Законодательная власть РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Законодательная власть РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры"
(4-е издание, измененное и дополненное)
(Шахрай С.М.)
("Статут", 2017)Конституция РФ определяет Федеральное Собрание как единственный орган федеральной законодательной власти.
(4-е издание, измененное и дополненное)
(Шахрай С.М.)
("Статут", 2017)Конституция РФ определяет Федеральное Собрание как единственный орган федеральной законодательной власти.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Понятие и виды конституционного контроля в Российской Федерации
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В практике большинства государств, в том числе и в России, специализированные органы конституционного судебного контроля наделяются также и другими полномочиями, направленными на правовую охрану конституционного порядка. Так, например, на Конституционный Суд РФ возложено полномочие по толкованию Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ). Это обеспечивает единообразное применение Конституции РФ всеми государственными органами.
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В практике большинства государств, в том числе и в России, специализированные органы конституционного судебного контроля наделяются также и другими полномочиями, направленными на правовую охрану конституционного порядка. Так, например, на Конституционный Суд РФ возложено полномочие по толкованию Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ). Это обеспечивает единообразное применение Конституции РФ всеми государственными органами.
Статья: Значение комплексной геолого-экономической оценки для определения правового режима и дальнейшего использования отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Тектонические сдвиги в экономике Российской Федерации, обусловленные беспрецедентным нарушением норм международного права и односторонними экономическими рестрикциями со стороны ряда государств, влекут за собой необходимость глобальных изменений в сфере правового регулирования рационального недропользования. Данные изменения должны быть направлены на сохранение и восполнение минерально-сырьевой базы государства и сохранение полезных ископаемых для будущих поколений. В настоящий момент со стороны компетентных органов государственной власти и управления принимаются меры, направленные на формирование адекватного правового регулирования данной сферы общественных отношений. Так, например, Постановлением Правительства РФ <1> до 30 апреля 2024 г. продлены ограничения на вывоз с территории РФ отходов, содержащих драгоценные металлы или их соединения. Органами законодательной власти РФ и субъектов РФ вносятся корректировки и дополнения в действующие правовые предписания о недропользовании, предполагающие возможность включения в гражданско-правовой оборот объектов, возникающих при осуществлении деятельности по добыче полезных ископаемых.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Тектонические сдвиги в экономике Российской Федерации, обусловленные беспрецедентным нарушением норм международного права и односторонними экономическими рестрикциями со стороны ряда государств, влекут за собой необходимость глобальных изменений в сфере правового регулирования рационального недропользования. Данные изменения должны быть направлены на сохранение и восполнение минерально-сырьевой базы государства и сохранение полезных ископаемых для будущих поколений. В настоящий момент со стороны компетентных органов государственной власти и управления принимаются меры, направленные на формирование адекватного правового регулирования данной сферы общественных отношений. Так, например, Постановлением Правительства РФ <1> до 30 апреля 2024 г. продлены ограничения на вывоз с территории РФ отходов, содержащих драгоценные металлы или их соединения. Органами законодательной власти РФ и субъектов РФ вносятся корректировки и дополнения в действующие правовые предписания о недропользовании, предполагающие возможность включения в гражданско-правовой оборот объектов, возникающих при осуществлении деятельности по добыче полезных ископаемых.
Статья: Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 2)Тесная связь между субъектами Российской Федерации и законодательными (представительными) органами власти Российской Федерации проявляется и в том, что по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти входят - в состав Совета Федерации (п. "а" ч. 2 ст. 95).
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 2)Тесная связь между субъектами Российской Федерации и законодательными (представительными) органами власти Российской Федерации проявляется и в том, что по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти входят - в состав Совета Федерации (п. "а" ч. 2 ст. 95).
Статья: Реализация права на медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий
(Джикия М.Д.)
("Современное право", 2024, N 12)Автором предпринята попытка обозначить некоторые теоретические и практические проблемы реализации права человека на медицинскую помощь с использованием новейших цифровых технологий. Проведен анализ действующего в России нормативного регулирования в области телемедицины, выявлены его изъяны, выступающие в качестве барьеров на пути дальнейшего ее развития. Выделены характерные признаки реализации права на медицинскую помощь с использованием телемедицинских технологий. Обозначены потенциальные угрозы и риски для пациентов, преодоление которых является актуальной задачей для органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
(Джикия М.Д.)
("Современное право", 2024, N 12)Автором предпринята попытка обозначить некоторые теоретические и практические проблемы реализации права человека на медицинскую помощь с использованием новейших цифровых технологий. Проведен анализ действующего в России нормативного регулирования в области телемедицины, выявлены его изъяны, выступающие в качестве барьеров на пути дальнейшего ее развития. Выделены характерные признаки реализации права на медицинскую помощь с использованием телемедицинских технологий. Обозначены потенциальные угрозы и риски для пациентов, преодоление которых является актуальной задачей для органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Готовое решение: Что нужно знать о миграционном учете иностранных граждан по месту пребывания
(КонсультантПлюс, 2025)Отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством РФ могут выполнять иные федеральные органы исполнительной власти. Это следует из положений п. 2 ч. 1 ст. 2, ст. 11 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (далее - Закон N 109-ФЗ), Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699), Административного регламента по осуществлению миграционного учета.
(КонсультантПлюс, 2025)Отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством РФ могут выполнять иные федеральные органы исполнительной власти. Это следует из положений п. 2 ч. 1 ст. 2, ст. 11 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (далее - Закон N 109-ФЗ), Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699), Административного регламента по осуществлению миграционного учета.
Статья: Нормативное понимание категории "многодетная семья" и проблемы реализации гарантий
(Брылякова Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Говоря о налоговых льготах, следует отметить, что ст. 356 НК РФ регламентирует право органам законодательной власти субъектов РФ устанавливать основания и порядок предоставления налоговых льгот. И здесь уместно привести пример относительно транспортного налога по Кемеровской области - Кузбассу. Закон Кемеровской области от 28 ноября 2002 г. N 95-ОЗ "О транспортном налоге" (в ред. от 20.04.2022 N 40-ОЗ) внес изменения, позволив многодетным родителям и детям не проживать совместно <23>, что ранее было обязательным условием для получения льготы.
(Брылякова Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Говоря о налоговых льготах, следует отметить, что ст. 356 НК РФ регламентирует право органам законодательной власти субъектов РФ устанавливать основания и порядок предоставления налоговых льгот. И здесь уместно привести пример относительно транспортного налога по Кемеровской области - Кузбассу. Закон Кемеровской области от 28 ноября 2002 г. N 95-ОЗ "О транспортном налоге" (в ред. от 20.04.2022 N 40-ОЗ) внес изменения, позволив многодетным родителям и детям не проживать совместно <23>, что ранее было обязательным условием для получения льготы.
Статья: Конституция Российской Федерации: самобытность, стабильность и развитие (к 30-летию Основного Закона России)
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Особенности избранных формы правления, федеративного устройства, организации государственной власти объяснялись спецификой этапа развития России, который она переживала в тот момент. Форма правления, основанная на новой и интересной концепции президентской власти ("полупрезидентской республики"), определялась в большей степени событиями демократического переходного периода в России, федеративной структурой Российского государства, нежели какой-либо иностранной моделью. Новизна Конституции заключается в попытке найти оптимальное соотношение президентской и парламентской форм правления. Она закрепила типичные для демократической конституции принципы организации и функционирования Федерального Собрания в качестве парламента, осуществляющего законодательную власть в Российской Федерации. Создание новой модели российской государственности по Конституции РФ выражено и в развитии системы публичной власти, сочетающей централизм, основу которого составляет сильная президентская власть, и децентрализацию, что находит выражение в федеративном устройстве государства и признании самостоятельности местного самоуправления <15>.
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Особенности избранных формы правления, федеративного устройства, организации государственной власти объяснялись спецификой этапа развития России, который она переживала в тот момент. Форма правления, основанная на новой и интересной концепции президентской власти ("полупрезидентской республики"), определялась в большей степени событиями демократического переходного периода в России, федеративной структурой Российского государства, нежели какой-либо иностранной моделью. Новизна Конституции заключается в попытке найти оптимальное соотношение президентской и парламентской форм правления. Она закрепила типичные для демократической конституции принципы организации и функционирования Федерального Собрания в качестве парламента, осуществляющего законодательную власть в Российской Федерации. Создание новой модели российской государственности по Конституции РФ выражено и в развитии системы публичной власти, сочетающей централизм, основу которого составляет сильная президентская власть, и децентрализацию, что находит выражение в федеративном устройстве государства и признании самостоятельности местного самоуправления <15>.
Статья: Проблематика концепции публичной власти в субъектах Российской Федерации
(Романчук И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)<5> См.: Сурков Д.Л. Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации в конституционном праве России: сравнительно-правовое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 35.
(Романчук И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)<5> См.: Сурков Д.Л. Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации в конституционном праве России: сравнительно-правовое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 35.
Статья: Конституционные (уставные) советы при законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации: некоторые размышления
(Смирнов А.В., Яичникова Ю.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 6
(Смирнов А.В., Яичникова Ю.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 6