Взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств
Подборка наиболее важных документов по запросу Взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Увеличение уставного капитала ООО за счет дополнительных вкладов участников
(КонсультантПлюс, 2025)Необходимость увеличения уставного капитала была мотивирована двумя обстоятельствами, а именно: необходимостью внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств... в связи с тяжелым материальным положением Общества, а также необходимостью увеличения уровня гарантии интересов кредиторов и получения банковских гарантий.
(КонсультантПлюс, 2025)Необходимость увеличения уставного капитала была мотивирована двумя обстоятельствами, а именно: необходимостью внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств... в связи с тяжелым материальным положением Общества, а также необходимостью увеличения уровня гарантии интересов кредиторов и получения банковских гарантий.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Заявка на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...как обоснованно отмечено апелляционным судом, отсутствие компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств соответствующего уровня у участника в момент подачи заявок и их рассмотрения не имеет принципиального значения, поскольку в соответствии с положениями статьи 55.16 ГрК РФ размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае необходимости может быть увеличен до заключения контракта, что и было сделано в рассматриваемом случае победителем конкурса.
(КонсультантПлюс, 2025)...как обоснованно отмечено апелляционным судом, отсутствие компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств соответствующего уровня у участника в момент подачи заявок и их рассмотрения не имеет принципиального значения, поскольку в соответствии с положениями статьи 55.16 ГрК РФ размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае необходимости может быть увеличен до заключения контракта, что и было сделано в рассматриваемом случае победителем конкурса.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. При рассмотрении заявок участников закупки на выполнение строительных работ комиссия по осуществлению закупок должна руководствоваться сведениями о размере взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, размещенными в реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, поскольку иные действия выходят за рамки полномочий комиссии по осуществлению закупок.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. При рассмотрении заявок участников закупки на выполнение строительных работ комиссия по осуществлению закупок должна руководствоваться сведениями о размере взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, размещенными в реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, поскольку иные действия выходят за рамки полномочий комиссии по осуществлению закупок.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (сентябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Комиссия по осуществлению закупок не может подменять собой полномочия саморегулируемой организации в части контроля за уровнем ответственности участника закупки, исходя из которого таким участником на правах члена саморегулируемой организации внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Комиссия по осуществлению закупок не может подменять собой полномочия саморегулируемой организации в части контроля за уровнем ответственности участника закупки, исходя из которого таким участником на правах члена саморегулируемой организации внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) снижения не более чем в два раза в процессе деятельности саморегулируемой организации минимального количества членов саморегулируемой организации, выразивших намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров и уплативших взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, если такое снижение не привело к уменьшению размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, первоначально сформированного такими членами саморегулируемой организации с учетом их фактического уровня ответственности по обязательствам.
(ред. от 31.07.2025)2) снижения не более чем в два раза в процессе деятельности саморегулируемой организации минимального количества членов саморегулируемой организации, выразивших намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров и уплативших взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, если такое снижение не привело к уменьшению размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, первоначально сформированного такими членами саморегулируемой организации с учетом их фактического уровня ответственности по обязательствам.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"11.1. Некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, при наличии заявления члена такой некоммерческой организации о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным, обязана использовать доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 4 июля 2016 года, и размещенные на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в качестве взноса (части взноса) члена такой некоммерческой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств пропорционально размеру ранее внесенного им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"11.1. Некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, при наличии заявления члена такой некоммерческой организации о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным, обязана использовать доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 4 июля 2016 года, и размещенные на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в качестве взноса (части взноса) члена такой некоммерческой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств пропорционально размеру ранее внесенного им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5, 6. В соответствии с положениями ч. 5 комментируемой статьи член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного ч. 11 или 13 ст. 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5, 6. В соответствии с положениями ч. 5 комментируемой статьи член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного ч. 11 или 13 ст. 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
Готовое решение: В каком порядке провести закупку услуг по проведению строительного контроля в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Уровень ответственности члена СРО устанавливается исходя из размера обязательств по контракту на строительство, реконструкцию, капремонта объекта капстроительства, по которому планируется осуществление такого строительного контроля. Уровень ответственности членов СРО зависит от размера взносов в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств. Минимальные размеры взносов в указанные фонды установлены ч. 12 и 13 ст. 55.16 ГрК РФ (см., например, Решение ФАС России от 25.10.2023 по делу N 28/06/105-2414/2023). Например, если размер обязательств по контракту на строительство объекта капстроительства, по которому планируется осуществление строительного контроля, составляет 650 000 000,00 руб., уровень ответственности члена СРО по компенсационным фондам должен быть не ниже третьего уровня ответственности.
(КонсультантПлюс, 2025)Уровень ответственности члена СРО устанавливается исходя из размера обязательств по контракту на строительство, реконструкцию, капремонта объекта капстроительства, по которому планируется осуществление такого строительного контроля. Уровень ответственности членов СРО зависит от размера взносов в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств. Минимальные размеры взносов в указанные фонды установлены ч. 12 и 13 ст. 55.16 ГрК РФ (см., например, Решение ФАС России от 25.10.2023 по делу N 28/06/105-2414/2023). Например, если размер обязательств по контракту на строительство объекта капстроительства, по которому планируется осуществление строительного контроля, составляет 650 000 000,00 руб., уровень ответственности члена СРО по компенсационным фондам должен быть не ниже третьего уровня ответственности.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (март 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)5. Требования закупочной документации о подтверждении внесения достаточного размера взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств помимо действующей выписки из реестра СРО противоречит Закону о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)5. Требования закупочной документации о подтверждении внесения достаточного размера взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств помимо действующей выписки из реестра СРО противоречит Закону о закупках.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)КФ ВВ является своего рода "базовым" фондом, взносы в который вносятся каждым членом СРО по умолчанию (в ч. 3 ст. 55.16 ГрК РФ есть даже специальная оговорка о недопустимости освобождения члена СРО от обязанности внести взнос в КФ ВВ, в т.ч. за счет его требований к СРО). В свою очередь, КФ ОДО является "дополнительным" фондом, наличие взноса в который является необходимым условием для того, чтобы член соответствующей СРО имел возможность принимать участие в конкурентных процедурах (и в той же ч. 3 ст. 55.16 ГрК РФ сказано, что член СРО, подавший заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, не может быть освобожден от обязанности внести взнос в КФ ОДО).
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)КФ ВВ является своего рода "базовым" фондом, взносы в который вносятся каждым членом СРО по умолчанию (в ч. 3 ст. 55.16 ГрК РФ есть даже специальная оговорка о недопустимости освобождения члена СРО от обязанности внести взнос в КФ ВВ, в т.ч. за счет его требований к СРО). В свою очередь, КФ ОДО является "дополнительным" фондом, наличие взноса в который является необходимым условием для того, чтобы член соответствующей СРО имел возможность принимать участие в конкурентных процедурах (и в той же ч. 3 ст. 55.16 ГрК РФ сказано, что член СРО, подавший заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, не может быть освобожден от обязанности внести взнос в КФ ОДО).
Готовое решение: В каком порядке провести закупку работ по разработке проектной документации в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)совокупный размер обязательств по договорам на подготовку проектной документации не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 11 ст. 55.16 ГрК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)совокупный размер обязательств по договорам на подготовку проектной документации не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 11 ст. 55.16 ГрК РФ.
Готовое решение: В каком порядке провести закупку работ по капитальному ремонту объекта капстроительства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Установите требование, согласно которому уровень ответственности члена СРО должен быть не меньше предложения участника закупки о цене контракта. Этот уровень зависит от размера взносов в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств, предусмотренных ч. 12, 13 ст. 55.16 ГрК РФ (п. 3 Письма ФАС России от 11.07.2023 N МШ/54828/23). Отсутствие такого требования в документации ФАС России признает нарушением (см. Решение от 28.03.2019 по делу N 19/44/105/767). Полагаем, что это Решение применимо и при проведении электронного конкурса.
(КонсультантПлюс, 2025)Установите требование, согласно которому уровень ответственности члена СРО должен быть не меньше предложения участника закупки о цене контракта. Этот уровень зависит от размера взносов в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств, предусмотренных ч. 12, 13 ст. 55.16 ГрК РФ (п. 3 Письма ФАС России от 11.07.2023 N МШ/54828/23). Отсутствие такого требования в документации ФАС России признает нарушением (см. Решение от 28.03.2019 по делу N 19/44/105/767). Полагаем, что это Решение применимо и при проведении электронного конкурса.
Готовое решение: Как провести открытую конкурентную закупку строительных работ по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При установлении требования о членстве в СРО предусмотрите также требование об уплате участником взносов в компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств и возмещения вреда в соответствии с ч. 12 - 13 ст. 55.16 ГрК РФ. Уровень ответственности участника в соответствующем фонде должен быть не меньше его предложения о цене контракта (п. 3 Письма ФАС России от 11.07.2023 N МШ/54828/23).
(КонсультантПлюс, 2025)При установлении требования о членстве в СРО предусмотрите также требование об уплате участником взносов в компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств и возмещения вреда в соответствии с ч. 12 - 13 ст. 55.16 ГрК РФ. Уровень ответственности участника в соответствующем фонде должен быть не меньше его предложения о цене контракта (п. 3 Письма ФАС России от 11.07.2023 N МШ/54828/23).
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке строительных работ по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)иметь достаточные для заключения договора уровни ответственности, то есть внести необходимые взносы в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств, сформированные СРО.
(КонсультантПлюс, 2025)иметь достаточные для заключения договора уровни ответственности, то есть внести необходимые взносы в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств, сформированные СРО.