Законо о государственной регистрации юридических лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Законо о государственной регистрации юридических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Гаражно-строительный кооператив
(КонсультантПлюс, 2025)"...Признать взаимосвязанные положения пунктов 1 - 4 статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 1 и 2), 45 и 55 (часть 3), в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому им судебным толкованием, в том числе в решениях по конкретному делу, - при их применении к признанию гаражного (гаражно-строительного) кооператива фактически недействующим и к его исключению из единого государственного реестра юридических лиц на основании одной лишь констатации таких формальных признаков, как отсутствие операций по банковскому счету и непредставление отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, данные нормы не позволяют учесть специфику этого вида юридического лица как объединения граждан, специально предназначенного для обеспечения им возможности использовать имущество в личных целях, как правило, без активного участия в гражданском обороте, без осуществления приносящей доход деятельности и без профессионального управления организацией..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Признать взаимосвязанные положения пунктов 1 - 4 статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 1 и 2), 45 и 55 (часть 3), в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому им судебным толкованием, в том числе в решениях по конкретному делу, - при их применении к признанию гаражного (гаражно-строительного) кооператива фактически недействующим и к его исключению из единого государственного реестра юридических лиц на основании одной лишь констатации таких формальных признаков, как отсутствие операций по банковскому счету и непредставление отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, данные нормы не позволяют учесть специфику этого вида юридического лица как объединения граждан, специально предназначенного для обеспечения им возможности использовать имущество в личных целях, как правило, без активного участия в гражданском обороте, без осуществления приносящей доход деятельности и без профессионального управления организацией..."
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Последствия недостоверности сведений о директоре юрлица в ЕГРЮЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: п. п. 5, 6 ст. 11 Закона о госрегистрации юрлиц
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: п. п. 5, 6 ст. 11 Закона о госрегистрации юрлиц
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 13.06.2023 N 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статью 3 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 13)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 13
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 13)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 13
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.02.2007 N 13-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 16. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(ред. от 07.07.2025)
"Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 16. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Готовое решение: Как обжаловать решение об отказе в госрегистрации юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)Исчерпывающий перечень случаев для отказа в госрегистрации юрлиц установлен в п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП.
(КонсультантПлюс, 2025)Исчерпывающий перечень случаев для отказа в госрегистрации юрлиц установлен в п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП.
Статья: Новости от 17.11.2023
("Главная книга", 2023, N 23)В Закон о госрегистрации юрлиц и ИП внесены изменения
("Главная книга", 2023, N 23)В Закон о госрегистрации юрлиц и ИП внесены изменения
Готовое решение: Что нужно знать о переводе на работу в другую местность вместе с работодателем
(КонсультантПлюс, 2025)Место нахождения работодателя - юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (п. 2 ст. 54 ГК РФ). При этом госрегистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Место нахождения работодателя - юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (п. 2 ст. 54 ГК РФ). При этом госрегистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Готовое решение: Когда и на какой срок могут приостановить госрегистрацию юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)Регистрирующий орган может приостановить госрегистрацию только в случае возникновения у него обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Регистрация приостанавливается для проверки достоверности таких сведений (п. п. 4.2, 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)Регистрирующий орган может приостановить госрегистрацию только в случае возникновения у него обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Регистрация приостанавливается для проверки достоверности таких сведений (п. п. 4.2, 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 26. Признание утратившими силу Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и пункта 12 статьи 2 Федерального закона "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 26. Признание утратившими силу Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и пункта 12 статьи 2 Федерального закона "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)38. В части 38 комментируемой статьи установлено дополнительное требование к оператору платежной системы, в рамках которой осуществляется перевод денежных средств между операторами по переводу денежных средств, находящимися на территории России, - деятельность такого оператора платежной системы может осуществляться только организацией, созданной в соответствии с законодательством РФ и соответствующей требованиям комментируемого Закона. Речь идет о юридических лицах, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)38. В части 38 комментируемой статьи установлено дополнительное требование к оператору платежной системы, в рамках которой осуществляется перевод денежных средств между операторами по переводу денежных средств, находящимися на территории России, - деятельность такого оператора платежной системы может осуществляться только организацией, созданной в соответствии с законодательством РФ и соответствующей требованиям комментируемого Закона. Речь идет о юридических лицах, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).
Статья: Налоговые преференции для резидентов международных ТОР
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 28)Госдума одобрила законопроекты о внесении изменений в ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" и внесении изменений в Налоговый кодекс РФ. Они разработаны и направлены на установление в Дальневосточном федеральном округе (далее также - ДФО) специального режима. Этот режим для резидентов международных ТОР (далее - МТОР) предусматривает создание наиболее благоприятных условий для реализации совместно с партнерами из дружественных стран проектов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 28)Госдума одобрила законопроекты о внесении изменений в ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" и внесении изменений в Налоговый кодекс РФ. Они разработаны и направлены на установление в Дальневосточном федеральном округе (далее также - ДФО) специального режима. Этот режим для резидентов международных ТОР (далее - МТОР) предусматривает создание наиболее благоприятных условий для реализации совместно с партнерами из дружественных стран проектов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)10. Часть 10 комментируемой статьи введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ. В соответствии с ней положения п. п. 4.1 и 4.2 ч. 1, п. п. 2.1 и 2.2 ч. 2 комментируемой статьи также применяются в случае исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. При этом следует учитывать, что прекращение деятельности юридического лица путем исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ осуществляется по решению регистрирующего органа, т.е. в административном порядке, и не предполагает урегулирование отношений с кредиторами (ст. 64.2 ГК РФ; ст. ст. 21, 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Недействующим, т.е. фактически прекратившим свою деятельность, считается юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. При наличии признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица сначала принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в печати.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)10. Часть 10 комментируемой статьи введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ. В соответствии с ней положения п. п. 4.1 и 4.2 ч. 1, п. п. 2.1 и 2.2 ч. 2 комментируемой статьи также применяются в случае исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. При этом следует учитывать, что прекращение деятельности юридического лица путем исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ осуществляется по решению регистрирующего органа, т.е. в административном порядке, и не предполагает урегулирование отношений с кредиторами (ст. 64.2 ГК РФ; ст. ст. 21, 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Недействующим, т.е. фактически прекратившим свою деятельность, считается юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. При наличии признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица сначала принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в печати.
Готовое решение: Регистрация в СФР
(КонсультантПлюс, 2025)Отделение СФР зарегистрирует юридическое лицо (с присвоением регистрационного номера) по сведениям из ЕГРЮЛ, которые получит от налоговых органов. Это сделают в течение трех рабочих дней после получения сведений (ст. 5, пп. 1 п. 1 ст. 11 Закона о пенсионном страховании, пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона N 125-ФЗ, ст. 2, п. 3.1 ст. 11 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. 7 Порядка регистрации и снятия с учета страхователей в СФР, п. п. 1, 5.3.1 Положения о ФНС России, п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092).
(КонсультантПлюс, 2025)Отделение СФР зарегистрирует юридическое лицо (с присвоением регистрационного номера) по сведениям из ЕГРЮЛ, которые получит от налоговых органов. Это сделают в течение трех рабочих дней после получения сведений (ст. 5, пп. 1 п. 1 ст. 11 Закона о пенсионном страховании, пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона N 125-ФЗ, ст. 2, п. 3.1 ст. 11 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. 7 Порядка регистрации и снятия с учета страхователей в СФР, п. п. 1, 5.3.1 Положения о ФНС России, п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092).
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 126-ФЗ "О внесении
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 126-ФЗ "О внесении