Заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Полномочия органов местного самоуправления по заключению договоров доверительного управления имуществом безвестно отсутствующих граждан: спорные аспекты правового регулирования
(Рубашкин В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)<12> Приказ Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики от 5 сентября 2016 г. N 190 "Об утверждении административного регламента Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги "Заключение договора доверительного управления имуществом совершеннолетнего подопечного, а также гражданина, признанного безвестно отсутствующим" // СПС "КонсультантПлюс".
(Рубашкин В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)<12> Приказ Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики от 5 сентября 2016 г. N 190 "Об утверждении административного регламента Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги "Заключение договора доверительного управления имуществом совершеннолетнего подопечного, а также гражданина, признанного безвестно отсутствующим" // СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст. 38 части первой ГК РФ (п. 7).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст. 38 части первой ГК РФ (п. 7).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
"Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных граждан (2019)"
(утв. Рострудом)7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
(утв. Рострудом)7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)ГК РФ допускает учреждение доверительного управления имуществом несовершеннолетнего или недееспособного, общие правила такого учреждения установлены в ст. 38. Согласно указанной норме при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного договор с доверительным управляющим в таком случае заключает орган опеки и попечительства, а на осуществление правомочий управляющим по договору на него распространяется действие правил, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ, то есть необходимость в названных в законе случаях получать предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Статья 23 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" тоже предусматривает возможность учреждения доверительного управления имуществом подопечного, но в соответствии с правилами, установленными ГК РФ и ст. 19, 20 названного Закона, содержащими требование о получении предварительного согласия органа опеки и попечительства для заключения договора доверительного управления имуществом подопечного.
("Проспект", 2025)ГК РФ допускает учреждение доверительного управления имуществом несовершеннолетнего или недееспособного, общие правила такого учреждения установлены в ст. 38. Согласно указанной норме при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного договор с доверительным управляющим в таком случае заключает орган опеки и попечительства, а на осуществление правомочий управляющим по договору на него распространяется действие правил, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ, то есть необходимость в названных в законе случаях получать предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Статья 23 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" тоже предусматривает возможность учреждения доверительного управления имуществом подопечного, но в соответствии с правилами, установленными ГК РФ и ст. 19, 20 названного Закона, содержащими требование о получении предварительного согласия органа опеки и попечительства для заключения договора доверительного управления имуществом подопечного.
Путеводитель по судебной практике: Доверительное управление имуществом.
Подлежит ли госрегистрации передача недвижимого имущества по договору доверительного управления
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: Позиция, согласно которой заключение договора доверительного управления, в частности имуществом подопечного (ст. 38 ГК РФ), влечет необходимость государственной регистрации не договора, а передачи имущества в доверительное управление, содержится также в Обзоре судебной практики рассмотрения судами Кемеровской области дел о признании недействительными сделок с недвижимостью и применении Закона РФ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 01.12.2004 N 01-19/130.
Подлежит ли госрегистрации передача недвижимого имущества по договору доверительного управления
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: Позиция, согласно которой заключение договора доверительного управления, в частности имуществом подопечного (ст. 38 ГК РФ), влечет необходимость государственной регистрации не договора, а передачи имущества в доверительное управление, содержится также в Обзоре судебной практики рассмотрения судами Кемеровской области дел о признании недействительными сделок с недвижимостью и применении Закона РФ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 01.12.2004 N 01-19/130.
Ситуация: Каковы основания и последствия прекращения опеки (попечительства)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)договора о доверительном управлении имуществом подопечного, заключенного органом опеки и попечительства с управляющим (п. 2 ст. 38 ГК РФ);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)договора о доверительном управлении имуществом подопечного, заключенного органом опеки и попечительства с управляющим (п. 2 ст. 38 ГК РФ);
Статья: Особенности наследования по договорам доверительного управления финансовыми активами
(Андропова Т.В.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 10)Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения. В нотариальной практике часто возникает вопрос о наследовании не только активов наследодателя-инвестора, но и прав и обязанностей по такому договору. Общие основания прекращения договора доверительного управления имуществом установлены в ГК РФ, другие нормативно-правовые акты не содержат перечня иных обстоятельств, которые могут являться дополнительными основаниями прекращения данного вида договора. Нормы о прекращении договора доверительного управления включены в ст. 1024 ГК РФ: "Договор доверительного управления имуществом прекращается вследствие: смерти гражданина, являющегося выгодоприобретателем... если договором не предусмотрено иное". Таким образом, указанная норма о прекращении договора носит диспозитивный характер и стороны договора доверительного управления имуществом могут предусмотреть иные последствия, исключающие прекращение договора <9>. Поэтому нотариусу важно изучить условия договора. Более того, выгодоприобретатель и учредитель доверительного управления могут не совпадать в одном лице, поскольку согласно ст. 1012 ГК РФ выгодоприобретатель - это лицо, указанное учредителем управления. Назначение выгодоприобретателя возможно, например, при заключении договора доверительного управления имуществом подопечного, где участие такого третьего лица является основной целью заключения данного договора для обеспечения его имущественных интересов. Вместе с тем если умирает подопечный, то дальнейшее действие данного договора лишено смысла. В случае назначения нескольких выгодоприобретателей только смерть последнего выгодоприобретателя может прекратить договор доверительного управления <10>.
(Андропова Т.В.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 10)Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения. В нотариальной практике часто возникает вопрос о наследовании не только активов наследодателя-инвестора, но и прав и обязанностей по такому договору. Общие основания прекращения договора доверительного управления имуществом установлены в ГК РФ, другие нормативно-правовые акты не содержат перечня иных обстоятельств, которые могут являться дополнительными основаниями прекращения данного вида договора. Нормы о прекращении договора доверительного управления включены в ст. 1024 ГК РФ: "Договор доверительного управления имуществом прекращается вследствие: смерти гражданина, являющегося выгодоприобретателем... если договором не предусмотрено иное". Таким образом, указанная норма о прекращении договора носит диспозитивный характер и стороны договора доверительного управления имуществом могут предусмотреть иные последствия, исключающие прекращение договора <9>. Поэтому нотариусу важно изучить условия договора. Более того, выгодоприобретатель и учредитель доверительного управления могут не совпадать в одном лице, поскольку согласно ст. 1012 ГК РФ выгодоприобретатель - это лицо, указанное учредителем управления. Назначение выгодоприобретателя возможно, например, при заключении договора доверительного управления имуществом подопечного, где участие такого третьего лица является основной целью заключения данного договора для обеспечения его имущественных интересов. Вместе с тем если умирает подопечный, то дальнейшее действие данного договора лишено смысла. В случае назначения нескольких выгодоприобретателей только смерть последнего выгодоприобретателя может прекратить договор доверительного управления <10>.
Статья: Материальное и процессуальное представительство: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Вместе с тем Гражданский кодекс России не называет в числе законных представителей приемных родителей, патронатных воспитателей, равно как и медицинские организации, образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные аналогичные организации, в которые помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Не упомянуты в этом качестве и органы опеки и попечительства, на которые в силу закона возложены разные по правовой природе полномочия: анализ содержания ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет условно разграничить властно-распорядительные и представительские полномочия. Органы опеки и попечительства, реализуя возложенные на них властно-распорядительные функции, наделены следующими полномочиями: по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; по установлению опеки или попечительства; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Наряду с перечисленными полномочиями, присущими органу опеки и попечительства как органу публичной власти, следует выделить также представительские полномочия: на заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным; на представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов или попечителей противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Неслучайно О.Н. Замрий именует участие органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях как органа публичной власти "своеобразной формой публичного представительства интересов ребенка", по сути, речь идет о роли органа опеки и попечительства как представителя государства по защите прав и интересов ребенка [4, с. 150.] При осуществлении предписанных законом функций и полномочий орган опеки и попечительства вступает в правоотношения, но, как правило, субъектом семейных правоотношений не является, так как не реализует собственные права и обязанности. Орган опеки и попечительства своими действиями способствует реализации прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. И здесь может быть проведена некая параллель с определением роли прокурора и суда, которые не имеют субъективных семейных прав и обязанностей при рассмотрении гражданского дела по спору, вытекающему из семейных правоотношений, они наделены властными полномочиями по разрешению возникшего спора. В то же время в случаях, определенных законом, орган опеки и попечительства может быть уполномочен на осуществление действий как законный представитель ребенка. В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству могут быть возложены непосредственно на орган опеки и попечительства, если дети признаются оставшимися без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, длительного отсутствия или уклонения от исполнения родительских обязанностей. В таких ситуациях орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего ребенка до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство. Если с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца ему не был назначен опекун (попечитель), на орган опеки и попечительства по месту выявления несовершеннолетнего ребенка возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекуна (попечителя) за органом опеки и попечительства сохраняются до назначения ребенку опекуна (попечителя) либо до устройства ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей; пока этого не произойдет, орган опеки и попечительства обязан заботиться о ребенке, защищать его права и законные интересы, принимать меры к устройству ребенка в новую семью. Семейным кодексом РФ запрещена деятельность любых юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кроме органов опеки и попечительства. Вывод очевиден: когда ребенок признается оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, орган опеки и попечительства, по существу возложенных на него государством полномочий, выступает в качестве единственного законного представителя несовершеннолетнего лица, хоть и не поименован в этом статусе в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства.
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Вместе с тем Гражданский кодекс России не называет в числе законных представителей приемных родителей, патронатных воспитателей, равно как и медицинские организации, образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные аналогичные организации, в которые помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Не упомянуты в этом качестве и органы опеки и попечительства, на которые в силу закона возложены разные по правовой природе полномочия: анализ содержания ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет условно разграничить властно-распорядительные и представительские полномочия. Органы опеки и попечительства, реализуя возложенные на них властно-распорядительные функции, наделены следующими полномочиями: по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; по установлению опеки или попечительства; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Наряду с перечисленными полномочиями, присущими органу опеки и попечительства как органу публичной власти, следует выделить также представительские полномочия: на заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным; на представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов или попечителей противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Неслучайно О.Н. Замрий именует участие органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях как органа публичной власти "своеобразной формой публичного представительства интересов ребенка", по сути, речь идет о роли органа опеки и попечительства как представителя государства по защите прав и интересов ребенка [4, с. 150.] При осуществлении предписанных законом функций и полномочий орган опеки и попечительства вступает в правоотношения, но, как правило, субъектом семейных правоотношений не является, так как не реализует собственные права и обязанности. Орган опеки и попечительства своими действиями способствует реализации прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. И здесь может быть проведена некая параллель с определением роли прокурора и суда, которые не имеют субъективных семейных прав и обязанностей при рассмотрении гражданского дела по спору, вытекающему из семейных правоотношений, они наделены властными полномочиями по разрешению возникшего спора. В то же время в случаях, определенных законом, орган опеки и попечительства может быть уполномочен на осуществление действий как законный представитель ребенка. В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству могут быть возложены непосредственно на орган опеки и попечительства, если дети признаются оставшимися без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, длительного отсутствия или уклонения от исполнения родительских обязанностей. В таких ситуациях орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего ребенка до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство. Если с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца ему не был назначен опекун (попечитель), на орган опеки и попечительства по месту выявления несовершеннолетнего ребенка возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекуна (попечителя) за органом опеки и попечительства сохраняются до назначения ребенку опекуна (попечителя) либо до устройства ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей; пока этого не произойдет, орган опеки и попечительства обязан заботиться о ребенке, защищать его права и законные интересы, принимать меры к устройству ребенка в новую семью. Семейным кодексом РФ запрещена деятельность любых юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кроме органов опеки и попечительства. Вывод очевиден: когда ребенок признается оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, орган опеки и попечительства, по существу возложенных на него государством полномочий, выступает в качестве единственного законного представителя несовершеннолетнего лица, хоть и не поименован в этом статусе в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства.