Заболевания препятствующие содержанию в сизо



Подборка наиболее важных документов по запросу Заболевания препятствующие содержанию в сизо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2023 N 3304-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подковырина Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 3.1 части второй статьи 74, частью третьей статьи 80 и частью первой.1 статьи 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
При этом суды, учитывая данные о личности заявителя, включая его возраст (69 лет), исходили из следующего: согласно сведениям, представленным медицинским учреждением Федеральной службы исполнения наказаний, состояние здоровья В.П. Подковырина расценивается как относительно удовлетворительное; данных о том, что по состоянию здоровья он не может содержаться в условиях следственного изолятора или что такое нахождение создает опасность для его жизни и здоровья, не имеется; представленные стороной защиты заключения специалистов о наличии у подсудимого заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, составлены в его отсутствие лишь по медицинским документам и не отвечают требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 года N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений", а лица, их подготовившие, не наделены правом на выдачу подобных заключений, притом что надлежаще оформленного медицинского заключения установленной формы о невозможности содержания заявителя в условиях следственного изолятора по состоянию здоровья или о невозможности оказания ему медицинской помощи в медицинских учреждениях уголовно-исполнительной системы суду не представлено; действия администрации следственного изолятора по отказу в направлении подсудимого на соответствующее обследование (не установлено тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей) подлежат обжалованию в ином судебном порядке.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Изменения нормативной регламентации избрания меры пресечения в виде заключения под стражу
(Стельмах В.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)
Ранее такой запрет распространялся только на содержание лица под стражей после выявления заболевания. Соответственно, правоприменительная практика различалась. В некоторых регионах было принято проводить медицинское освидетельствование до судебного заседания по рассмотрению вопроса об избрании заключения под стражу, и в это заседание представлялось заключение по результатам освидетельствования. В других местностях мера пресечения избиралась в общем порядке, а вопрос о наличии заболевания решался при поступлении заявления от заключенного под стражу лица во время его пребывания в следственном изоляторе, и после выявления заболевания решался вопрос об изменении меры пресечения. С одной стороны, законодатель, внося в УПК изменения, справедливо учел, что препятствием для содержания под стражей является именно наличие у лица заболевания и потому при его наличии эта мера пресечения не должна избираться изначально. С другой стороны, не ясно, как на этапе возбуждения перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, с учетом 48-часового срока задержания по подозрению в совершении преступления, обеспечить проведение медицинского освидетельствования, срок которого составляет 5 рабочих дней, и еще 1 день предоставляется на направление органу предварительного расследования заключения по результатам освидетельствования <5>. Очевидно, что названную проблему нельзя решить избранием меры пресечения в отношении подозреваемого, поскольку, во-первых, ч. 2.1 ст. 108 УПК устанавливает запрет избрания заключения под стражу и в отношении подозреваемого, и в отношении обвиняемого, а во-вторых, для недопущения применения меры пресечения значение имеет не статус привлекаемого к уголовной ответственности лица, а наличие у него заболевания. Следовательно, правоприменители будут идти по пути достижения соглашений с компетентными медицинскими организациями о более быстром проведении освидетельствования, поскольку, по сути, представление его результатов теперь обязательно для рассмотрения судом ходатайства об избрании меры пресечения.
Статья: Актуальные проблемы обеспечения и защиты прав лиц, находящихся под стражей
(Москалькова Т.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 1)
В октябре 2023 года в Госдуме прошел обсуждение законопроект Верховного Суда России о запрете заключения под стражу лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями (подтвержденными медицинскими документами), которые препятствуют их нахождению под стражей и влекут необратимое ухудшение состояния здоровья.
показать больше документов

Нормативные акты

Приказ Минюста России от 04.07.2022 N 110
(ред. от 30.09.2025)
"Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2022 N 69157)
146. Подозреваемые и обвиняемые могут получать дополнительные лечебно-профилактические услуги, оплачиваемые за счет их собственных средств <39>. Такие медицинские услуги могут быть оказаны врачами-специалистами медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения либо врачами-специалистами медицинских организаций частной системы здравоохранения в случае, если оказываемые медицинские услуги не предусмотрены программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Дополнительные лечебно-профилактические услуги подозреваемые и обвиняемые получают в помещениях медицинских организаций УИС, а в случае, если это невозможно, по согласованию с медицинской организацией УИС и администрацией СИЗО - в помещениях другой медицинской организации.
показать больше документов