Взыскание коллектОрскими агентствами долгов по жкх
Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание коллектОрскими агентствами долгов по жкх (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Подборка форм: Агентские договоры
(КонсультантПлюс, 2025)4. Агентские договоры в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)4. Агентские договоры в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергоснабжения
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Ситуация. УК (истец) в рамках судебного дела по иску о взыскании долга по услугам ЖКХ обратилась в суд с заявлением о замене истца на другое лицо (коллекторскую службу) в связи с заключением ими договора уступки прав требований.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Ситуация. УК (истец) в рамках судебного дела по иску о взыскании долга по услугам ЖКХ обратилась в суд с заявлением о замене истца на другое лицо (коллекторскую службу) в связи с заключением ими договора уступки прав требований.
Статья: О методическом обеспечении оценки стоимости безнадежных долгов
(Сутягин В.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Стоит сказать, что банковская цессия, хоть и крупный сегмент (0,5 триллиона рублей), но не единственный. Также сюда следует включить долги за услуги жилищно-коммунального хозяйства и связи, частные и корпоративные долги, реализуемые в процедурах банкротства и исполнительного производства. При этом какая-либо обобщенная статистика этого рынка отсутствует, да и сам он непрозрачен несмотря на то, что все последние годы государство пытается ужесточить регламентацию коллекторской деятельности. Непрозрачность рынка приводит к появлению серых схем уступок и использования купленных обязательств. Многие из этих обязательств приобретаются не в целях взыскания долга. Зачастую они приобретаются для списания собственных долгов (например, в исполнительном производстве или банкротстве), используются в различных схемах взаимозачетов, в качестве взноса в уставный капитала предприятия или для его увеличения (в целях формального увеличения валюты баланса или создания видимости финансовой устойчивости). Примечательно, что во всех этих случаях платежеспособность должника не очень-то и волнует кредитора.
(Сутягин В.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Стоит сказать, что банковская цессия, хоть и крупный сегмент (0,5 триллиона рублей), но не единственный. Также сюда следует включить долги за услуги жилищно-коммунального хозяйства и связи, частные и корпоративные долги, реализуемые в процедурах банкротства и исполнительного производства. При этом какая-либо обобщенная статистика этого рынка отсутствует, да и сам он непрозрачен несмотря на то, что все последние годы государство пытается ужесточить регламентацию коллекторской деятельности. Непрозрачность рынка приводит к появлению серых схем уступок и использования купленных обязательств. Многие из этих обязательств приобретаются не в целях взыскания долга. Зачастую они приобретаются для списания собственных долгов (например, в исполнительном производстве или банкротстве), используются в различных схемах взаимозачетов, в качестве взноса в уставный капитала предприятия или для его увеличения (в целях формального увеличения валюты баланса или создания видимости финансовой устойчивости). Примечательно, что во всех этих случаях платежеспособность должника не очень-то и волнует кредитора.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 26.08.2025 N АПЛ25-194
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.05.2025 N АКПИ25-120, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124>Уступка непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг, в том числе коллекторским агентствам, соответствующего права (требования) лишает граждан возможности проверки законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.05.2025 N АКПИ25-120, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124>Уступка непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг, в том числе коллекторским агентствам, соответствующего права (требования) лишает граждан возможности проверки законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме.
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.05.2025 N АКПИ25-120
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124>При этом под третьими лицами в данном случае понимаются непрофессиональные участники рынка жилищно-коммунальных услуг, в том числе коллекторские агентства, уступка которым соответствующего права (требования) лишает граждан возможности проверки законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124>При этом под третьими лицами в данном случае понимаются непрофессиональные участники рынка жилищно-коммунальных услуг, в том числе коллекторские агентства, уступка которым соответствующего права (требования) лишает граждан возможности проверки законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме.
Статья: Правовые проблемы деятельности негосударственных субъектов в сфере взыскания долгов
(Селезнев В.А.)
("Современное право", 2012, N 6)В России деятельность коллекторских организаций принимает все более масштабный характер и связана не только с сектором кредитования физических лиц, но и со сферами услуг жилищно-коммунального хозяйства и телекоммуникационных услуг. Особенно востребованы услуги коллекторских организаций в секторе потребительского кредитования. Преимущества для сторон правоотношений, одной из которых является банк, а другой - коллекторская организация, заключаются в том, что взаимодействие с коллекторской организацией с использованием такой формы отношений, как уступка требований по кредитному договору, освобождает кредитную организацию от проблемных кредитов, а применение договора возмездного оказания услуг не связано с риском приобретения коллекторской организацией бесперспективных для взыскания долгов. Эффективность урегулирования долговых обязательств должна обеспечиваться законными способами работы с должниками, и в этой связи имеются отдельные проблемные вопросы.
(Селезнев В.А.)
("Современное право", 2012, N 6)В России деятельность коллекторских организаций принимает все более масштабный характер и связана не только с сектором кредитования физических лиц, но и со сферами услуг жилищно-коммунального хозяйства и телекоммуникационных услуг. Особенно востребованы услуги коллекторских организаций в секторе потребительского кредитования. Преимущества для сторон правоотношений, одной из которых является банк, а другой - коллекторская организация, заключаются в том, что взаимодействие с коллекторской организацией с использованием такой формы отношений, как уступка требований по кредитному договору, освобождает кредитную организацию от проблемных кредитов, а применение договора возмездного оказания услуг не связано с риском приобретения коллекторской организацией бесперспективных для взыскания долгов. Эффективность урегулирования долговых обязательств должна обеспечиваться законными способами работы с должниками, и в этой связи имеются отдельные проблемные вопросы.
Статья: Коллекторам закон написан: кто выиграет?
(Санникова Л., Нестеренко А., Докучаева Е., Гальперин М., Жданухин Д., Масленникова А., Кукин А., Зайцев Р., Валуева Л.)
("Закон", 2016, N 7)Некрупным легальным коллекторским агентствам в регионах, вполне возможно, придется переквалифицироваться в управдомов, точнее, активнее заниматься коммунальным коллекторством, взысканием долгов по ЖКХ. Дело в том, что по буквальному толкованию новый Закон распространяется на работу с этими долгами, только если ее ведут не сами кредиторы - ресурсоснабжающие организации или их помощники, но агентства, которые занимаются возвратом долгов в качестве основного вида деятельности.
(Санникова Л., Нестеренко А., Докучаева Е., Гальперин М., Жданухин Д., Масленникова А., Кукин А., Зайцев Р., Валуева Л.)
("Закон", 2016, N 7)Некрупным легальным коллекторским агентствам в регионах, вполне возможно, придется переквалифицироваться в управдомов, точнее, активнее заниматься коммунальным коллекторством, взысканием долгов по ЖКХ. Дело в том, что по буквальному толкованию новый Закон распространяется на работу с этими долгами, только если ее ведут не сами кредиторы - ресурсоснабжающие организации или их помощники, но агентства, которые занимаются возвратом долгов в качестве основного вида деятельности.
Статья: Деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в системе российского правового регулирования: проблемы и пути их устранения
(Курбатов А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2019, N 4)Исключение для кредитных организаций, которые не должны включаться в государственный реестр, совершенно непонятное. Например, зачем им приобретать требования из жилищных отношений и отношений по оплате коммунальных услуг (см. ч. 4 ст. 1 Закона N 230-ФЗ)? Если они осуществляют списание со счетов должников, то они в качестве основной своей деятельности осуществляют банковские (расчетные) операции в интересах взыскателей. Если имеется в виду, что управляющие организации и организации жилищно-коммунального хозяйства будут избавляться от непогашенных долгов перед ними, уступая их кредитным организациям, то возникает очередной абсурд, поскольку кредитные организации сами являются одними из основных клиентов коллекторских организаций. Права требования из жилищных отношений и отношений по оплате коммунальных услуг они будут приобретать, а по кредитам - передавать?
(Курбатов А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2019, N 4)Исключение для кредитных организаций, которые не должны включаться в государственный реестр, совершенно непонятное. Например, зачем им приобретать требования из жилищных отношений и отношений по оплате коммунальных услуг (см. ч. 4 ст. 1 Закона N 230-ФЗ)? Если они осуществляют списание со счетов должников, то они в качестве основной своей деятельности осуществляют банковские (расчетные) операции в интересах взыскателей. Если имеется в виду, что управляющие организации и организации жилищно-коммунального хозяйства будут избавляться от непогашенных долгов перед ними, уступая их кредитным организациям, то возникает очередной абсурд, поскольку кредитные организации сами являются одними из основных клиентов коллекторских организаций. Права требования из жилищных отношений и отношений по оплате коммунальных услуг они будут приобретать, а по кредитам - передавать?
Статья: Розыгрыш призов для потребителей
(Козырева С.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 2)Чтобы повысить собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги, управляющие организации прибегают ко многим средствам: печатают квитанции должников на цветной бумаге, вывешивают списки на всеобщее обозрение, отключают коммунальные услуги, передают долги коллекторам или самостоятельно обращаются с исками в суд. Один из способов, который может стимулировать население оплачивать счета, - розыгрыш призов среди добросовестных плательщиков. Бухгалтера, естественно, интересуют учет хозяйственных операций и возникающие налоговые обязательства.
(Козырева С.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 2)Чтобы повысить собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги, управляющие организации прибегают ко многим средствам: печатают квитанции должников на цветной бумаге, вывешивают списки на всеобщее обозрение, отключают коммунальные услуги, передают долги коллекторам или самостоятельно обращаются с исками в суд. Один из способов, который может стимулировать население оплачивать счета, - розыгрыш призов среди добросовестных плательщиков. Бухгалтера, естественно, интересуют учет хозяйственных операций и возникающие налоговые обязательства.
Статья: Инфраструктура безопасности на финансовом рынке: накопленный опыт и дальнейшее развитие
(Алексеева Д.Г.)
("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2009, N 5)Большую часть просроченной задолженности, переданной на взыскание коллекторам, составляют банковские кредиты. Чаще всего коллекторы перекупают задолженность заемщика у кредитной организации, а юридически - переуступают право денежного требования по ссудам. В остальных случаях взаимодействия коллекторов с банками у последних могут возникнуть "прямые убытки, которые невозможно покрыть из резервов, поскольку для этого нужно получить официальные документы от службы судебных приставов о том, что взыскание долга не представляется возможным. А актом переуступки прав требования коллектору банк фактически подтверждает возможность взыскания долга. В результате списать эти убытки за счет резервов банк не может" <2>.
(Алексеева Д.Г.)
("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2009, N 5)Большую часть просроченной задолженности, переданной на взыскание коллекторам, составляют банковские кредиты. Чаще всего коллекторы перекупают задолженность заемщика у кредитной организации, а юридически - переуступают право денежного требования по ссудам. В остальных случаях взаимодействия коллекторов с банками у последних могут возникнуть "прямые убытки, которые невозможно покрыть из резервов, поскольку для этого нужно получить официальные документы от службы судебных приставов о том, что взыскание долга не представляется возможным. А актом переуступки прав требования коллектору банк фактически подтверждает возможность взыскания долга. В результате списать эти убытки за счет резервов банк не может" <2>.
Статья: Если долги не возвращены: идти в суд или отказаться от взыскания долга - что менее затратно?
(Минская И., Голант Т.)
("Финансовая газета", 2010, N 34)Затраты на погашение долга будут варьироваться в зависимости от набора процедур, применяемых в ходе взыскания, а также от того, кто будет его осуществлять: непосредственно компания-кредитор своими силами или же специально привлекаемое для этой цели коллекторское агентство. Отметим, что услуги коллекторских агентств недешевы, однако их деятельность по взысканию задолженности достаточно эффективна и во многих случаях обращение к их услугам оправдывает себя. Являясь профессионалами в этой сфере, именно коллекторы владеют необходимой методологией и технологией взыскания, что дает желаемый результат. Если говорить о портфелях безнадежных долгов, то практика идет по пути их продажи коллекторам по цене 2 - 10% от номинальной стоимости. Если речь идет о банковских долгах или долгах в сфере ЖКХ, где заемщиками являются физические лица, с должниками ведется работа по погашению задолженности путем переговоров (телефонных, а затем во время личной беседы). В случаях когда должник - юридическое лицо, единой концепции нет, и, учитывая отсутствие возможности более или менее определенного прогнозирования исхода таких дел, коллекторы предпочитают работать по агентской схеме.
(Минская И., Голант Т.)
("Финансовая газета", 2010, N 34)Затраты на погашение долга будут варьироваться в зависимости от набора процедур, применяемых в ходе взыскания, а также от того, кто будет его осуществлять: непосредственно компания-кредитор своими силами или же специально привлекаемое для этой цели коллекторское агентство. Отметим, что услуги коллекторских агентств недешевы, однако их деятельность по взысканию задолженности достаточно эффективна и во многих случаях обращение к их услугам оправдывает себя. Являясь профессионалами в этой сфере, именно коллекторы владеют необходимой методологией и технологией взыскания, что дает желаемый результат. Если говорить о портфелях безнадежных долгов, то практика идет по пути их продажи коллекторам по цене 2 - 10% от номинальной стоимости. Если речь идет о банковских долгах или долгах в сфере ЖКХ, где заемщиками являются физические лица, с должниками ведется работа по погашению задолженности путем переговоров (телефонных, а затем во время личной беседы). В случаях когда должник - юридическое лицо, единой концепции нет, и, учитывая отсутствие возможности более или менее определенного прогнозирования исхода таких дел, коллекторы предпочитают работать по агентской схеме.
Статья: Проблемы взыскания задолженности по ЖКХ
(Хлебников П.)
("Жилищное право", 2019, N 9)4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ по-прежнему не так многочисленны, но уже отражены в судебной практике (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г. N 08АП-4820/12, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г. N 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу N 33-787/2011). Вместе с тем ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан задолженности по услугам ЖКХ следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ. Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства. Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (Постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г. N Ф02-1504/12 по делу N А58-3443/2011).
(Хлебников П.)
("Жилищное право", 2019, N 9)4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ по-прежнему не так многочисленны, но уже отражены в судебной практике (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г. N 08АП-4820/12, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г. N 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу N 33-787/2011). Вместе с тем ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан задолженности по услугам ЖКХ следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ. Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства. Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (Постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г. N Ф02-1504/12 по делу N А58-3443/2011).
Статья: Работа с просроченной кредиторской (дебиторской) задолженностью
(Булаев С.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 4)Как догадался читатель, речь идет о так называемых коллекторских агентствах. К ним в последнее время иногда обращаются кредитные организации, операторы связи, организации жилищно-коммунального хозяйства. Сотрудничать с коллекторами АУ, в принципе, может, но не факт, что плодотворно. Дело даже не в комиссии, а в том, что коллекторам для взыскания долга нужна информация о неплательщике (должнике), в том числе сведения, относящиеся к персональным данным. Такую информацию АУ вправе передавать третьим лицам с согласия клиента, в противном случае это нарушение норм Закона о персональных данных <1>, на что указано в Постановлении ФАС ПО от 28.04.2012 N А06-3953/2011. В конце концов коллекторы - это не судебные приставы, которые с недавних пор в целях исполнения судебного решения могут запрашивать различную информацию, в том числе персональные данные. Пока не принят закон о коллекторской деятельности, можно утверждать, что такая деятельность фактически вне закона. Следовательно, АУ должно руководствоваться нормами гражданского законодательства, согласно которому вопрос с долгами решает в первую очередь первоначальный кредитор, а не нанятые им посредники.
(Булаев С.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 4)Как догадался читатель, речь идет о так называемых коллекторских агентствах. К ним в последнее время иногда обращаются кредитные организации, операторы связи, организации жилищно-коммунального хозяйства. Сотрудничать с коллекторами АУ, в принципе, может, но не факт, что плодотворно. Дело даже не в комиссии, а в том, что коллекторам для взыскания долга нужна информация о неплательщике (должнике), в том числе сведения, относящиеся к персональным данным. Такую информацию АУ вправе передавать третьим лицам с согласия клиента, в противном случае это нарушение норм Закона о персональных данных <1>, на что указано в Постановлении ФАС ПО от 28.04.2012 N А06-3953/2011. В конце концов коллекторы - это не судебные приставы, которые с недавних пор в целях исполнения судебного решения могут запрашивать различную информацию, в том числе персональные данные. Пока не принят закон о коллекторской деятельности, можно утверждать, что такая деятельность фактически вне закона. Следовательно, АУ должно руководствоваться нормами гражданского законодательства, согласно которому вопрос с долгами решает в первую очередь первоначальный кредитор, а не нанятые им посредники.
Статья: Взыскание просроченной задолженности как регулируемая отрасль. Особенности и аспекты законодательного регулирования в ряде европейских стран, Северной Америке и Австралии
(Дмитраков А.А., Комиссаров И.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2018, N 4)Система регуляторов также носит комплексный характер. Прямым регулятором и лицензиатом с 1 апреля 2013 г. выступает Управление по финансовому регулированию и контролю (Financial Conduct Authority), сменив многолетнего регулятора - Офис генерального директора по вопросам справедливой торговли (Office of Director-General of Fair Trading - OFT). Особенностью британской практики является то, что специальное разрешение на сбор задолженности требуется только для долгов на основе кредитного соглашения и только в рамках агентской схемы. Таким образом, сбор иных видов задолженности (к примеру, за услуги ЖКХ) не лицензируется. Практика коллекторских агентств регулируется "Руководством по взысканию долгов" (FCA Debt Collection Guidance), где описаны общие принципы взаимодействия с должником.
(Дмитраков А.А., Комиссаров И.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2018, N 4)Система регуляторов также носит комплексный характер. Прямым регулятором и лицензиатом с 1 апреля 2013 г. выступает Управление по финансовому регулированию и контролю (Financial Conduct Authority), сменив многолетнего регулятора - Офис генерального директора по вопросам справедливой торговли (Office of Director-General of Fair Trading - OFT). Особенностью британской практики является то, что специальное разрешение на сбор задолженности требуется только для долгов на основе кредитного соглашения и только в рамках агентской схемы. Таким образом, сбор иных видов задолженности (к примеру, за услуги ЖКХ) не лицензируется. Практика коллекторских агентств регулируется "Руководством по взысканию долгов" (FCA Debt Collection Guidance), где описаны общие принципы взаимодействия с должником.
Статья: Нюансы сотрудничества с коллекторскими агентствами
(Петров В.А.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6)"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6
(Петров В.А.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6)"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6