Юридические свойства Конституции
Подборка наиболее важных документов по запросу Юридические свойства Конституции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные ценности в содержании государственных программ Российской Федерации
(Суханова А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 1)Юридические свойства Конституции и их влияние на процесс
(Суханова А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 1)Юридические свойства Конституции и их влияние на процесс
Статья: Медицинская помощь в аксио-телеологической интерпретации (по материалам практики конституционного правосудия)
(Вилова Т.В., Пермиловский М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Методологически конституционное правосудие основано на аксио-телеологической интерпретации целей правового регулирования в качестве конституционных ценностей (что следует из аналитических материалов КС РФ <2>). В настоящее время многие конституционные и иные нормоположения оцениваются КС РФ и конституционной доктриной с точки зрения их смысловой конституционной ценности. Само же понятие "конституционная ценность" определяется КС РФ как блага и принципы, обусловленные особыми юридическими свойствами Конституции Российской Федерации. Другими словами, конституционные ценности прямо содержатся в конституционной норме (ст. 2 Конституции Российской Федерации - "человек, его права и свободы являются высшей ценностью") либо истолковываются КС РФ и детализируются в отраслевом законодательстве. Речь идет, к примеру, о процессуальных гарантиях права на судебную защиту и доступ к правосудию (Постановления от 13 ноября 1995 г. N 13-П, от 23 марта 1999 г. N 5-П), права на законный состав суда (Постановление от 16 марта 1998 г. N 9-П), права на квалифицированную юридическую помощь (Постановление от 27 марта 1996 г. N 8-П), права на разбирательство в разумные сроки (Постановление от 13 июня 1996 г. N 14-П).
(Вилова Т.В., Пермиловский М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Методологически конституционное правосудие основано на аксио-телеологической интерпретации целей правового регулирования в качестве конституционных ценностей (что следует из аналитических материалов КС РФ <2>). В настоящее время многие конституционные и иные нормоположения оцениваются КС РФ и конституционной доктриной с точки зрения их смысловой конституционной ценности. Само же понятие "конституционная ценность" определяется КС РФ как блага и принципы, обусловленные особыми юридическими свойствами Конституции Российской Федерации. Другими словами, конституционные ценности прямо содержатся в конституционной норме (ст. 2 Конституции Российской Федерации - "человек, его права и свободы являются высшей ценностью") либо истолковываются КС РФ и детализируются в отраслевом законодательстве. Речь идет, к примеру, о процессуальных гарантиях права на судебную защиту и доступ к правосудию (Постановления от 13 ноября 1995 г. N 13-П, от 23 марта 1999 г. N 5-П), права на законный состав суда (Постановление от 16 марта 1998 г. N 9-П), права на квалифицированную юридическую помощь (Постановление от 27 марта 1996 г. N 8-П), права на разбирательство в разумные сроки (Постановление от 13 июня 1996 г. N 14-П).
Статья: Конституционное право на социальное обеспечение в зеркале инструментальной юриспруденции
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Поиск ответа на первый из поставленных вопросов уместно начать с анализа такого юридического свойства конституции, как прямое действие. В узком смысле эта категория трактуется как возможность непосредственного применения, исполнения и использования конституционных норм, независимо от их конкретизации в отраслевом законодательстве. Однако в отношении нормы, закрепляющей право на социальное обеспечение, подобный подход вряд ли применим с учетом масштаба национальных систем социального обеспечения с точки зрения его видов, условий предоставления, размеров социальных выплат и объема социальных услуг. Развернутая структура систем социального обеспечения современных государств коррелируется со структурой и объемом законодательства о социальном обеспечении. К примеру, Социальный кодекс ФРГ состоит из 12 книг, которые регулируют общие правила социального обеспечения и конкретные виды социального страхования (пенсионного, медицинского, от несчастных случаев на производстве, на случай длительного ухода) и социальной помощи для отдельных категорий граждан (детей и молодежи, инвалидов) <8>.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Поиск ответа на первый из поставленных вопросов уместно начать с анализа такого юридического свойства конституции, как прямое действие. В узком смысле эта категория трактуется как возможность непосредственного применения, исполнения и использования конституционных норм, независимо от их конкретизации в отраслевом законодательстве. Однако в отношении нормы, закрепляющей право на социальное обеспечение, подобный подход вряд ли применим с учетом масштаба национальных систем социального обеспечения с точки зрения его видов, условий предоставления, размеров социальных выплат и объема социальных услуг. Развернутая структура систем социального обеспечения современных государств коррелируется со структурой и объемом законодательства о социальном обеспечении. К примеру, Социальный кодекс ФРГ состоит из 12 книг, которые регулируют общие правила социального обеспечения и конкретные виды социального страхования (пенсионного, медицинского, от несчастных случаев на производстве, на случай длительного ухода) и социальной помощи для отдельных категорий граждан (детей и молодежи, инвалидов) <8>.
Статья: От "живой конституции" к судебному конституционализму: сравнительно-правовой концепт России и США
(Бондарь Н.С., Берлявский Л.Г.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 4)Посредством конституционного правосудия государство воздействует практически на все сферы правового регулирования, на всю систему современного конституционализма, имея в виду как нормативно-правовую, так и доктринальную, правоприменительную, мировоззренческую его составляющие. В указанной специфической деятельности проявляется преобразовательный потенциал конституционного правосудия, поскольку практика его осуществления, независимо от модельных начал, объективно предполагает возможность (и необходимость) как формально-юридических начал воздействия на соответствующие конституционно значимые явления жизни, так и возможность преобразовательного влияния на социально-политические, социокультурные механизмы реализации основного закона государства, имеющего характеристики акта высшей юридической силы, обладающего прямым действием. Это позволяет утверждать о наличии у органов конституционного контроля действенного инструмента влияния как на юридические свойства конституции, так и на ее социальную, политико-правовую природу и в конечном счете на сущностные характеристики данного документа реального, "живого" явления социально-политической, конституционно-правовой жизни общества и государства.
(Бондарь Н.С., Берлявский Л.Г.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 4)Посредством конституционного правосудия государство воздействует практически на все сферы правового регулирования, на всю систему современного конституционализма, имея в виду как нормативно-правовую, так и доктринальную, правоприменительную, мировоззренческую его составляющие. В указанной специфической деятельности проявляется преобразовательный потенциал конституционного правосудия, поскольку практика его осуществления, независимо от модельных начал, объективно предполагает возможность (и необходимость) как формально-юридических начал воздействия на соответствующие конституционно значимые явления жизни, так и возможность преобразовательного влияния на социально-политические, социокультурные механизмы реализации основного закона государства, имеющего характеристики акта высшей юридической силы, обладающего прямым действием. Это позволяет утверждать о наличии у органов конституционного контроля действенного инструмента влияния как на юридические свойства конституции, так и на ее социальную, политико-правовую природу и в конечном счете на сущностные характеристики данного документа реального, "живого" явления социально-политической, конституционно-правовой жизни общества и государства.
Статья: Современное понимание конституции, или Почему конституция не основной закон государства
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Заключение. По своим юридическим свойствам и сущностным характеристикам конституция хоть и представляет собой политико-правовой документ, устанавливающий основы организации публичной власти и основы правового статуса личности, ее не следует ставить в один ряд с нормативными правовыми актами. В этом смысле конституция выступает как высший закон государства и, что немаловажно, общества, так как устанавливает не только основы государственного устройства и принципы управления, систему органов власти и управления, но и закрепляет основы общественного устройства, фундаментальные положения формирования гражданского общества.
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Заключение. По своим юридическим свойствам и сущностным характеристикам конституция хоть и представляет собой политико-правовой документ, устанавливающий основы организации публичной власти и основы правового статуса личности, ее не следует ставить в один ряд с нормативными правовыми актами. В этом смысле конституция выступает как высший закон государства и, что немаловажно, общества, так как устанавливает не только основы государственного устройства и принципы управления, систему органов власти и управления, но и закрепляет основы общественного устройства, фундаментальные положения формирования гражданского общества.
Статья: Конституционные (уставные) советы в механизме обеспечения конституционной законности
(Беньяминова С.А.)
("Закон", 2023, N 12)Аксиоматично необходимость охраны Конституции РФ обусловлена ее сущностью, предназначением и особыми юридическими свойствами. Конституции и уставы регионов тоже обладают особыми юридическими свойствами и предназначением. Так, например, Н.А. Михалева выделяет следующие свойства основных актов регионов: учредительный характер, нормативность, легитимность, реальность, прямое действие, встроенность в единую правовую систему России, программность, преемственность, стабильность, юридическая база текущего регионального законодательства, наивысшая степень правовой защиты <10>. Однако примат федеральной Конституции, отсутствие суверенитета у субъектов РФ, остаточный способ определения предметов ведения субъектов РФ, центростремительная тенденция развития российского законодательства, приведшая к преобладанию федерального регулирования по предметам совместного ведения, сильно влияют на нормативно-правовое наполнение текстов конституций и уставов субъектов РФ.
(Беньяминова С.А.)
("Закон", 2023, N 12)Аксиоматично необходимость охраны Конституции РФ обусловлена ее сущностью, предназначением и особыми юридическими свойствами. Конституции и уставы регионов тоже обладают особыми юридическими свойствами и предназначением. Так, например, Н.А. Михалева выделяет следующие свойства основных актов регионов: учредительный характер, нормативность, легитимность, реальность, прямое действие, встроенность в единую правовую систему России, программность, преемственность, стабильность, юридическая база текущего регионального законодательства, наивысшая степень правовой защиты <10>. Однако примат федеральной Конституции, отсутствие суверенитета у субъектов РФ, остаточный способ определения предметов ведения субъектов РФ, центростремительная тенденция развития российского законодательства, приведшая к преобладанию федерального регулирования по предметам совместного ведения, сильно влияют на нормативно-правовое наполнение текстов конституций и уставов субъектов РФ.
Статья: Наука конституционного права в системе других наук
(Лазарев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Традиционно принято вслед за предметом науки характеризовать ее метод. Но метод обусловлен характером исследуемых отношений. В науке конституционного права - это их конституционность. На наш взгляд, это ключевое слово, понятие, определяющее познание общественных отношений, теорию конституции и конституционное развитие государства. Оно лежит в основе познания сущности и юридических свойств конституции как основного источника рассматриваемой отрасли права.
(Лазарев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Традиционно принято вслед за предметом науки характеризовать ее метод. Но метод обусловлен характером исследуемых отношений. В науке конституционного права - это их конституционность. На наш взгляд, это ключевое слово, понятие, определяющее познание общественных отношений, теорию конституции и конституционное развитие государства. Оно лежит в основе познания сущности и юридических свойств конституции как основного источника рассматриваемой отрасли права.
Статья: Конституционное измерение и предотвращение коррупции как дефекта правовой системы
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)В статье рассматриваются вопросы противодействия коррупции через призму Конституции РФ. Оценивая коррупцию как своеобразный дефект правовой системы, автор обращает внимание, прежде всего, на этап правотворчества, где изначально в результате законодательных ошибок возникают коррупциогенные факторы. Юридические свойства Конституции в сочетании с конституционными принципами позволяют комплексно воздействовать на общественные отношения и нейтрализовать коррупциогенные факторы как на стадии правотворчества, так и на стадии правоприменения. В статье обращается внимание на некоторые недоработки антикоррупционного законодательства и вносятся предложения по их устранению, отмечаются участки антикоррупционного контроля правотворчества, которые могут быть освоены только с использованием конституционного механизма. С учетом учредительного характера конституционных норм, их влияния на правотворческую и правоприменительную практику, а также принимая во внимание конституционные поправки 2020 г., расширяющие возможности Президента РФ по направлению в Конституционный Суд РФ для оценки конституционности проектов федеральных законов, федеральных конституционных законов, законов о поправках к Конституции РФ, представляется возможным и целесообразным усилить конституционное профилактическое воздействие на коррупцию.
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)В статье рассматриваются вопросы противодействия коррупции через призму Конституции РФ. Оценивая коррупцию как своеобразный дефект правовой системы, автор обращает внимание, прежде всего, на этап правотворчества, где изначально в результате законодательных ошибок возникают коррупциогенные факторы. Юридические свойства Конституции в сочетании с конституционными принципами позволяют комплексно воздействовать на общественные отношения и нейтрализовать коррупциогенные факторы как на стадии правотворчества, так и на стадии правоприменения. В статье обращается внимание на некоторые недоработки антикоррупционного законодательства и вносятся предложения по их устранению, отмечаются участки антикоррупционного контроля правотворчества, которые могут быть освоены только с использованием конституционного механизма. С учетом учредительного характера конституционных норм, их влияния на правотворческую и правоприменительную практику, а также принимая во внимание конституционные поправки 2020 г., расширяющие возможности Президента РФ по направлению в Конституционный Суд РФ для оценки конституционности проектов федеральных законов, федеральных конституционных законов, законов о поправках к Конституции РФ, представляется возможным и целесообразным усилить конституционное профилактическое воздействие на коррупцию.
Статья: Правовой статус личности в конституциях Республики Коми
(Плоцкая О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)<6> См.: Никулина Т.В. Юридические свойства Конституции Республики Коми // Вестник КРАГСиУ. Государство и право. 2005 - 2006. N 8 - 9. С. 21 - 22.
(Плоцкая О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)<6> См.: Никулина Т.В. Юридические свойства Конституции Республики Коми // Вестник КРАГСиУ. Государство и право. 2005 - 2006. N 8 - 9. С. 21 - 22.
Статья: Конституционная терминология в сфере социальной защиты
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Особое место в юридической терминологии занимает конституционная терминология, что объясняется не только спецификой конституционного права как отрасли права, но и специальными юридическими свойствами конституции. Следовательно, самостоятельный исследовательский интерес представляет соотношение конституционной и отраслевой терминологии, особенно применительно к относительно новым сферам общественных отношений, которые в настоящее время подвержены существенной динамике.
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Особое место в юридической терминологии занимает конституционная терминология, что объясняется не только спецификой конституционного права как отрасли права, но и специальными юридическими свойствами конституции. Следовательно, самостоятельный исследовательский интерес представляет соотношение конституционной и отраслевой терминологии, особенно применительно к относительно новым сферам общественных отношений, которые в настоящее время подвержены существенной динамике.