Заключение контракта с единственным поставщиком по 223-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение контракта с единственным поставщиком по 223-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов при осуществлении закупок
(КонсультантПлюс, 2025)Заключение заказчиком договора по Закону N 223-ФЗ с единственным поставщиком признают нарушением антимонопольного законодательства в связи с наличием конфликта интересов, если контрактный управляющий заказчика - соучредитель поставщика
(КонсультантПлюс, 2025)Заключение заказчиком договора по Закону N 223-ФЗ с единственным поставщиком признают нарушением антимонопольного законодательства в связи с наличием конфликта интересов, если контрактный управляющий заказчика - соучредитель поставщика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Экстренная закупка по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Учреждение, установив, что [первоначальным подрядчиком - ред.]... не предпринимается мер по внесению изменений в проектно-сметную документацию к государственному контракту, приняло решение о заключении контракта в порядке, предусмотренном Положениями, Законом N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)...Учреждение, установив, что [первоначальным подрядчиком - ред.]... не предпринимается мер по внесению изменений в проектно-сметную документацию к государственному контракту, приняло решение о заключении контракта в порядке, предусмотренном Положениями, Законом N 223-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности закупки знаков почтовой оплаты (почтовых марок) необходимо учитывать при работе по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в положении о закупке можно предусмотреть возможность закупки почтовых марок у единственного поставщика - АО "Почта России", поскольку 100% акций этого поставщика принадлежит РФ и полномочия по реализации им государственных знаков почтовой оплаты установлены законом. ФАС России в рамках Закона N 44-ФЗ высказывала позицию о правомерности заключения контракта с АО "Почта России" как с единственным поставщиком на специальном основании, связанном с наличием соответствующих полномочий. Полагаем, на данную позицию можно ориентироваться и в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ, предусмотрев аналогичную возможность закупки у единственного поставщика в положении о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в положении о закупке можно предусмотреть возможность закупки почтовых марок у единственного поставщика - АО "Почта России", поскольку 100% акций этого поставщика принадлежит РФ и полномочия по реализации им государственных знаков почтовой оплаты установлены законом. ФАС России в рамках Закона N 44-ФЗ высказывала позицию о правомерности заключения контракта с АО "Почта России" как с единственным поставщиком на специальном основании, связанном с наличием соответствующих полномочий. Полагаем, на данную позицию можно ориентироваться и в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ, предусмотрев аналогичную возможность закупки у единственного поставщика в положении о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
Статья: Административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 11)Комиссия Управления отмечает, что установление заказчиком в конкурсной документации императивного требования о том, что сведения о представленных в рамках оценки показателя договорах/контрактах должны содержаться в реестре контрактов/договоров, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ и/или Законом N 223-ФЗ, необоснованно исключает возможность представления в качестве подтверждения опыта контрактов/договоров, заключенных, например, по закрытым закупочным процедурам и с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведения о которых не подлежат опубликованию в ЕИС.
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 11)Комиссия Управления отмечает, что установление заказчиком в конкурсной документации императивного требования о том, что сведения о представленных в рамках оценки показателя договорах/контрактах должны содержаться в реестре контрактов/договоров, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ и/или Законом N 223-ФЗ, необоснованно исключает возможность представления в качестве подтверждения опыта контрактов/договоров, заключенных, например, по закрытым закупочным процедурам и с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведения о которых не подлежат опубликованию в ЕИС.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)а) не проводят согласование с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся;
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)а) не проводят согласование с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся;
Федеральный закон от 08.08.2024 N 318-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"5. Положения статьи 14, части 25 статьи 22, части 1.1 статьи 33, пункта 15 части 1 статьи 42, пункта 5 части 1 и подпунктов "д" и "л" пункта 5 части 6 статьи 43, пункта 3 части 7, пунктов 4 и 5 части 12 статьи 48, пунктов 6 и 7 части 11 статьи 73, пунктов 3 и 4 части 10 статьи 75, подпункта "г" пункта 1 части 12 статьи 93, части 7 и пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) и приглашения принять участие в которых направлены либо контракты с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при осуществлении которых заключены с 1 января 2025 года.
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"5. Положения статьи 14, части 25 статьи 22, части 1.1 статьи 33, пункта 15 части 1 статьи 42, пункта 5 части 1 и подпунктов "д" и "л" пункта 5 части 6 статьи 43, пункта 3 части 7, пунктов 4 и 5 части 12 статьи 48, пунктов 6 и 7 части 11 статьи 73, пунктов 3 и 4 части 10 статьи 75, подпункта "г" пункта 1 части 12 статьи 93, части 7 и пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) и приглашения принять участие в которых направлены либо контракты с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при осуществлении которых заключены с 1 января 2025 года.
Статья: Правовые последствия несостоявшихся торгов
(Фролов А.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)Этой логике вполне соответствует подход, закрепленный в законодательстве о контрактной системе, согласно которому объявление торгов несостоявшимися влечет заключение договора с их единственным участником по правилам заключения договора с единственным поставщиком (ч. 5 ст. 52, п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона о контрактной системе). На основе правовых позиций Конституционного Суда РФ (Постановление от 23 декабря 2022 г. N 57-П) выстраивается учитывающий специфику и цель торгов, проводимых по Федеральному закону N 223-ФЗ, механизм регламентации последствий несостоявшихся торгов, предусматривающий право заказчика воздержаться от заключения договора с единственным участником торгов только в случае, если положение о закупке заказчика предусматривает проведение повторных торгов. Из названного Постановления Конституционного Суда РФ следует, что заказчик обязан заключить договор с единственным участником несостоявшихся торгов при отсутствии объективных препятствий к заключению договора с этим участником, если положение о закупке заказчика не определяет последствия признания торгов несостоявшимися или допускает произвольное усмотрение заказчика в вопросе о заключении такого договора.
(Фролов А.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)Этой логике вполне соответствует подход, закрепленный в законодательстве о контрактной системе, согласно которому объявление торгов несостоявшимися влечет заключение договора с их единственным участником по правилам заключения договора с единственным поставщиком (ч. 5 ст. 52, п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона о контрактной системе). На основе правовых позиций Конституционного Суда РФ (Постановление от 23 декабря 2022 г. N 57-П) выстраивается учитывающий специфику и цель торгов, проводимых по Федеральному закону N 223-ФЗ, механизм регламентации последствий несостоявшихся торгов, предусматривающий право заказчика воздержаться от заключения договора с единственным участником торгов только в случае, если положение о закупке заказчика предусматривает проведение повторных торгов. Из названного Постановления Конституционного Суда РФ следует, что заказчик обязан заключить договор с единственным участником несостоявшихся торгов при отсутствии объективных препятствий к заключению договора с этим участником, если положение о закупке заказчика не определяет последствия признания торгов несостоявшимися или допускает произвольное усмотрение заказчика в вопросе о заключении такого договора.
Статья: Защита прав предпринимателей в условиях применения государством мер, ограничивающих свободу экономической деятельности
(Челышева Н.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Государственное воздействие на экономику в условиях современной политической ситуации в России. Изменение геополитической обстановки обусловило ужесточение ограничительных или специальных мер государственной политики в различных отраслях экономики России. После февральских событий 2022 г. значительное число договоров с зарубежными поставщиками оборудования и сырья были расторгнуты. Многие отечественные товаропроизводители вынуждены менять условия своей деятельности, частично приостанавливая ее. Убытки, вызванные простоем, вынужденным перепрофилированием, поисками новых партнеров, в полном объеме несет российский предприниматель. В таких условиях представляются неизбежными снижение качества выпускаемых товаров либо их тотальный дефицит. К настоящему моменту вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, согласно которому Правительство России вправе вводить специальные меры в сфере экономики в целях обеспечения проведения специальных военных операций за пределами территории Российской Федерации. Согласно названному документу в случае принятия Правительством России решения о введении специальных мер в сфере экономики юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности утрачивают право отказываться от заключения договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций. В свою очередь, федеральным органам исполнительной власти (заказчикам) предоставляется право закупать товары, работы, услуги и материальные средства, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, у единственного поставщика, а также увеличивать или уменьшать количество поставляемого товара, объемы выполняемой работы или оказываемых услуг в рамках действующего гособоронзаказа. Это касается договоров, заключаемых в соответствии с Законами N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и (или) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, российская экономика фактически переходит в милитаризованный режим, в условиях которого хозяйствующие субъекты обязаны заключать госконтракты для обеспечения нужд обороны на условиях, продиктованных государственной властью.
(Челышева Н.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Государственное воздействие на экономику в условиях современной политической ситуации в России. Изменение геополитической обстановки обусловило ужесточение ограничительных или специальных мер государственной политики в различных отраслях экономики России. После февральских событий 2022 г. значительное число договоров с зарубежными поставщиками оборудования и сырья были расторгнуты. Многие отечественные товаропроизводители вынуждены менять условия своей деятельности, частично приостанавливая ее. Убытки, вызванные простоем, вынужденным перепрофилированием, поисками новых партнеров, в полном объеме несет российский предприниматель. В таких условиях представляются неизбежными снижение качества выпускаемых товаров либо их тотальный дефицит. К настоящему моменту вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, согласно которому Правительство России вправе вводить специальные меры в сфере экономики в целях обеспечения проведения специальных военных операций за пределами территории Российской Федерации. Согласно названному документу в случае принятия Правительством России решения о введении специальных мер в сфере экономики юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности утрачивают право отказываться от заключения договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций. В свою очередь, федеральным органам исполнительной власти (заказчикам) предоставляется право закупать товары, работы, услуги и материальные средства, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, у единственного поставщика, а также увеличивать или уменьшать количество поставляемого товара, объемы выполняемой работы или оказываемых услуг в рамках действующего гособоронзаказа. Это касается договоров, заключаемых в соответствии с Законами N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и (или) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, российская экономика фактически переходит в милитаризованный режим, в условиях которого хозяйствующие субъекты обязаны заключать госконтракты для обеспечения нужд обороны на условиях, продиктованных государственной властью.
Статья: Особенности заключения договора водоснабжения с бюджетной организацией (бюджетным учреждением)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключение договора на оказание услуг по водоснабжению может осуществляться бюджетным учреждением в рамках закупки у единственного поставщика. Такой способ заключения контракта подразумевает осуществление бюджетным учреждением следующих действий:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключение договора на оказание услуг по водоснабжению может осуществляться бюджетным учреждением в рамках закупки у единственного поставщика. Такой способ заключения контракта подразумевает осуществление бюджетным учреждением следующих действий:
Вопрос: Об описании заказчиком предмета закупки при невыполнении обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в определенном объеме.
(Письмо Минфина России от 07.04.2023 N 24-01-09/31369)В соответствии с частью 8.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352, положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. В данном случае в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Закона N 44-ФЗ в части:
(Письмо Минфина России от 07.04.2023 N 24-01-09/31369)В соответствии с частью 8.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352, положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. В данном случае в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Закона N 44-ФЗ в части:
Статья: Обзор нарушений в ведении медицинскими учреждениями закупочной деятельности
(Иванова А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 2)Положениями ст. 22 Закона N 44-ФЗ установлено, что начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) и в предусмотренных данным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующих методов:
(Иванова А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 2)Положениями ст. 22 Закона N 44-ФЗ установлено, что начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) и в предусмотренных данным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующих методов:
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Статистика внесения в РНП по доле в общем количестве конкурентных неотмененных закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ за 2018, 2019, 1-е п/г 2020 г. В расчет доли не брались закупки у единственного поставщика и отмененные извещения. Первые - по причине того, что заказчик самостоятельно определял единственного поставщика или поставщик является таковым в силу закона, следовательно, уклонение от заключения контракта невозможно в силу отсутствия инициативной оферты в рамках состязания (конкуренции) на торгах и последующего выбора победителя. Существенное неисполнение и последующее расторжение контрактов с единственным поставщиком тоже маловероятны, но если и случаются, то ответственность за это полностью лежит на заказчике, поскольку это его выбор и он должен был проявить должную осмотрительность при заключении контракта. Вторые - поскольку по их результатам не заключены контракты.
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Статистика внесения в РНП по доле в общем количестве конкурентных неотмененных закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ за 2018, 2019, 1-е п/г 2020 г. В расчет доли не брались закупки у единственного поставщика и отмененные извещения. Первые - по причине того, что заказчик самостоятельно определял единственного поставщика или поставщик является таковым в силу закона, следовательно, уклонение от заключения контракта невозможно в силу отсутствия инициативной оферты в рамках состязания (конкуренции) на торгах и последующего выбора победителя. Существенное неисполнение и последующее расторжение контрактов с единственным поставщиком тоже маловероятны, но если и случаются, то ответственность за это полностью лежит на заказчике, поскольку это его выбор и он должен был проявить должную осмотрительность при заключении контракта. Вторые - поскольку по их результатам не заключены контракты.
Статья: Определение и обоснование начальной (максимальной) цены договора в соответствии с Законом N 223-ФЗ
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)<12> Например, Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", Приказ Минздрава России от 19.12.2019 N 1064н "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения" и др.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)<12> Например, Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", Приказ Минздрава России от 19.12.2019 N 1064н "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения" и др.
Статья: Примеры применения учреждениями аутсорсинга услуг в разных отраслях
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 5)Государственное автономное учреждение (центр социального обслуживания населения) в рамках Закона N 223-ФЗ закупило у единственного поставщика услуги по отдыху и оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (номер закупки в ЕИС - 31705284191). Сумма приобретения - 240 тыс. руб. Поставщиком стала автономная некоммерческая организация.
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 5)Государственное автономное учреждение (центр социального обслуживания населения) в рамках Закона N 223-ФЗ закупило у единственного поставщика услуги по отдыху и оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (номер закупки в ЕИС - 31705284191). Сумма приобретения - 240 тыс. руб. Поставщиком стала автономная некоммерческая организация.
Статья: Надзор за исполнением законодательства при осуществлении закупок юридических услуг у единственного поставщика отдельными видами юридических лиц
(Махмудов З.Ш., Бурчак К.А.)
("Законность", 2022, N 1)Аналогичным образом прокуратура Московской области в ходе проведенной проверки выявила, что с 5 июля 2016 г. по 26 января 2018 г. между АО "НПО им. Лавочкина" и адвокатом адвокатской конторы "Третьяков и Партнеры" Третьяковым заключено 23 договора на оказание юридических услуг по двадцати однородным арбитражным делам (по спорам об исполнении государственных контрактов для государственных нужд), рассмотренным с нарушениями и в обход Положения о закупках Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" от 29 июня 2016 г. N 6-НС, требований Закона N 223-ФЗ и ГК (не было решения руководителя заказчика о закупке и заключении договора с единственным поставщиком; без составления протокола о закупке, без публикации извещения и документации о закупке и т.д.).
(Махмудов З.Ш., Бурчак К.А.)
("Законность", 2022, N 1)Аналогичным образом прокуратура Московской области в ходе проведенной проверки выявила, что с 5 июля 2016 г. по 26 января 2018 г. между АО "НПО им. Лавочкина" и адвокатом адвокатской конторы "Третьяков и Партнеры" Третьяковым заключено 23 договора на оказание юридических услуг по двадцати однородным арбитражным делам (по спорам об исполнении государственных контрактов для государственных нужд), рассмотренным с нарушениями и в обход Положения о закупках Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" от 29 июня 2016 г. N 6-НС, требований Закона N 223-ФЗ и ГК (не было решения руководителя заказчика о закупке и заключении договора с единственным поставщиком; без составления протокола о закупке, без публикации извещения и документации о закупке и т.д.).
Статья: Правила применения национального режима при осуществлении госзакупок
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 3)- включает в обоснование НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 3)- включает в обоснование НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);