Заключение контракта после расторжения в одностороннем порядке
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение контракта после расторжения в одностороннем порядке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 95 Закона N 44-ФЗПрактика неоднозначна по вопросу о том, может ли заказчик расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2025 N 13АП-5403/2025 по делу N А56-70202/2023
Категория спора: Подряд для государственных нужд.
Требования: О взыскании ущерба.
Обстоятельства: Ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по государственному контракту послужило основанием для заключения замещающей сделки. Прокурор ссылается на причинение ущерба бюджету в результате действий подрядчика, повлекших увеличение стоимости работ.
Решение: Удовлетворено.Исходя из указанных норм, заключение контракта с другим участником спорной закупки, после расторжения контракта, в том числе в одностороннем порядке, как и проведение повторных торгов, является правом, а не обязанностью заказчика.
Категория спора: Подряд для государственных нужд.
Требования: О взыскании ущерба.
Обстоятельства: Ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по государственному контракту послужило основанием для заключения замещающей сделки. Прокурор ссылается на причинение ущерба бюджету в результате действий подрядчика, повлекших увеличение стоимости работ.
Решение: Удовлетворено.Исходя из указанных норм, заключение контракта с другим участником спорной закупки, после расторжения контракта, в том числе в одностороннем порядке, как и проведение повторных торгов, является правом, а не обязанностью заказчика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как расторгнуть государственный или муниципальный контракт по соглашению сторон
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: после заключения соглашения о расторжении контракта ни одна из сторон не будет вправе требовать от другой стороны исполнить обязательства, возникшие до его заключения и не зафиксированные в таком соглашении. Например, подрядчик не сможет потребовать от заказчика оплаты дополнительных работ (Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2022 N 308-ЭС21-27947).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: после заключения соглашения о расторжении контракта ни одна из сторон не будет вправе требовать от другой стороны исполнить обязательства, возникшие до его заключения и не зафиксированные в таком соглашении. Например, подрядчик не сможет потребовать от заказчика оплаты дополнительных работ (Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2022 N 308-ЭС21-27947).
Последние изменения: Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнено положение о случаях, когда заказчик после одностороннего расторжения контракта может заключить новый контракт.
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнено положение о случаях, когда заказчик после одностороннего расторжения контракта может заключить новый контракт.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Предоставление обеспечения было обязательным для подрядчика, что со стороны заказчика не отрицалось. К исполнению государственного контракта подрядчик не приступил по вине заказчика, который не более чем через месяц после заключения контракта выступил с предложением о его приостановлении. Расторжение контракта произошло также по инициативе заказчика - в связи с принятием им решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта при отсутствии со стороны подрядчика нарушения обязательств по контракту.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Предоставление обеспечения было обязательным для подрядчика, что со стороны заказчика не отрицалось. К исполнению государственного контракта подрядчик не приступил по вине заказчика, который не более чем через месяц после заключения контракта выступил с предложением о его приостановлении. Расторжение контракта произошло также по инициативе заказчика - в связи с принятием им решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта при отсутствии со стороны подрядчика нарушения обязательств по контракту.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
Готовое решение: Какие особенности учесть заказчику при заключении офсетного контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если офсетный контракт расторгнут после того, как инвестор уже наладил производство товара, создал (реконструировал) имущество и был включен в реестр единственных поставщиков (исполнителей), направьте уведомления о таком расторжении другим заказчикам, которые заключили контракты с этим поставщиком на основании п. 48 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Это необходимо сделать в течение 10 рабочих дней со дня расторжения офсетного контракта. Направьте их по почте заказными письмами с уведомлением о вручении. Перечень этих заказчиков и данные о контрактах вы найдете в реестре контрактов. После получения такого уведомления заказчики по контрактам с единственным поставщиком (исполнителем) обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение трех рабочих дней (п. 3 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если офсетный контракт расторгнут после того, как инвестор уже наладил производство товара, создал (реконструировал) имущество и был включен в реестр единственных поставщиков (исполнителей), направьте уведомления о таком расторжении другим заказчикам, которые заключили контракты с этим поставщиком на основании п. 48 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Это необходимо сделать в течение 10 рабочих дней со дня расторжения офсетного контракта. Направьте их по почте заказными письмами с уведомлением о вручении. Перечень этих заказчиков и данные о контрактах вы найдете в реестре контрактов. После получения такого уведомления заказчики по контрактам с единственным поставщиком (исполнителем) обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение трех рабочих дней (п. 3 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Какие сведения и когда могут быть признаны недостоверными?
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)- для участника - отстранение от участия в закупке и отказ в заключении контракта.
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)- для участника - отстранение от участия в закупке и отказ в заключении контракта.
Статья: Совершенствование российского судопроизводства в условиях экономических санкций: исключительная компетенция и получение экзекватуры (часть 1)
(Щукин А.И.)
("Закон", 2021, N 1)Как предполагает П.-Е. Дюпон, после вступления в силу односторонних ограничительных мер касающиеся предмета санкций контракты, заключенные между пострадавшими компаниями и контрагентами - резидентами государства, подпадающего под режим санкций, становятся недействительными в соответствии с законом данного государства и не могут служить основанием для предъявления иска об исполнении или возмещении убытков. В качестве вероятной альтернативы контрагент может быть освобожден от исполнения обязательств из-за юридических препятствий на основании форс-мажорных обстоятельств <25>. Автор также пишет о том, что на основе санкционных мер суды, будь то государственные или третейские, могут расторгать контракты или оправдывать их неисполнение. Как бы то ни было, пострадавшие компании могут попытаться обратиться в разные юрисдикции, чтобы получить компенсацию за понесенный ущерб. Сначала они могут обратиться в национальные суды государств, правительства которых приняли такие меры. Они могут также рассмотреть вопрос о предъявлении иска в третейский суд согласно положениям об урегулировании споров, содержащимся в соответствующих договорах. Хотя, по мнению П.-Е. Дюпона, арбитрабельность спора, возникающего в связи с расторжением договора, в таких случаях является неопределенной (спорной), и крайне маловероятно, что третейский суд позволит затронутой санкциями стороне получить какую-либо компенсацию <26>.
(Щукин А.И.)
("Закон", 2021, N 1)Как предполагает П.-Е. Дюпон, после вступления в силу односторонних ограничительных мер касающиеся предмета санкций контракты, заключенные между пострадавшими компаниями и контрагентами - резидентами государства, подпадающего под режим санкций, становятся недействительными в соответствии с законом данного государства и не могут служить основанием для предъявления иска об исполнении или возмещении убытков. В качестве вероятной альтернативы контрагент может быть освобожден от исполнения обязательств из-за юридических препятствий на основании форс-мажорных обстоятельств <25>. Автор также пишет о том, что на основе санкционных мер суды, будь то государственные или третейские, могут расторгать контракты или оправдывать их неисполнение. Как бы то ни было, пострадавшие компании могут попытаться обратиться в разные юрисдикции, чтобы получить компенсацию за понесенный ущерб. Сначала они могут обратиться в национальные суды государств, правительства которых приняли такие меры. Они могут также рассмотреть вопрос о предъявлении иска в третейский суд согласно положениям об урегулировании споров, содержащимся в соответствующих договорах. Хотя, по мнению П.-Е. Дюпона, арбитрабельность спора, возникающего в связи с расторжением договора, в таких случаях является неопределенной (спорной), и крайне маловероятно, что третейский суд позволит затронутой санкциями стороне получить какую-либо компенсацию <26>.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 13.07.2023 N 03-03-06/2/65824 <Об амортизации в целях налога на прибыль капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество при его использовании после истечения срока договора>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 18)Резюме минфиновцев. Допустим, арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора (при отсутствии возражений от делового партнера). Тогда контракт считается заключенным на неопределенный срок, и съемщик может продолжить амортизировать капвложения в арендованное имущество. Он будет делать это, пока одна из сторон не объявит о расторжении договора.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 18)Резюме минфиновцев. Допустим, арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора (при отсутствии возражений от делового партнера). Тогда контракт считается заключенным на неопределенный срок, и съемщик может продолжить амортизировать капвложения в арендованное имущество. Он будет делать это, пока одна из сторон не объявит о расторжении договора.
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Настоящая статья не посвящена вопросам расторжения государственных (муниципальных) контрактов, однако кратко отметим, что правила об одностороннем отказе от договора, установленные ГК РФ, также необходимо применять в системной взаимосвязи с императивными нормами Закона о контрактной системе. С одной стороны, немотивированный отказ исполнителя от государственного (муниципального) контракта на оказание услуг названным Законом не запрещен, что не исключает возможности возмещения исполнителем заказчику после отказа от исполнения договора убытков, например, вызванных ненадлежащим исполнением договора. С другой стороны, судебной практикой признается недействительным соглашение о расторжении контракта (право на заключение которого установлено ст. 450 ГК РФ) в случае, когда заказчик в силу п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта <22>.
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Настоящая статья не посвящена вопросам расторжения государственных (муниципальных) контрактов, однако кратко отметим, что правила об одностороннем отказе от договора, установленные ГК РФ, также необходимо применять в системной взаимосвязи с императивными нормами Закона о контрактной системе. С одной стороны, немотивированный отказ исполнителя от государственного (муниципального) контракта на оказание услуг названным Законом не запрещен, что не исключает возможности возмещения исполнителем заказчику после отказа от исполнения договора убытков, например, вызванных ненадлежащим исполнением договора. С другой стороны, судебной практикой признается недействительным соглашение о расторжении контракта (право на заключение которого установлено ст. 450 ГК РФ) в случае, когда заказчик в силу п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта <22>.
Статья: Публично-правовые ограничения договорных отношений по энергоснабжению: соразмерность частноправовым началам и влияние на отраслевые проблемы
(Максименко П.Н.)
("Гражданское право", 2022, N 5)В науке отмечается невозможность отказа коммерческих организаций от заключения публичного договора <10>, поскольку это необходимо для защиты экономически слабой стороны <11>, в том числе через предоставление ей права понудить к заключению договора <12>. Однако стоит согласиться с мнением, что безусловность такого механизма может приводить к запрещенному ст. 10 ГК РФ злоупотреблению правом, например если после расторжения публичного договора коммерсантом недобросовестный потребитель - неплательщик вновь будет обращаться за заключением нового договора <13>, в чем ему не может отказать в том числе и гарантирующий поставщик.
(Максименко П.Н.)
("Гражданское право", 2022, N 5)В науке отмечается невозможность отказа коммерческих организаций от заключения публичного договора <10>, поскольку это необходимо для защиты экономически слабой стороны <11>, в том числе через предоставление ей права понудить к заключению договора <12>. Однако стоит согласиться с мнением, что безусловность такого механизма может приводить к запрещенному ст. 10 ГК РФ злоупотреблению правом, например если после расторжения публичного договора коммерсантом недобросовестный потребитель - неплательщик вновь будет обращаться за заключением нового договора <13>, в чем ему не может отказать в том числе и гарантирующий поставщик.
Готовое решение: Как заказчику расторгнуть государственный или муниципальный контракт в одностороннем порядке
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Расторгните контракт с участником, если он не соответствует требованию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. В отношении него не должно быть установленных законодательством ограничений для участия в закупках. Запрещено совершать сделки с юрлицами, физлицами и находящимися под их контролем организациями, к которым применяются специальные экономические меры (лицами, находящимся под санкциями), а также запрещено исполнять перед ними обязательства по сделкам, если обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме (Указ Президента РФ от 03.05.2022 N 252). Так, при исполнении контракта лицом, находящимся под санкциями, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от его исполнения на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в том числе на основании пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 этого Закона), если ограничение появилось у участника после заключения контракта (Информационное письмо Минфина России от 20.07.2022 N 24-01-06/69926).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Расторгните контракт с участником, если он не соответствует требованию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. В отношении него не должно быть установленных законодательством ограничений для участия в закупках. Запрещено совершать сделки с юрлицами, физлицами и находящимися под их контролем организациями, к которым применяются специальные экономические меры (лицами, находящимся под санкциями), а также запрещено исполнять перед ними обязательства по сделкам, если обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме (Указ Президента РФ от 03.05.2022 N 252). Так, при исполнении контракта лицом, находящимся под санкциями, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от его исполнения на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в том числе на основании пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 этого Закона), если ограничение появилось у участника после заключения контракта (Информационное письмо Минфина России от 20.07.2022 N 24-01-06/69926).
Готовое решение: Что нужно знать участникам закупок о реестре недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик должен составить и разместить в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта и направить в антимонопольный орган обращение о включении информации о нем в РНП (п. 2 ч. 6 ст. 51, ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик должен составить и разместить в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта и направить в антимонопольный орган обращение о включении информации о нем в РНП (п. 2 ч. 6 ст. 51, ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Односторонний отказ от исполнения контракта и ведение претензионной переписки
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)Пример 2. Фабула дела: между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. После заключения контракта подрядчик потребовал, чтобы заказчик предоставил материалы и оборудование для производства работ по контракту. Получив отказ, подрядчик предложил заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон. Однако заказчик отказал и в этом, поскольку в контракте, сметной и рабочей документации однозначно указывалось, что подрядчику необходимо выполнить работы своими силами и средствами.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)Пример 2. Фабула дела: между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. После заключения контракта подрядчик потребовал, чтобы заказчик предоставил материалы и оборудование для производства работ по контракту. Получив отказ, подрядчик предложил заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон. Однако заказчик отказал и в этом, поскольку в контракте, сметной и рабочей документации однозначно указывалось, что подрядчику необходимо выполнить работы своими силами и средствами.
Статья: Исполнение контрактов и договоров: сложности взаимодействия сторон и полезные советы для участников закупок
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 2)3. Лучше всего предварительно согласовать с заказчиком замену товара; если извещением о закупке предусматривались запрет или ограничение закупок иностранных товаров либо преимущество в отношении российских товаров - подтвердить, что новый товар также соответствует этим условиям (в противном случае заказчик обязан в одностороннем порядке расторгнуть контракт по ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ или по условиям договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ).
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 2)3. Лучше всего предварительно согласовать с заказчиком замену товара; если извещением о закупке предусматривались запрет или ограничение закупок иностранных товаров либо преимущество в отношении российских товаров - подтвердить, что новый товар также соответствует этим условиям (в противном случае заказчик обязан в одностороннем порядке расторгнуть контракт по ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ или по условиям договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ).