Законодательство о музеях
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательство о музеях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Музеи - хранители, цензоры или сборщики податей?
(Афанасьева Е.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)Из этих удивительных примеров можно сделать вывод, что в Италии есть особое "музейное" законодательство, дающее музеям право контролировать использование изображений хранящихся в них произведений искусства, а в Германии такого законодательства нет. В Италии оно представлено таким актом, как Codice dei Beni Culturali (Кодекс культурных ценностей).
(Афанасьева Е.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)Из этих удивительных примеров можно сделать вывод, что в Италии есть особое "музейное" законодательство, дающее музеям право контролировать использование изображений хранящихся в них произведений искусства, а в Германии такого законодательства нет. В Италии оно представлено таким актом, как Codice dei Beni Culturali (Кодекс культурных ценностей).
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии с законодательством о музеях музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан. Ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается (ст. 35 Закона о музеях). Содержащиеся в реестре Музейного фонда сведения о музейных предметах и музейных коллекциях, включенных в состав Музейного фонда РФ, являются общедоступными, за исключением сведений, распространение которых ограничено законодательством РФ.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии с законодательством о музеях музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан. Ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается (ст. 35 Закона о музеях). Содержащиеся в реестре Музейного фонда сведения о музейных предметах и музейных коллекциях, включенных в состав Музейного фонда РФ, являются общедоступными, за исключением сведений, распространение которых ограничено законодательством РФ.
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)4. В целях обеспечения сохранности территории музея-заповедника, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся во владении или в пользовании музея-заповедника, объектов культурного наследия, обеспечения безопасности пребывания граждан на территории музея-заповедника, на примыкающем к территории музея-заповедника участке береговой полосы расположенного вне границ территории музея-заповедника водного объекта не допускается деятельность, несовместимая с видами деятельности, установленными для музея-заповедника законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия и законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)4. В целях обеспечения сохранности территории музея-заповедника, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся во владении или в пользовании музея-заповедника, объектов культурного наследия, обеспечения безопасности пребывания граждан на территории музея-заповедника, на примыкающем к территории музея-заповедника участке береговой полосы расположенного вне границ территории музея-заповедника водного объекта не допускается деятельность, несовместимая с видами деятельности, установленными для музея-заповедника законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия и законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В этих случаях водопользователь обязан обеспечить не только выполнение правил и условий водопользования, если оно допускается и не ограничено законодательством, но и режим охраны территории музея-заповедника, установленный Законом о Музейном фонде.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В этих случаях водопользователь обязан обеспечить не только выполнение правил и условий водопользования, если оно допускается и не ограничено законодательством, но и режим охраны территории музея-заповедника, установленный Законом о Музейном фонде.
Статья: Университет, музей, университетский музей: историко-правовой этюд о развитии образования, науки и культуры в России
(Зипунникова Н.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 4)И приведенная мысль, и сам музей оказались востребованными в первой трети XX столетия. В 1912 г. в Историческом музее в Москве был проведен предварительный съезд музейных деятелей, главной целью которого была подготовка к первому Всероссийскому съезду деятелей музеев (намечался на 1915 г.). После событий октября 1917 г., как подчеркивается, была организована государственная система управления музейным делом и охраной памятников (Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе РСФСР. Государственный музейный фонд), что отсылало к идеям музейных работников предшествующей эпохи. Закономерным стало формирование законодательства о музеях и охране памятников. Новое время дало жизнь новым типам музеев. Музеи советского времени - яркая "краска" в общей историко-музейной палитре <21>.
(Зипунникова Н.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 4)И приведенная мысль, и сам музей оказались востребованными в первой трети XX столетия. В 1912 г. в Историческом музее в Москве был проведен предварительный съезд музейных деятелей, главной целью которого была подготовка к первому Всероссийскому съезду деятелей музеев (намечался на 1915 г.). После событий октября 1917 г., как подчеркивается, была организована государственная система управления музейным делом и охраной памятников (Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе РСФСР. Государственный музейный фонд), что отсылало к идеям музейных работников предшествующей эпохи. Закономерным стало формирование законодательства о музеях и охране памятников. Новое время дало жизнь новым типам музеев. Музеи советского времени - яркая "краска" в общей историко-музейной палитре <21>.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)59. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2018 г. N 676-р "Об осуществлении по соглашению сторон изменения цены, сроков, видов, объемов и порядка приемки выполняемых работ, предусмотренных государственным контрактом на выполнение работ по реконструкции и реставрации с приспособлением для современного использования объекта федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Политехнический музей" // Собрание законодательства РФ. 2018. N 17. Ст. 2543.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)59. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2018 г. N 676-р "Об осуществлении по соглашению сторон изменения цены, сроков, видов, объемов и порядка приемки выполняемых работ, предусмотренных государственным контрактом на выполнение работ по реконструкции и реставрации с приспособлением для современного использования объекта федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Политехнический музей" // Собрание законодательства РФ. 2018. N 17. Ст. 2543.
Статья: Новое определение понятия "музей": взгляд с позиций актуальной экономико-правовой действительности
(Пикунова Т.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)<5> См., напр.: Егоров А.К. К вопросу об определении понятия "музей" // Вестник современной науки. 2016. N 7-2(19). С. 90 - 93; Понкин И. Понятие "музей" в зарубежном законодательстве // Музей. 2020. N 8. С. 36 - 42; Труевцева О.Н. Системный подход к определению понятия "музей" // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции / Институт истории СО РАН. 2017. С. 9 - 15 и др.
(Пикунова Т.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)<5> См., напр.: Егоров А.К. К вопросу об определении понятия "музей" // Вестник современной науки. 2016. N 7-2(19). С. 90 - 93; Понкин И. Понятие "музей" в зарубежном законодательстве // Музей. 2020. N 8. С. 36 - 42; Труевцева О.Н. Системный подход к определению понятия "музей" // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции / Институт истории СО РАН. 2017. С. 9 - 15 и др.
Статья: NFT-искусство и деятельность музеев: точки соприкосновения
(Губаева Е.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 4)Предметом исследования данной статьи является правовой режим в отношении токена на произведение искусства. Автором обосновывается сложность правовой охраны токенов на объекты криптоискусства с учетом действующего законодательства. Отмечено, что музеи ввиду обладания имущественными правами на объекты музейного фонда вправе ограничивать создание третьими лицами токенов на эти произведения. По итогам исследования автором сделан вывод о необходимости введения правовой охраны токенов в качестве цифровых прав. Кроме того, сформулирован вывод о том, что имущественные права музеев не должны предполагать требования о вознаграждении за использование произведений.
(Губаева Е.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 4)Предметом исследования данной статьи является правовой режим в отношении токена на произведение искусства. Автором обосновывается сложность правовой охраны токенов на объекты криптоискусства с учетом действующего законодательства. Отмечено, что музеи ввиду обладания имущественными правами на объекты музейного фонда вправе ограничивать создание третьими лицами токенов на эти произведения. По итогам исследования автором сделан вывод о необходимости введения правовой охраны токенов в качестве цифровых прав. Кроме того, сформулирован вывод о том, что имущественные права музеев не должны предполагать требования о вознаграждении за использование произведений.