Зачет переплаты между бюджетами
Подборка наиболее важных документов по запросу Зачет переплаты между бюджетами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Возврат задатка, внесенного на аукционе
(КонсультантПлюс, 2025)Министерство... указало, что отсутствие норм, предусматривающих возврат задатка, направлено на исключение случаев злоупотребления своими правами лицами, участвующими в торгах, по определению размера годовой арендной платы за земельный участок, когда они устанавливают крайне высокий размер годовой арендной платы (неподъемный для остальных участников торгов) и выкупают земельный участок через несколько месяцев как собственники объектов недвижимости (зачастую объектов с небольшой площадью и занимающих малую часть земельного участка), требуя возврата излишне уплаченной, по их мнению, суммы.
(КонсультантПлюс, 2025)Министерство... указало, что отсутствие норм, предусматривающих возврат задатка, направлено на исключение случаев злоупотребления своими правами лицами, участвующими в торгах, по определению размера годовой арендной платы за земельный участок, когда они устанавливают крайне высокий размер годовой арендной платы (неподъемный для остальных участников торгов) и выкупают земельный участок через несколько месяцев как собственники объектов недвижимости (зачастую объектов с небольшой площадью и занимающих малую часть земельного участка), требуя возврата излишне уплаченной, по их мнению, суммы.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2024 N 15АП-11030/2024 по делу N А32-653/2024
Требование: О признании незаконными действий налогового органа, об обязании устранить нарушения прав заявителя.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Между тем, зачет налоговым органом сумм переплаты по обязательным платежам в бюджет за более поздние налоговые периоды (2019) не свидетельствует о неправомерности отказа в зачете или возврате излишне уплаченных платежей за период с 2011 по 2014 гг.
Требование: О признании незаконными действий налогового органа, об обязании устранить нарушения прав заявителя.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Между тем, зачет налоговым органом сумм переплаты по обязательным платежам в бюджет за более поздние налоговые периоды (2019) не свидетельствует о неправомерности отказа в зачете или возврате излишне уплаченных платежей за период с 2011 по 2014 гг.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о возмещении вреда, причиненного ошибочным административным принуждением. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18.05.2018 N 305-ЭС17-21628 в контексте Постановления КС РФ от 15.07.2020 N 36-П
(Маркелова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)Примерно об этом говорит и Конституционный Суд в Постановлении N 36-П: "Р.А. Логинов полагает, что оспариваемые им законоположения препятствуют возврату ему денежной суммы административного штрафа, уплаченного на основании отмененного впоследствии постановления судьи о привлечении его к административной ответственности. Между тем возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в том числе штрафов за совершение административного правонарушения, осуществляется, вопреки утверждению заявителя, не в судебном порядке путем предъявления иска о возмещении убытков, а в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 27 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 года N 125н). Таким образом, в этом аспекте оспариваемые законоположения также не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя".
(Маркелова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)Примерно об этом говорит и Конституционный Суд в Постановлении N 36-П: "Р.А. Логинов полагает, что оспариваемые им законоположения препятствуют возврату ему денежной суммы административного штрафа, уплаченного на основании отмененного впоследствии постановления судьи о привлечении его к административной ответственности. Между тем возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в том числе штрафов за совершение административного правонарушения, осуществляется, вопреки утверждению заявителя, не в судебном порядке путем предъявления иска о возмещении убытков, а в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 27 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 года N 125н). Таким образом, в этом аспекте оспариваемые законоположения также не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя".
Вопрос: Покупатель согласно договору внес аванс за товар (НДС 20%). Товар не доставлен в срок, и поставщик предложил замену на другой (НДС 10%). По соглашению произведены замена и пересчет стоимости, товар отгружен в следующем налоговом периоде. Как и в каком периоде покупателю отразить операцию в декларации по НДС?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2023)Если по условиям договора поставки предоплата перечислена в счет поставки товаров, облагаемых НДС по ставке 20%, а отгрузка товаров будет фактически произведена с применением ставки 10%, то в целях исправления ошибки в ставке НДС и обоснования возврата излишне уплаченной в бюджет разницы между исчисленными суммами "авансового" и "отгрузочного" НДС продавец обязан выставить покупателю исправленный "авансовый" счет-фактуру, в который должны быть внесены исправления, относящиеся к уточнению ставки и суммы налога.
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2023)Если по условиям договора поставки предоплата перечислена в счет поставки товаров, облагаемых НДС по ставке 20%, а отгрузка товаров будет фактически произведена с применением ставки 10%, то в целях исправления ошибки в ставке НДС и обоснования возврата излишне уплаченной в бюджет разницы между исчисленными суммами "авансового" и "отгрузочного" НДС продавец обязан выставить покупателю исправленный "авансовый" счет-фактуру, в который должны быть внесены исправления, относящиеся к уточнению ставки и суммы налога.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2020 N 36-П
"По делу о проверке конституционности статей 15, 16, части первой статьи 151, статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 и 3 статьи 24.7, статей 28.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьи 13 Федерального закона "О полиции" в связи с жалобами граждан Р.А. Логинова и Р.Н. Шарафутдинова"Р.А. Логинов полагает, что оспариваемые им законоположения препятствуют возврату ему денежной суммы административного штрафа, уплаченного на основании отмененного впоследствии постановления судьи о привлечении его к административной ответственности. Между тем возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в том числе штрафов за совершение административного правонарушения, осуществляется, вопреки утверждению заявителя, не в судебном порядке путем предъявления иска о возмещении убытков, а в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 27 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 года N 125н). Таким образом, в этом аспекте оспариваемые законоположения также не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
"По делу о проверке конституционности статей 15, 16, части первой статьи 151, статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 и 3 статьи 24.7, статей 28.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьи 13 Федерального закона "О полиции" в связи с жалобами граждан Р.А. Логинова и Р.Н. Шарафутдинова"Р.А. Логинов полагает, что оспариваемые им законоположения препятствуют возврату ему денежной суммы административного штрафа, уплаченного на основании отмененного впоследствии постановления судьи о привлечении его к административной ответственности. Между тем возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в том числе штрафов за совершение административного правонарушения, осуществляется, вопреки утверждению заявителя, не в судебном порядке путем предъявления иска о возмещении убытков, а в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 27 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 года N 125н). Таким образом, в этом аспекте оспариваемые законоположения также не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
Готовое решение: Зачет и возврат переплаты по налогу на имущество организаций до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)При этом зачет возможен и между разными региональными бюджетами. Например, у вас есть недвижимое имущество в разных регионах - Москве и Московской области и вы излишне уплатили налог на имущество в бюджет Московской области, а по налогу, который надо уплатить в бюджет Москвы, у вас недоимка. Вы можете зачесть переплату в счет недоимки. Заявление для этого можно подать в любую инспекцию, где состоите на учете (п. 7 ст. 78 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-02-07/1-132).
(КонсультантПлюс, 2022)При этом зачет возможен и между разными региональными бюджетами. Например, у вас есть недвижимое имущество в разных регионах - Москве и Московской области и вы излишне уплатили налог на имущество в бюджет Московской области, а по налогу, который надо уплатить в бюджет Москвы, у вас недоимка. Вы можете зачесть переплату в счет недоимки. Заявление для этого можно подать в любую инспекцию, где состоите на учете (п. 7 ст. 78 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-02-07/1-132).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом перечислений излишне распределенных сумм и возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом перечислений излишне распределенных сумм и возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Так, доходы бюджетов как материальная категория - это денежные средства, поступающие в бюджет на условиях безвозвратности, а также возвращаемые (возмещаемые) излишне уплаченные (взысканные) суммы и невыясненные поступления. Доходы бюджетов как правовая категория - это бюджетные показатели, определяющие объем доходов бюджетов, а также нормативы распределения доходов между бюджетами. Доходы бюджетов как экономическая категория - это совокупность экономических отношений, связанных с формированием финансовых ресурсов соответствующего бюджета на безвозвратной основе.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Так, доходы бюджетов как материальная категория - это денежные средства, поступающие в бюджет на условиях безвозвратности, а также возвращаемые (возмещаемые) излишне уплаченные (взысканные) суммы и невыясненные поступления. Доходы бюджетов как правовая категория - это бюджетные показатели, определяющие объем доходов бюджетов, а также нормативы распределения доходов между бюджетами. Доходы бюджетов как экономическая категория - это совокупность экономических отношений, связанных с формированием финансовых ресурсов соответствующего бюджета на безвозвратной основе.
Статья: Судебно-арбитражная практика по делам о возврате налоговых переплат в контексте введения единого налогового счета
(Овсянников С.В.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Кроме того, как неоднократно подчеркивал КС РФ (см., например, Постановления от 15.02.2019 N 10-П, от 17.01.2018 N 3-П и от 18.02.2000 N 3-П), цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод граждан и организаций, поскольку иное может приводить к недопустимому отступлению от принципов равенства и справедливости, в частности в сфере налогообложения - к нарушению статьи 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2), 7, 19 (часть 1) и 55 (часть 3). Поэтому удобство налогового администрирования в части учета взаиморасчетов налогоплательщика с бюджетной системой Российской Федерации само по себе не может оправдывать лишение налогоплательщика имущественного права на возврат суммы переплаты из бюджета.
(Овсянников С.В.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Кроме того, как неоднократно подчеркивал КС РФ (см., например, Постановления от 15.02.2019 N 10-П, от 17.01.2018 N 3-П и от 18.02.2000 N 3-П), цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод граждан и организаций, поскольку иное может приводить к недопустимому отступлению от принципов равенства и справедливости, в частности в сфере налогообложения - к нарушению статьи 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2), 7, 19 (часть 1) и 55 (часть 3). Поэтому удобство налогового администрирования в части учета взаиморасчетов налогоплательщика с бюджетной системой Российской Федерации само по себе не может оправдывать лишение налогоплательщика имущественного права на возврат суммы переплаты из бюджета.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Статья: О действиях налоговых органов в случае выявления схемы дробления бизнеса
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Если такие организации - участники схемы представят уточненные декларации, "обнулив" соответствующие налоговые обязанности и отразив переплату по налогам, налоговые органы будут проверять, были ли возмещены потери бюджета, образовавшиеся в связи с применением схемы. При наличии не возмещенного в полном объеме ущерба налоговый орган откажет в возврате уплаченных сумм налогов.
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Если такие организации - участники схемы представят уточненные декларации, "обнулив" соответствующие налоговые обязанности и отразив переплату по налогам, налоговые органы будут проверять, были ли возмещены потери бюджета, образовавшиеся в связи с применением схемы. При наличии не возмещенного в полном объеме ущерба налоговый орган откажет в возврате уплаченных сумм налогов.
Вопрос: О подтверждении многократного зачисления денежных средств на отдельный казначейский счет для учета налоговых платежей.
(Письмо Минфина России от 06.02.2025 N 03-02-06/10418)Однако в случае, если речь идет о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, согласно положениям статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о таком возврате принимает администратор доходов бюджета.
(Письмо Минфина России от 06.02.2025 N 03-02-06/10418)Однако в случае, если речь идет о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, согласно положениям статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о таком возврате принимает администратор доходов бюджета.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)1. Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей, в том числе штрафов за совершение административных правонарушений, осуществляется не в судебном порядке путем предъявления иска о возмещении убытков, а по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 160.1 БК РФ и порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ (Постановление КС РФ от 15 июля 2020 года N 36-П).
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)1. Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей, в том числе штрафов за совершение административных правонарушений, осуществляется не в судебном порядке путем предъявления иска о возмещении убытков, а по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 160.1 БК РФ и порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ (Постановление КС РФ от 15 июля 2020 года N 36-П).
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)(-) По мнению ИФНС, установлено наличие недоимки, препятствующей возврату излишне уплаченных сумм налога; отсутствуют доказательства подачи налогоплательщиком заявления о возврате переплаты; сверка между налоговым органом и налогоплательщиком не проведена.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)(-) По мнению ИФНС, установлено наличие недоимки, препятствующей возврату излишне уплаченных сумм налога; отсутствуют доказательства подачи налогоплательщиком заявления о возврате переплаты; сверка между налоговым органом и налогоплательщиком не проведена.