Задержка рейса неустойка
Подборка наиболее важных документов по запросу Задержка рейса неустойка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Исковое заявление в суд общей юрисдикции о взыскании убытков вследствие задержки авиарейса, неустойки и компенсации морального вреда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)По расписанию самолет должен был вылететь из аэропорта _____________________ в ___ час. ___ мин. Но в связи с _________________________________ (причины задержки) вылет состоялся только в __ час. __ мин., что подтверждается ___________________________.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)По расписанию самолет должен был вылететь из аэропорта _____________________ в ___ час. ___ мин. Но в связи с _________________________________ (причины задержки) вылет состоялся только в __ час. __ мин., что подтверждается ___________________________.
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2012 год: Статья 120 "Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза" Воздушного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов)Суд отказал в удовлетворении иска потребителя к перевозчику о взыскании провозной платы, неустойки, убытков, компенсации морального вреда. Как установлено, причина задержки рейса связана с имеющими место обстоятельствами непреодолимой силы, согласно представленному в материалы дела акту затруднение наземного обследования воздушного судна произошло вследствие неблагоприятных метеорологических условий: переохлажденный дождь, гололед (ст. 120 Воздушного кодекса РФ).
(Р.Б. Касенов)Суд отказал в удовлетворении иска потребителя к перевозчику о взыскании провозной платы, неустойки, убытков, компенсации морального вреда. Как установлено, причина задержки рейса связана с имеющими место обстоятельствами непреодолимой силы, согласно представленному в материалы дела акту затруднение наземного обследования воздушного судна произошло вследствие неблагоприятных метеорологических условий: переохлажденный дождь, гололед (ст. 120 Воздушного кодекса РФ).
Подборка судебных решений за 2011 год: Статья 15 "Компенсация морального вреда" Закона РФ "О защите прав потребителей"
(Р.Б. Касенов)Руководствуясь положениями ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", суд удовлетворил исковое заявление о взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда. Как разъяснил суд, в результате задержки рейса истцами понесены убытки, кроме того, в период нахождения в аэропорту в ожидании отправления рейса свыше шести часов им не были созданы надлежащие условия, в результате причиненных неудобств, переживаний и волнений из-за задержки рейса они испытали физические и нравственные страдания.
(Р.Б. Касенов)Руководствуясь положениями ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", суд удовлетворил исковое заявление о взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда. Как разъяснил суд, в результате задержки рейса истцами понесены убытки, кроме того, в период нахождения в аэропорту в ожидании отправления рейса свыше шести часов им не были созданы надлежащие условия, в результате причиненных неудобств, переживаний и волнений из-за задержки рейса они испытали физические и нравственные страдания.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неустойка как мера ответственности перевозчика в транспортных обязательствах
(Милохова А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 12)Далее под требование о полном возмещении убытков за задержку вылета попал уже авиаперевозчик. Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили требование пассажира о взыскании в его пользу 96 518 руб., которые ему пришлось потратить на приобретение новых билетов на стыковочный рейс из-за задержки перевозчиком первого рейса. То есть помимо штрафа, размер которого составляет 25 руб. за каждый час просрочки, что, конечно же, нельзя признать адекватным, суды признали право пассажира на возмещение убытков в полном объеме, фактически реализовав конструкцию штрафной неустойки за просрочку доставки пассажира. При этом суды уже не смотрят на причины задержки - неисправность воздушного судна, которая по смыслу ст. 120 Воздушного кодекса РФ исключает даже такую минимальную меру ответственности, как уплату установленного законом штрафа. Однако с выводом судов не согласилась Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, и, сделав довольно противоречивый вывод относительно исключительности неустойки за просрочку доставки пассажира, отправила дело на новое рассмотрение в предыдущую инстанцию в ином составе судей <16>.
(Милохова А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 12)Далее под требование о полном возмещении убытков за задержку вылета попал уже авиаперевозчик. Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили требование пассажира о взыскании в его пользу 96 518 руб., которые ему пришлось потратить на приобретение новых билетов на стыковочный рейс из-за задержки перевозчиком первого рейса. То есть помимо штрафа, размер которого составляет 25 руб. за каждый час просрочки, что, конечно же, нельзя признать адекватным, суды признали право пассажира на возмещение убытков в полном объеме, фактически реализовав конструкцию штрафной неустойки за просрочку доставки пассажира. При этом суды уже не смотрят на причины задержки - неисправность воздушного судна, которая по смыслу ст. 120 Воздушного кодекса РФ исключает даже такую минимальную меру ответственности, как уплату установленного законом штрафа. Однако с выводом судов не согласилась Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, и, сделав довольно противоречивый вывод относительно исключительности неустойки за просрочку доставки пассажира, отправила дело на новое рассмотрение в предыдущую инстанцию в ином составе судей <16>.
Статья: Спор о защите прав потребителей при невыполнении (ненадлежащем выполнении) обязательств турагентами и туроператорами (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Положения ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), абз. 6 ст. 6, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристской деятельности) обеспечивают необходимый баланс интересов и защиту прав исполнителя услуги и ее потребителя (в том числе в сфере оказания туристических услуг) и не лишают потребителя (туриста) возможности требовать возмещения убытков как от исполнителя услуги (турагента) - в случае нарушения им условий договора, так и от других лиц - в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Эти нормы не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, в деле которого суды указали, что турагентство не нарушило условия договора и вправе требовать возмещения понесенных убытков при отказе туриста от исполнения договора, ответственность же за задержку рейса перед заявителем несет непосредственно авиаперевозчик, к которому могут быть предъявлены требования согласно Закону о защите прав потребителей.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Положения ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), абз. 6 ст. 6, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристской деятельности) обеспечивают необходимый баланс интересов и защиту прав исполнителя услуги и ее потребителя (в том числе в сфере оказания туристических услуг) и не лишают потребителя (туриста) возможности требовать возмещения убытков как от исполнителя услуги (турагента) - в случае нарушения им условий договора, так и от других лиц - в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Эти нормы не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, в деле которого суды указали, что турагентство не нарушило условия договора и вправе требовать возмещения понесенных убытков при отказе туриста от исполнения договора, ответственность же за задержку рейса перед заявителем несет непосредственно авиаперевозчик, к которому могут быть предъявлены требования согласно Закону о защите прав потребителей.
Нормативные акты
"Тарифное руководство N 5-Р. Часть 1. Правила перевозок пассажиров и багажа"
(утв. Минречфлотом РСФСР)Если, несмотря на принятые меры, все же произошло удлинение рейсооборота по вине Туристской организации, то она оплачивает Пароходству за все время задержки по плановой стоимости содержания судна. При перерыве или удлинении рейса по вине Пароходства последнее обеспечивает питание в этот период и доставку туристов в конечный пункт без дополнительной платы.
(утв. Минречфлотом РСФСР)Если, несмотря на принятые меры, все же произошло удлинение рейсооборота по вине Туристской организации, то она оплачивает Пароходству за все время задержки по плановой стоимости содержания судна. При перерыве или удлинении рейса по вине Пароходства последнее обеспечивает питание в этот период и доставку туристов в конечный пункт без дополнительной платы.
Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ
"По проекту федерального закона N 607995-7 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
(первое чтение)Кроме того, обращаем внимание на Регламент (ЕС) N 261/2004 Европейского парламента и Совета, которым устанавливаются минимальные права пассажиров в случае отказа в посадке против их воли, отмены или задержки их рейса. При этом указанный Регламент особое внимание уделяет своевременному информированию пассажира о любых обстоятельствах, которые касаются его авиарейса, и минимизации негативных последствий для пассажира, которому отказали в посадке на авиарейс.
"По проекту федерального закона N 607995-7 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
(первое чтение)Кроме того, обращаем внимание на Регламент (ЕС) N 261/2004 Европейского парламента и Совета, которым устанавливаются минимальные права пассажиров в случае отказа в посадке против их воли, отмены или задержки их рейса. При этом указанный Регламент особое внимание уделяет своевременному информированию пассажира о любых обстоятельствах, которые касаются его авиарейса, и минимизации негативных последствий для пассажира, которому отказали в посадке на авиарейс.
"Туризм: права отдыхающих и обязанности отправляющих отдыхать"
(выпуск 11)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2019)Кроме этого, если вследствие задержки рейса пропал оплаченный день отдыха, с туроператора может быть взыскана стоимость недооказанной услуги плюс неустойка за нарушение срока начала оказания услуги и компенсация морального вреда.
(выпуск 11)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2019)Кроме этого, если вследствие задержки рейса пропал оплаченный день отдыха, с туроператора может быть взыскана стоимость недооказанной услуги плюс неустойка за нарушение срока начала оказания услуги и компенсация морального вреда.
Статья: Некоторые аспекты привлечения туроператора к гражданско-правовой ответственности: проблемы правоприменения
(Ткачева Н.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2017, N 3)Согласно ст. 9 ФЗ N 132 по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. В стандартный туристский продукт входят: перелет, проживание, питание, страховка, трансфер, оформление визы. Как правило, все эти услуги предоставляют разные организации, но ответственность за задержку рейса, за неразмещение в номере оплаченной категории и другие недостатки несет туроператор.
(Ткачева Н.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2017, N 3)Согласно ст. 9 ФЗ N 132 по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. В стандартный туристский продукт входят: перелет, проживание, питание, страховка, трансфер, оформление визы. Как правило, все эти услуги предоставляют разные организации, но ответственность за задержку рейса, за неразмещение в номере оплаченной категории и другие недостатки несет туроператор.
Вопрос: Кто должен оплатить дополнительные издержки пассажиров в случае вынужденной задержки рейса в связи с неблагоприятными для полета погодными условиями?
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 1)Ответ: Согласно п. 76 Правил воздушных перевозок авиакомпания вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности. В числе неблагоприятных метеоусловий можно назвать обледенение воздушного судна в связи с дождем (гололедом) (см. Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" <1>). В подобной ситуации надлежащее исполнение обязательства по своевременному вылету из аэропорта и прибытию в пункт назначения невозможно вследствие непреодолимой силы, вина перевозчика в задержке рейса отсутствует и требования пассажиров об уменьшении цены за оказанные услуги и взыскании неустойки не будут удовлетворены (Определение Московского городского суда от 08.10.2012 N 4г/9-8638/2012). Личные затраты пассажиров (туристов) на питание в аэропорту не свидетельствуют о безусловном отказе перевозчика предоставить все необходимые услуги (п. 99 Правил воздушных перевозок):
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 1)Ответ: Согласно п. 76 Правил воздушных перевозок авиакомпания вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности. В числе неблагоприятных метеоусловий можно назвать обледенение воздушного судна в связи с дождем (гололедом) (см. Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" <1>). В подобной ситуации надлежащее исполнение обязательства по своевременному вылету из аэропорта и прибытию в пункт назначения невозможно вследствие непреодолимой силы, вина перевозчика в задержке рейса отсутствует и требования пассажиров об уменьшении цены за оказанные услуги и взыскании неустойки не будут удовлетворены (Определение Московского городского суда от 08.10.2012 N 4г/9-8638/2012). Личные затраты пассажиров (туристов) на питание в аэропорту не свидетельствуют о безусловном отказе перевозчика предоставить все необходимые услуги (п. 99 Правил воздушных перевозок):
Вопрос: В каком размере взыскивается неустойка (штраф) с авиаперевозчика за задержку рейса?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2022)Подборки и консультации Горячей линии
(Подборки и консультации Горячей линии, 2022)Подборки и консультации Горячей линии
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Так, согласно ст. 108 ВК при немотивированном отказе пассажира от воздушной перевозки, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке: 1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс; 2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением указанных выше сроков, но до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира; 3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата; 4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки и уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс пассажиру возвращается уплаченная провозная плата.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Так, согласно ст. 108 ВК при немотивированном отказе пассажира от воздушной перевозки, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке: 1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс; 2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением указанных выше сроков, но до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира; 3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата; 4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки и уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс пассажиру возвращается уплаченная провозная плата.
Вопрос: Подлежит ли налогообложению НДФЛ сумма штрафа, выплачиваемого авиапассажиру российской авиакомпании в случае задержки рейса?
(Консультация эксперта, 2011)Ответ: Штраф, выплачиваемый авиапассажиру российской авиакомпании в случае задержки рейса, в силу ст. 330 Гражданского кодекса РФ является неустойкой, которая, по мнению Минфина России, является для физического лица доходом, подлежащим налогообложению НДФЛ. Однако, на наш взгляд, названную сумму возможно рассматривать как выплату, производимую в соответствии с законодательством, следовательно, не подлежащую налогообложению на основании п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ.
(Консультация эксперта, 2011)Ответ: Штраф, выплачиваемый авиапассажиру российской авиакомпании в случае задержки рейса, в силу ст. 330 Гражданского кодекса РФ является неустойкой, которая, по мнению Минфина России, является для физического лица доходом, подлежащим налогообложению НДФЛ. Однако, на наш взгляд, названную сумму возможно рассматривать как выплату, производимую в соответствии с законодательством, следовательно, не подлежащую налогообложению на основании п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ.
"Как потребителю защитить свои интересы: рекомендации и примеры"
(Васильчикова Н.В.)
("Омега-Л", 2007)Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о защите прав потребителей перевозчик обязан возместить пассажиру убытки сверх неустойки, установленной законом или договором, включая все расходы, которые пассажир понес по причине задержки рейса: питание, проживание в гостинице и т.д.
(Васильчикова Н.В.)
("Омега-Л", 2007)Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о защите прав потребителей перевозчик обязан возместить пассажиру убытки сверх неустойки, установленной законом или договором, включая все расходы, которые пассажир понес по причине задержки рейса: питание, проживание в гостинице и т.д.
"Судебный процесс от подачи иска до исполнения решения: Пособие для истца"
(Резепов И.Ш.)
("Феникс", 2008)Д. в интересах себя и своей несовершеннолетней дочери обратился в суд с иском к ЗАО "Аэрофлот-Норд" о взыскании убытков в сумме 35000 руб., неустойки 15252 руб., компенсации морального вреда, обосновывая свои требования ненадлежащим выполнением ответчиком обязательств по договору воздушной перевозки в виде задержки рейса на 28 часов. В результате задержки рейса он не смог вылететь в Геную по туристической путевке на суперкубок Европы по футболу, которую приобрел в турагентстве за 35000 рублей.
(Резепов И.Ш.)
("Феникс", 2008)Д. в интересах себя и своей несовершеннолетней дочери обратился в суд с иском к ЗАО "Аэрофлот-Норд" о взыскании убытков в сумме 35000 руб., неустойки 15252 руб., компенсации морального вреда, обосновывая свои требования ненадлежащим выполнением ответчиком обязательств по договору воздушной перевозки в виде задержки рейса на 28 часов. В результате задержки рейса он не смог вылететь в Геную по туристической путевке на суперкубок Европы по футболу, которую приобрел в турагентстве за 35000 рублей.
"Права потребителя: как защитить их в конкретных жизненных ситуациях?"
(выпуск 4)
(Шелищ П.Б., Мясин Е.Б.)
("Редакция "Российской газеты", 2017)Согласно ч. 13 ст. 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" за задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение 10 дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд. Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства в пункт назначения, в порядке, установленном законодательством РФ. Таким образом, за задержку отправления менее чем на час перевозчик ответственности в виде неустойки не несет.
(выпуск 4)
(Шелищ П.Б., Мясин Е.Б.)
("Редакция "Российской газеты", 2017)Согласно ч. 13 ст. 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" за задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение 10 дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд. Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства в пункт назначения, в порядке, установленном законодательством РФ. Таким образом, за задержку отправления менее чем на час перевозчик ответственности в виде неустойки не несет.
Статья: Новые и хорошо знакомые нюансы воздушных перевозок
(Дубовик И.И.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 1)Обратимся к статьям ВК РФ, в которые Федеральным законом от 20.04.2014 N 79-ФЗ были внесены изменения. В частности, это ст. 108 ВК РФ, регулирующая взаимоотношения сторон при прекращении по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира. В качестве основного правила сохраняется, что в случае отказа пассажира от перевозки не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен меньший срок, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма. Исключение сделано в отношении невозвратной суммы фактически понесенных расходов перевозчика, связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки. При этом сохранена норма о том, что в случае, если пассажир немного опоздал и не уведомил перевозчика об отказе за сутки, с первого удерживается сбор, а точнее неустойка, в размере не более 25% от уплаченной за перевозку суммы. Замена терминов связана с приведением в соответствие терминологии, используемой в Воздушном и Гражданском кодексах. То есть правильнее говорить, что с пассажира взимается неустойка - определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст. 330 ГК РФ).
(Дубовик И.И.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 1)Обратимся к статьям ВК РФ, в которые Федеральным законом от 20.04.2014 N 79-ФЗ были внесены изменения. В частности, это ст. 108 ВК РФ, регулирующая взаимоотношения сторон при прекращении по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира. В качестве основного правила сохраняется, что в случае отказа пассажира от перевозки не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен меньший срок, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма. Исключение сделано в отношении невозвратной суммы фактически понесенных расходов перевозчика, связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки. При этом сохранена норма о том, что в случае, если пассажир немного опоздал и не уведомил перевозчика об отказе за сутки, с первого удерживается сбор, а точнее неустойка, в размере не более 25% от уплаченной за перевозку суммы. Замена терминов связана с приведением в соответствие терминологии, используемой в Воздушном и Гражданском кодексах. То есть правильнее говорить, что с пассажира взимается неустойка - определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст. 330 ГК РФ).