, что орган местного самоуправления не вправе делегировать собственные полномочия сторонним лицам, не уполномоченным на проведение демонтажа незаконно размещенного нестационарного объекта. Однако это был не самый главный дефект указанного нормативного акта: п. 2 отмененного порядка распространял его нормы не только на объекты, размещенные на публичных землях, но и на объекты, расположенные на частных землях. При этом среди оснований для демонтажа среди прочего были нарушение законодательства о защите прав потребителей, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о пожарной безопасности. Таким образом, этим актом местной администрации давались необоснованные права для прекращения права частной собственности, по нему возможно было снести, допустим, павильон, находящийся на частном земельном участке, если внутри объекта нет книги отзывов и предложений (нарушение законодательства о защите прав потребителей), если в нем обнаружили сотрудника без медицинской книжки (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), если отсутствовал огнетушитель (нарушение законодательства о пожарной безопасности).
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В Челябинске в настоящее время рассматриваемый вопрос не урегулирован. Ранее действовавший порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов сначала был признан судом частично не соответствующим закону <1>, а затем добровольно отменен органом, его принявшим <2>. Суд пришел к выводу, что орган местного самоуправления не вправе делегировать собственные полномочия сторонним лицам, не уполномоченным на проведение демонтажа незаконно размещенного нестационарного объекта. Однако это был не самый главный дефект указанного нормативного акта: п. 2 отмененного порядка распространял его нормы не только на объекты, размещенные на публичных землях, но и на объекты, расположенные на частных землях. При этом среди оснований для демонтажа среди прочего были нарушение законодательства о защите прав потребителей, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о пожарной безопасности. Таким образом, этим актом местной администрации давались необоснованные права для прекращения права частной собственности, по нему возможно было снести, допустим, павильон, находящийся на частном земельном участке, если внутри объекта нет книги отзывов и предложений (нарушение законодательства о защите прав потребителей), если в нем обнаружили сотрудника без медицинской книжки (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), если отсутствовал огнетушитель (нарушение законодательства о пожарной безопасности).
Ситуация: Что делать, если в результате ремонта соседи нарушили шумоизоляцию пола?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также для привлечения соседей к административной ответственности вы можете обратиться в территориальное Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ. В качестве доказательства нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и (или) санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений представьте отчет, выданный специализированной аккредитованной организацией (ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.4, ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; Информация Роспотребнадзора).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также для привлечения соседей к административной ответственности вы можете обратиться в территориальное Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ. В качестве доказательства нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и (или) санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений представьте отчет, выданный специализированной аккредитованной организацией (ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.4, ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; Информация Роспотребнадзора).