Юридико-техническое оформление законопроектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Юридико-техническое оформление законопроектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: юридико-техническая оценка
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 2)<6> Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (утверждены Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации) // СПС "КонсультантПлюс". URL: https://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/rekomend/.
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 2)<6> Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (утверждены Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации) // СПС "КонсультантПлюс". URL: https://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/rekomend/.
Статья: Особенности оформления приказов
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)Термин "отменить" вы можете встретить в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года), п. 102 которых закрепляет очень узкую сферу применения и редко встречающуюся ситуацию: "Если законодательный акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)Термин "отменить" вы можете встретить в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года), п. 102 которых закрепляет очень узкую сферу применения и редко встречающуюся ситуацию: "Если законодательный акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".
Нормативные акты
"Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года)"
(утв. ГД ФС РФ)ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
(утв. ГД ФС РФ)ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Статья: Юридико-технические дефекты конституционных поправок 2020 года
(Голещихин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Согласно п. 12 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания от 18.11.2003 N вн2-18/49) <16> недопустимо изменять нумерацию структурных единиц законодательного акта при внесении в него изменений. Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то их необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями.
(Голещихин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Согласно п. 12 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания от 18.11.2003 N вн2-18/49) <16> недопустимо изменять нумерацию структурных единиц законодательного акта при внесении в него изменений. Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то их необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями.
Статья: Ссылки (отсылки) в актах правотворчества: технико-юридические дефекты и пути преодоления их вредных последствий
(Баранов В.М.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Во времена СССР рассматриваемое технико-юридическое средство именовалось в правовой науке и практике преимущественно понятием "отсылка" и лишь изредка в качестве тождественного применялся термин "ссылка". С принятием в 2021 г. новой редакции Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов не приходится сомневаться в том, что доминирующим становится понятие "ссылка".
(Баранов В.М.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)Во времена СССР рассматриваемое технико-юридическое средство именовалось в правовой науке и практике преимущественно понятием "отсылка" и лишь изредка в качестве тождественного применялся термин "ссылка". С принятием в 2021 г. новой редакции Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов не приходится сомневаться в том, что доминирующим становится понятие "ссылка".
Статья: Язык нормативных правовых актов: пора ли бить тревогу?
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В., Алимпеев Д.Р.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Своеобразной настольной книгой для разработчиков проектов законодательных актов являются Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. В 2021 году утверждена новая редакция таких Рекомендаций <22>, которая незначительно уточняет редакцию 2003 г. <23>. Кроме того, к данным Рекомендациям сотрудники Аппарата Государственной Думы РФ разработали Комментарии <24>. Однако ни сами рекомендации, ни Комментарии к ним не содержат каких-либо требований к простоте и лаконичности языка, его удобочитаемости. Основным предметом Рекомендаций и Комментариев являются вопросы структуры законопроекта, употребления внутренних и внешних ссылок, указания источников официального опубликования, особенности внесения изменений в действующие законодательные акты.
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В., Алимпеев Д.Р.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Своеобразной настольной книгой для разработчиков проектов законодательных актов являются Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. В 2021 году утверждена новая редакция таких Рекомендаций <22>, которая незначительно уточняет редакцию 2003 г. <23>. Кроме того, к данным Рекомендациям сотрудники Аппарата Государственной Думы РФ разработали Комментарии <24>. Однако ни сами рекомендации, ни Комментарии к ним не содержат каких-либо требований к простоте и лаконичности языка, его удобочитаемости. Основным предметом Рекомендаций и Комментариев являются вопросы структуры законопроекта, употребления внутренних и внешних ссылок, указания источников официального опубликования, особенности внесения изменений в действующие законодательные акты.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. См. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (утв. Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации) (редакция 2021 г.).
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. См. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (утв. Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации) (редакция 2021 г.).
Статья: Системные дефекты федерального законодательства
(Голещихин В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, NN 10, 11)Эта проблема обязательно должна найти отражение в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/49 (далее - Методические рекомендации)) <11>, а именно, в указанном документе следует закрепить предельное количество частей в одной статье (не более 5 - 7 частей) и предельное количество слов в одной части статьи. Методические рекомендации необязательны для исполнения, поэтому закрепление в них предлагаемых ограничений не приведет к параличу законодательного процесса, но будет служить ориентиром для разработчиков законопроектов, для самих законодателей и их аппарата.
(Голещихин В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, NN 10, 11)Эта проблема обязательно должна найти отражение в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/49 (далее - Методические рекомендации)) <11>, а именно, в указанном документе следует закрепить предельное количество частей в одной статье (не более 5 - 7 частей) и предельное количество слов в одной части статьи. Методические рекомендации необязательны для исполнения, поэтому закрепление в них предлагаемых ограничений не приведет к параличу законодательного процесса, но будет служить ориентиром для разработчиков законопроектов, для самих законодателей и их аппарата.
Статья: Проблемы юридической терминологии: от общей теории к практике социального законодательства
(Путило Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)<34> Речь прежде всего идет о Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленных письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18 ноября 2003 г. N вн2-18/490, и Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, утв. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (редакция 2021 г.).
(Путило Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)<34> Речь прежде всего идет о Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленных письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18 ноября 2003 г. N вн2-18/490, и Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, утв. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (редакция 2021 г.).
Статья: Сравнительный анализ кодифицированного социального законодательства субъектов Российской Федерации
(Григорьева Н.В.)
("Юрист", 2023, N 7)Анализ структуры действующих социальных кодексов показывает, что в целом кодексы соответствуют Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов <6>. В большинстве своем нормативные положения регионов разделены на три части: 1. Разделы (исключение Астраханская, Волгоградская, Калининградская области) от двух (Белгородская и Омская области) до четырех (Ленинградская, Ярославская области и город Санкт-Петербург). 2. Главы от четырех (Астраханская область) до тридцати четырех (Санкт-Петербург). 3. Статьи, количество которых зависит от объема включенных мер социальной поддержки (Астраханская область - 42, а в Санкт-Петербурге - 120).
(Григорьева Н.В.)
("Юрист", 2023, N 7)Анализ структуры действующих социальных кодексов показывает, что в целом кодексы соответствуют Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов <6>. В большинстве своем нормативные положения регионов разделены на три части: 1. Разделы (исключение Астраханская, Волгоградская, Калининградская области) от двух (Белгородская и Омская области) до четырех (Ленинградская, Ярославская области и город Санкт-Петербург). 2. Главы от четырех (Астраханская область) до тридцати четырех (Санкт-Петербург). 3. Статьи, количество которых зависит от объема включенных мер социальной поддержки (Астраханская область - 42, а в Санкт-Петербурге - 120).
Статья: Нормосозидательные протофункции права в сфере конституционного законотворчества
(Югов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)<5> См., например: Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Принят Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Принят Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ // СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1877; Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" // СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3335; Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 264 "Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности" // СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2317; Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 19 января 2001 г. N 14 "Об утверждении Регламента законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации" // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2001. N 3; Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.11.2003 N вн2-18/490). URL: http://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-iuridiko-tekhnicheskomu-oformleniiu-zakonoproektov-napravleny/ (дата обращения: 20.12.2022).
(Югов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)<5> См., например: Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Принят Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Принят Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ // СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1877; Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" // СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3335; Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 264 "Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности" // СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2317; Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 19 января 2001 г. N 14 "Об утверждении Регламента законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации" // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2001. N 3; Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.11.2003 N вн2-18/490). URL: http://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-iuridiko-tekhnicheskomu-oformleniiu-zakonoproektov-napravleny/ (дата обращения: 20.12.2022).
Статья: Внесение изменений приказом в другой приказ и ЛНА
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 3)Как внести изменения в приказ о внесении изменений в основной приказ, если изменения вносятся не в первый раз? Если руководствоваться Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года), то изменения всегда вносятся только в основной законодательный акт (п. 57). В таком случае нужно ли отменять пункты приказа о внесении изменений в основной приказ, в которые вносятся изменения? Например:
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 3)Как внести изменения в приказ о внесении изменений в основной приказ, если изменения вносятся не в первый раз? Если руководствоваться Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года), то изменения всегда вносятся только в основной законодательный акт (п. 57). В таком случае нужно ли отменять пункты приказа о внесении изменений в основной приказ, в которые вносятся изменения? Например: