Взыскание убытков с государственного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание убытков с государственного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 15 ГК РФ "Возмещение убытков"1.2.13. Требования органа госвласти (местного самоуправления) о взыскании убытков, которые причинены в результате противоправного завладения жилым помещением, предъявляемые к добросовестному приобретателю квартиры, не подлежат удовлетворению (позиция ВС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 301 ГК РФ "Истребование имущества из чужого незаконного владения"1.5.7. Требования органа госвласти (местного самоуправления) о взыскании убытков, которые причинены в результате противоправного завладения жилым помещением, предъявляемые к добросовестному приобретателю квартиры, не подлежат удовлетворению (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Хранение. Общие положения3.1. Можно ли взыскать убытки с госоргана в случае утраты изъятого им и переданного по договору хранения третьему лицу имущества
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от граждан по искам государственных органов и органов местного самоуправления"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)Требования органа государственной власти, органа местного самоуправления о взыскании убытков, причиненных в результате противоправного завладения жилым помещением, предъявленные к лицу, являющемуся добросовестным приобретателем квартиры, удовлетворению не подлежат.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)Требования органа государственной власти, органа местного самоуправления о взыскании убытков, причиненных в результате противоправного завладения жилым помещением, предъявленные к лицу, являющемуся добросовестным приобретателем квартиры, удовлетворению не подлежат.
Статья: К вопросу о добросовестности застройщиков при недействительности разрешительной документации на строительство
(Каркаус Е.Ю.)
("Право и бизнес", 2021, N 4)Ключевые слова: добросовестность застройщиков, недействительность разрешительной документации, взыскание убытков с органов государственной власти/местного самоуправления.
(Каркаус Е.Ю.)
("Право и бизнес", 2021, N 4)Ключевые слова: добросовестность застройщиков, недействительность разрешительной документации, взыскание убытков с органов государственной власти/местного самоуправления.
Статья: О проблеме применения части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(Шевченко И.М.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Кроме того, срок исковой давности для взыскания убытков, причиненных неправомерными действиями органов государственной власти (ст. 1069 ГК РФ), фактически сокращался бы до трех месяцев, что противоречит гражданскому законодательству, так как оно не содержит подобного ограничения.
(Шевченко И.М.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Кроме того, срок исковой давности для взыскания убытков, причиненных неправомерными действиями органов государственной власти (ст. 1069 ГК РФ), фактически сокращался бы до трех месяцев, что противоречит гражданскому законодательству, так как оно не содержит подобного ограничения.
Статья: Постоянная (перманентная) юридическая невозможность исполнения в российском праве
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)На наш взгляд, если воскрешение обязательства в случае признания публичного акта недействительным еще можно как-то постараться обосновать, то применение такого концепта в ситуации простой отмены акта органов государственной или муниципальной власти кажется совершенно абсурдным. В случае признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления ст. 13 ГК РФ в качестве последствий указывает, что "нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами". Представляется, что случаи невозможности исполнения как раз должны подпадать под иные способы защиты (например, взыскание убытков с государственного органа, который виновен в принятии недействительного акта).
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)На наш взгляд, если воскрешение обязательства в случае признания публичного акта недействительным еще можно как-то постараться обосновать, то применение такого концепта в ситуации простой отмены акта органов государственной или муниципальной власти кажется совершенно абсурдным. В случае признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления ст. 13 ГК РФ в качестве последствий указывает, что "нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами". Представляется, что случаи невозможности исполнения как раз должны подпадать под иные способы защиты (например, взыскание убытков с государственного органа, который виновен в принятии недействительного акта).
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 28.05.2019) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (п. 16) иски организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с органов государственной власти (местного самоуправления) убытков в форме неполучения платы за такое предоставление рассматриваются именно арбитражными судами на том основании, что суть такого рода споров - в отношениях между лицами, предоставляющими объекты гражданских прав, и публично-правовыми образованиями, в результате действий которых первые, осуществляющие предпринимательскую деятельность, потерпели убытки <1>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 28.05.2019) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (п. 16) иски организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с органов государственной власти (местного самоуправления) убытков в форме неполучения платы за такое предоставление рассматриваются именно арбитражными судами на том основании, что суть такого рода споров - в отношениях между лицами, предоставляющими объекты гражданских прав, и публично-правовыми образованиями, в результате действий которых первые, осуществляющие предпринимательскую деятельность, потерпели убытки <1>.
Статья: Развитие цивилистической процессуальной формы в современных условиях
(Багыллы С.Т., Грибов Н.Д., Князькин С.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)На сегодняшний день, заинтересованное лицо в рамках публичного судопроизводства может заявить только требование о взыскании убытков, причиненных неправомерными действиями государственного органа. В остальных случаях положительный результат для административного истца не означает точку в споре. Требуется повторное обращение заинтересованного лица в суд, но уже с гражданско-правовым иском, который, собственно, и направлен на защиту нарушенного субъективного права.
(Багыллы С.Т., Грибов Н.Д., Князькин С.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)На сегодняшний день, заинтересованное лицо в рамках публичного судопроизводства может заявить только требование о взыскании убытков, причиненных неправомерными действиями государственного органа. В остальных случаях положительный результат для административного истца не означает точку в споре. Требуется повторное обращение заинтересованного лица в суд, но уже с гражданско-правовым иском, который, собственно, и направлен на защиту нарушенного субъективного права.