Заболевания препятствующие содержанию в сизо
Подборка наиболее важных документов по запросу Заболевания препятствующие содержанию в сизо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2025 N 46-АПУ25-5-К6
Обстоятельства: Обжалуется постановление о продлении срока избранной меры пресечения.
Решение: Постановление оставлено без изменения, поскольку судом учтено, что более мягкие виды меры пресечения не смогут обеспечить расследование уголовного дела.Указывает, что подзащитный страдает заболеванием, препятствующим содержанию его под стражей, однако начальник СИЗО отказал в направлении его на медицинское освидетельствование, поскольку сторона защиты не представила документы, подтверждающие наличие заболевания.
Обстоятельства: Обжалуется постановление о продлении срока избранной меры пресечения.
Решение: Постановление оставлено без изменения, поскольку судом учтено, что более мягкие виды меры пресечения не смогут обеспечить расследование уголовного дела.Указывает, что подзащитный страдает заболеванием, препятствующим содержанию его под стражей, однако начальник СИЗО отказал в направлении его на медицинское освидетельствование, поскольку сторона защиты не представила документы, подтверждающие наличие заболевания.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2023 N 3304-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подковырина Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 3.1 части второй статьи 74, частью третьей статьи 80 и частью первой.1 статьи 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"При этом суды, учитывая данные о личности заявителя, включая его возраст (69 лет), исходили из следующего: согласно сведениям, представленным медицинским учреждением Федеральной службы исполнения наказаний, состояние здоровья В.П. Подковырина расценивается как относительно удовлетворительное; данных о том, что по состоянию здоровья он не может содержаться в условиях следственного изолятора или что такое нахождение создает опасность для его жизни и здоровья, не имеется; представленные стороной защиты заключения специалистов о наличии у подсудимого заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, составлены в его отсутствие лишь по медицинским документам и не отвечают требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 года N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений", а лица, их подготовившие, не наделены правом на выдачу подобных заключений, притом что надлежаще оформленного медицинского заключения установленной формы о невозможности содержания заявителя в условиях следственного изолятора по состоянию здоровья или о невозможности оказания ему медицинской помощи в медицинских учреждениях уголовно-исполнительной системы суду не представлено; действия администрации следственного изолятора по отказу в направлении подсудимого на соответствующее обследование (не установлено тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей) подлежат обжалованию в ином судебном порядке.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подковырина Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 3.1 части второй статьи 74, частью третьей статьи 80 и частью первой.1 статьи 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"При этом суды, учитывая данные о личности заявителя, включая его возраст (69 лет), исходили из следующего: согласно сведениям, представленным медицинским учреждением Федеральной службы исполнения наказаний, состояние здоровья В.П. Подковырина расценивается как относительно удовлетворительное; данных о том, что по состоянию здоровья он не может содержаться в условиях следственного изолятора или что такое нахождение создает опасность для его жизни и здоровья, не имеется; представленные стороной защиты заключения специалистов о наличии у подсудимого заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, составлены в его отсутствие лишь по медицинским документам и не отвечают требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 года N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений", а лица, их подготовившие, не наделены правом на выдачу подобных заключений, притом что надлежаще оформленного медицинского заключения установленной формы о невозможности содержания заявителя в условиях следственного изолятора по состоянию здоровья или о невозможности оказания ему медицинской помощи в медицинских учреждениях уголовно-исполнительной системы суду не представлено; действия администрации следственного изолятора по отказу в направлении подсудимого на соответствующее обследование (не установлено тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей) подлежат обжалованию в ином судебном порядке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменения нормативной регламентации избрания меры пресечения в виде заключения под стражу
(Стельмах В.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Ранее такой запрет распространялся только на содержание лица под стражей после выявления заболевания. Соответственно, правоприменительная практика различалась. В некоторых регионах было принято проводить медицинское освидетельствование до судебного заседания по рассмотрению вопроса об избрании заключения под стражу, и в это заседание представлялось заключение по результатам освидетельствования. В других местностях мера пресечения избиралась в общем порядке, а вопрос о наличии заболевания решался при поступлении заявления от заключенного под стражу лица во время его пребывания в следственном изоляторе, и после выявления заболевания решался вопрос об изменении меры пресечения. С одной стороны, законодатель, внося в УПК изменения, справедливо учел, что препятствием для содержания под стражей является именно наличие у лица заболевания и потому при его наличии эта мера пресечения не должна избираться изначально. С другой стороны, не ясно, как на этапе возбуждения перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, с учетом 48-часового срока задержания по подозрению в совершении преступления, обеспечить проведение медицинского освидетельствования, срок которого составляет 5 рабочих дней, и еще 1 день предоставляется на направление органу предварительного расследования заключения по результатам освидетельствования <5>. Очевидно, что названную проблему нельзя решить избранием меры пресечения в отношении подозреваемого, поскольку, во-первых, ч. 2.1 ст. 108 УПК устанавливает запрет избрания заключения под стражу и в отношении подозреваемого, и в отношении обвиняемого, а во-вторых, для недопущения применения меры пресечения значение имеет не статус привлекаемого к уголовной ответственности лица, а наличие у него заболевания. Следовательно, правоприменители будут идти по пути достижения соглашений с компетентными медицинскими организациями о более быстром проведении освидетельствования, поскольку, по сути, представление его результатов теперь обязательно для рассмотрения судом ходатайства об избрании меры пресечения.
(Стельмах В.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Ранее такой запрет распространялся только на содержание лица под стражей после выявления заболевания. Соответственно, правоприменительная практика различалась. В некоторых регионах было принято проводить медицинское освидетельствование до судебного заседания по рассмотрению вопроса об избрании заключения под стражу, и в это заседание представлялось заключение по результатам освидетельствования. В других местностях мера пресечения избиралась в общем порядке, а вопрос о наличии заболевания решался при поступлении заявления от заключенного под стражу лица во время его пребывания в следственном изоляторе, и после выявления заболевания решался вопрос об изменении меры пресечения. С одной стороны, законодатель, внося в УПК изменения, справедливо учел, что препятствием для содержания под стражей является именно наличие у лица заболевания и потому при его наличии эта мера пресечения не должна избираться изначально. С другой стороны, не ясно, как на этапе возбуждения перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, с учетом 48-часового срока задержания по подозрению в совершении преступления, обеспечить проведение медицинского освидетельствования, срок которого составляет 5 рабочих дней, и еще 1 день предоставляется на направление органу предварительного расследования заключения по результатам освидетельствования <5>. Очевидно, что названную проблему нельзя решить избранием меры пресечения в отношении подозреваемого, поскольку, во-первых, ч. 2.1 ст. 108 УПК устанавливает запрет избрания заключения под стражу и в отношении подозреваемого, и в отношении обвиняемого, а во-вторых, для недопущения применения меры пресечения значение имеет не статус привлекаемого к уголовной ответственности лица, а наличие у него заболевания. Следовательно, правоприменители будут идти по пути достижения соглашений с компетентными медицинскими организациями о более быстром проведении освидетельствования, поскольку, по сути, представление его результатов теперь обязательно для рассмотрения судом ходатайства об избрании меры пресечения.
Статья: Актуальные проблемы обеспечения и защиты прав лиц, находящихся под стражей
(Москалькова Т.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 1)В октябре 2023 года в Госдуме прошел обсуждение законопроект Верховного Суда России о запрете заключения под стражу лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями (подтвержденными медицинскими документами), которые препятствуют их нахождению под стражей и влекут необратимое ухудшение состояния здоровья.
(Москалькова Т.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 1)В октябре 2023 года в Госдуме прошел обсуждение законопроект Верховного Суда России о запрете заключения под стражу лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями (подтвержденными медицинскими документами), которые препятствуют их нахождению под стражей и влекут необратимое ухудшение состояния здоровья.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 N 1138-р
(ред. от 27.05.2023)
<О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года>расширение перечня тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
(ред. от 27.05.2023)
<О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года>расширение перечня тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
Приказ Минюста России от 04.07.2022 N 110
(ред. от 30.09.2025)
"Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2022 N 69157)146. Подозреваемые и обвиняемые могут получать дополнительные лечебно-профилактические услуги, оплачиваемые за счет их собственных средств <39>. Такие медицинские услуги могут быть оказаны врачами-специалистами медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения либо врачами-специалистами медицинских организаций частной системы здравоохранения в случае, если оказываемые медицинские услуги не предусмотрены программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Дополнительные лечебно-профилактические услуги подозреваемые и обвиняемые получают в помещениях медицинских организаций УИС, а в случае, если это невозможно, по согласованию с медицинской организацией УИС и администрацией СИЗО - в помещениях другой медицинской организации.
(ред. от 30.09.2025)
"Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2022 N 69157)146. Подозреваемые и обвиняемые могут получать дополнительные лечебно-профилактические услуги, оплачиваемые за счет их собственных средств <39>. Такие медицинские услуги могут быть оказаны врачами-специалистами медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения либо врачами-специалистами медицинских организаций частной системы здравоохранения в случае, если оказываемые медицинские услуги не предусмотрены программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Дополнительные лечебно-профилактические услуги подозреваемые и обвиняемые получают в помещениях медицинских организаций УИС, а в случае, если это невозможно, по согласованию с медицинской организацией УИС и администрацией СИЗО - в помещениях другой медицинской организации.
"Защита прав граждан адвокатом в уголовном процессе"
(Березин А.А.)
("Статут", 2014)В момент составления протокола (не по окончании) задержания подозреваемого последний наделяется соответствующим процессуальным статусом. От правильности выполнения рассматриваемого процессуального действия следователем/дознавателем будет зависеть возможность избрания в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу. В предусмотренных законом случаях, когда подозреваемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу, к участию в задержании подозреваемого, как и в других процессуальных действиях, привлекается переводчик. Соответственно, отсутствие переводчика в момент составления протокола задержания подозреваемого будет являться грубым нарушением его права на защиту. Обращение в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого в виде заключения под стражу по истечении 48 часов с момента процессуального задержания (время задержания указано в протоколе) также будет являться существенным нарушением прав и свобод подозреваемого. Неразъяснение следователем/дознавателем подозреваемому в момент применения к нему данной меры процессуального принуждения его процессуальных прав под роспись в протоколе также является нарушением (не путать отказ от подписи в протоколе, который удостоверяется в соответствии со ст. 167 УПК РФ). В случае выявления какого-либо из вышеуказанных нарушений порядка задержания подозреваемого последний, как и его адвокат, имеет право указать обо всех выявленных нарушениях, отразив их в виде заявления, занесенного в протокол. В данном заявлении также имеет смысл отразить свое отношение к сущности подозрения как адвокату, так и подозреваемому, указать на какие-либо заболевания, которые могут препятствовать пребыванию в изоляторе временного содержания либо следственном изоляторе, указать при их наличии на полученные в результате доставления задержанного либо последующего пребывания в правоохранительном ведомстве увечья с просьбой проведения немедленного медицинского освидетельствования, указать на меры морального или физического давления на подозреваемого (если таковые имелись) со стороны сотрудников правоохранительных органов. Следователь/дознаватель, производящий задержание, обязан сообщить о задержании прокурору (ч. 5 ст. 223.1 УПК РФ), а также уведомить кого-либо из родственников, об уведомлении которых попросит подозреваемый (ч. 1 ст. 96 УПК РФ). В том случае, если подозреваемый - военнослужащий, уведомляется командование воинской части; если подозреваемый - гражданин или подданный другого государства, то уведомляется посольство или консульство этого государства; в случае если подозреваемый - несовершеннолетний, то уведомляются его законные представители. В интересах следствия уведомление законных представителей задержанного может и не производиться. В случае отсутствия об этом соответствующих записей в протоколе задержания данное обстоятельство также необходимо отразить в заявлении к протоколу. Следователь/дознаватель не вправе ограничивать подозреваемого и его защитника в объеме излагаемого в протокол заявления. В случае нехватки места в протоколе возможно отразить содержание всего или части своего заявления на отдельном листе, о чем указать в протоколе.
(Березин А.А.)
("Статут", 2014)В момент составления протокола (не по окончании) задержания подозреваемого последний наделяется соответствующим процессуальным статусом. От правильности выполнения рассматриваемого процессуального действия следователем/дознавателем будет зависеть возможность избрания в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу. В предусмотренных законом случаях, когда подозреваемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу, к участию в задержании подозреваемого, как и в других процессуальных действиях, привлекается переводчик. Соответственно, отсутствие переводчика в момент составления протокола задержания подозреваемого будет являться грубым нарушением его права на защиту. Обращение в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого в виде заключения под стражу по истечении 48 часов с момента процессуального задержания (время задержания указано в протоколе) также будет являться существенным нарушением прав и свобод подозреваемого. Неразъяснение следователем/дознавателем подозреваемому в момент применения к нему данной меры процессуального принуждения его процессуальных прав под роспись в протоколе также является нарушением (не путать отказ от подписи в протоколе, который удостоверяется в соответствии со ст. 167 УПК РФ). В случае выявления какого-либо из вышеуказанных нарушений порядка задержания подозреваемого последний, как и его адвокат, имеет право указать обо всех выявленных нарушениях, отразив их в виде заявления, занесенного в протокол. В данном заявлении также имеет смысл отразить свое отношение к сущности подозрения как адвокату, так и подозреваемому, указать на какие-либо заболевания, которые могут препятствовать пребыванию в изоляторе временного содержания либо следственном изоляторе, указать при их наличии на полученные в результате доставления задержанного либо последующего пребывания в правоохранительном ведомстве увечья с просьбой проведения немедленного медицинского освидетельствования, указать на меры морального или физического давления на подозреваемого (если таковые имелись) со стороны сотрудников правоохранительных органов. Следователь/дознаватель, производящий задержание, обязан сообщить о задержании прокурору (ч. 5 ст. 223.1 УПК РФ), а также уведомить кого-либо из родственников, об уведомлении которых попросит подозреваемый (ч. 1 ст. 96 УПК РФ). В том случае, если подозреваемый - военнослужащий, уведомляется командование воинской части; если подозреваемый - гражданин или подданный другого государства, то уведомляется посольство или консульство этого государства; в случае если подозреваемый - несовершеннолетний, то уведомляются его законные представители. В интересах следствия уведомление законных представителей задержанного может и не производиться. В случае отсутствия об этом соответствующих записей в протоколе задержания данное обстоятельство также необходимо отразить в заявлении к протоколу. Следователь/дознаватель не вправе ограничивать подозреваемого и его защитника в объеме излагаемого в протокол заявления. В случае нехватки места в протоколе возможно отразить содержание всего или части своего заявления на отдельном листе, о чем указать в протоколе.
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 1 - 32.1. Постатейный научно-практический комментарий"
(отв. ред. Л.А. Воскобитова)
("Редакция "Российской газеты", 2015)1. Отмена или изменение меры пресечения непосредственно связаны с изменением оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, и обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК РФ. Действие мер пресечения обусловлено в первую очередь актуальностью и длящимся характером обстоятельств, послуживших основанием для их избрания. Немаловажное значение имеют также обстоятельства, которые должны учитываться для индивидуализации меры пресечения. Мера пресечения - заключение под стражу должна быть изменена на менее строгую при выявлении у обвиняемого (подозреваемого) тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. При этом суд должен руководствоваться перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений", а также учитывать фактическое состояние здоровья лица, находящегося под стражей, и реальную возможность обеспечения ему всей необходимой медицинской помощи в условиях следственного изолятора.
(отв. ред. Л.А. Воскобитова)
("Редакция "Российской газеты", 2015)1. Отмена или изменение меры пресечения непосредственно связаны с изменением оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, и обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК РФ. Действие мер пресечения обусловлено в первую очередь актуальностью и длящимся характером обстоятельств, послуживших основанием для их избрания. Немаловажное значение имеют также обстоятельства, которые должны учитываться для индивидуализации меры пресечения. Мера пресечения - заключение под стражу должна быть изменена на менее строгую при выявлении у обвиняемого (подозреваемого) тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. При этом суд должен руководствоваться перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений", а также учитывать фактическое состояние здоровья лица, находящегося под стражей, и реальную возможность обеспечения ему всей необходимой медицинской помощи в условиях следственного изолятора.
Статья: О мере пресечения обвиняемому с тяжелым заболеванием, находящемуся в международном розыске, при экстрадиции
(Григорьев В.Н., Гнедова Н.П.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2018, N 3)Стало быть, замена заключения под стражу более мягкой мерой пресечения при выявлении у обвиняемого заболевания из списка препятствующих содержанию под стражей возможна только после поступления экстрадированного в российский следственный изолятор. Однако следователю для изменения меры пресечения в соответствии с ч. 1.1 ст. 110 УПК РФ необходимо наличие медицинского заключения, вынесенного в установленном порядке. Между тем по этому порядку нормативно определенный срок от момента представления следователю ходатайства о направлении на медицинское освидетельствование экстрадированного лица до возможного принятия решения об изменении меры пресечения, не считая сроков продления и обжалования, может составить с учетом выходных до 19 дней.
(Григорьев В.Н., Гнедова Н.П.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2018, N 3)Стало быть, замена заключения под стражу более мягкой мерой пресечения при выявлении у обвиняемого заболевания из списка препятствующих содержанию под стражей возможна только после поступления экстрадированного в российский следственный изолятор. Однако следователю для изменения меры пресечения в соответствии с ч. 1.1 ст. 110 УПК РФ необходимо наличие медицинского заключения, вынесенного в установленном порядке. Между тем по этому порядку нормативно определенный срок от момента представления следователю ходатайства о направлении на медицинское освидетельствование экстрадированного лица до возможного принятия решения об изменении меры пресечения, не считая сроков продления и обжалования, может составить с учетом выходных до 19 дней.