Высший орган управления некоммерческой организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Высший орган управления некоммерческой организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О разъяснении порядка заочного голосования высшим органом управления некоммерческой организации.
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Статья: Компетенция органов управления автономной некоммерческой организации в период добровольной ликвидации
(Алексеев С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)<26> Вопросы исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации установлены пунктом 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ.
(Алексеев С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)<26> Вопросы исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации установлены пунктом 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией
Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"Статья 8. Высший орган управления некоммерческой организации - собственника целевого капитала
(ред. от 25.10.2024)
"О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"Статья 8. Высший орган управления некоммерческой организации - собственника целевого капитала
Статья: Органы управления юридического лица
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) высшим органом управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) высшим органом управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Надо отметить, что законодательство определяет безвозмездный характер деятельности членов высших коллегиальных органов управления некоммерческих организаций - автономных учреждений и автономных некоммерческих учреждений, предоставляя только возможность компенсации понесенных ими в связи с осуществлением деятельности в таких органах расходов <34>. Соответственно, в случае избрания (назначения) бывших госслужащих в органы управления юридических лиц риски коррупционных проявлений представляются минимальными, хотя их также не стоит игнорировать.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Надо отметить, что законодательство определяет безвозмездный характер деятельности членов высших коллегиальных органов управления некоммерческих организаций - автономных учреждений и автономных некоммерческих учреждений, предоставляя только возможность компенсации понесенных ими в связи с осуществлением деятельности в таких органах расходов <34>. Соответственно, в случае избрания (назначения) бывших госслужащих в органы управления юридических лиц риски коррупционных проявлений представляются минимальными, хотя их также не стоит игнорировать.
Статья: Квалифицированное большинство: интерпретация содержания
(Малый А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)В других федеральных законах только обозначена необходимость использовать квалифицированное большинство при голосовании по принятию наиболее важных решений без уточнения нормативов такого голосования. Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 14.04.2023) предусмотрено следующее: "Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов" (абз. 2 ч. 4 ст. 29) <7>.
(Малый А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)В других федеральных законах только обозначена необходимость использовать квалифицированное большинство при голосовании по принятию наиболее важных решений без уточнения нормативов такого голосования. Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 14.04.2023) предусмотрено следующее: "Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов" (абз. 2 ч. 4 ст. 29) <7>.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)- российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями и (или) гражданами РФ и решения которой иностранное лицо не имеет возможности определять в силу особенностей отношений между таким иностранным лицом и российской некоммерческой организацией;
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)- российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями и (или) гражданами РФ и решения которой иностранное лицо не имеет возможности определять в силу особенностей отношений между таким иностранным лицом и российской некоммерческой организацией;
Статья: Нотариальные палаты: особенности корпоративного управления
(Сойфер Т.В., Аюшеева И.З.)
("Гражданское право", 2025, N 1)Вместе с тем нотариальные палаты, особым образом контролирующие и обеспечивающие эффективную деятельность сообщества частного нотариата (ст. 24 - 32 Основ), признаются некоммерческими юридическими лицами корпоративного типа, что может означать подчинение их внутреннего устройства и системы управления общим гражданско-правовым положениям, рассчитанным на правосубъектные организации подобного рода (в частности, предусмотренным ст. 65.3 ГК РФ правилам об управлении в корпорации; установленным в ст. 29, 30 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <4> положениям о высшем и исполнительном органах управления некоммерческой организации и т.д.).
(Сойфер Т.В., Аюшеева И.З.)
("Гражданское право", 2025, N 1)Вместе с тем нотариальные палаты, особым образом контролирующие и обеспечивающие эффективную деятельность сообщества частного нотариата (ст. 24 - 32 Основ), признаются некоммерческими юридическими лицами корпоративного типа, что может означать подчинение их внутреннего устройства и системы управления общим гражданско-правовым положениям, рассчитанным на правосубъектные организации подобного рода (в частности, предусмотренным ст. 65.3 ГК РФ правилам об управлении в корпорации; установленным в ст. 29, 30 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <4> положениям о высшем и исполнительном органах управления некоммерческой организации и т.д.).
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Общее собрание членов (ОСЧ) и правление товарищества представляют собой органы управления юридического лица - ТСЖ, являющегося некоммерческой организацией (ст. 144 ЖК РФ). ОСЧ - это высший орган управления ТСЖ, правление - коллегиальный исполнительный орган. Председатель правления ТСЖ - единоличный исполнительный орган. Правление ТСЖ вместе с председателем - постоянно действующие органы.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Общее собрание членов (ОСЧ) и правление товарищества представляют собой органы управления юридического лица - ТСЖ, являющегося некоммерческой организацией (ст. 144 ЖК РФ). ОСЧ - это высший орган управления ТСЖ, правление - коллегиальный исполнительный орган. Председатель правления ТСЖ - единоличный исполнительный орган. Правление ТСЖ вместе с председателем - постоянно действующие органы.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и (или) гражданами Российской Федерации и решения которой иностранное лицо не имеет возможности определять в силу особенностей отношений между таким иностранным лицом и российской некоммерческой организацией (далее - российская некоммерческая организация без преобладающего иностранного участия);
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и (или) гражданами Российской Федерации и решения которой иностранное лицо не имеет возможности определять в силу особенностей отношений между таким иностранным лицом и российской некоммерческой организацией (далее - российская некоммерческая организация без преобладающего иностранного участия);
"Двадцать пять лет российскому акционерному закону: проблемы, задачи, перспективы развития"
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)Подобная позиция также отражается и в отношении проведения общих собраний в очной форме в виде видеоконференций саморегулируемыми организациями, которые ориентируются в своей деятельности на правила, установленные для них Национальным объединением строителей (Нострой). В п. 4.4 Методических рекомендаций "О порядке предоставления займов членам саморегулируемой организации и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам" <1> указано, что использование информационно-телекоммуникационных технологий для проведения очной формы собрания, позволяющих обеспечить участие членов организации в проведении собрания высшего органа управления некоммерческой организации, возможно при условии обеспечения соблюдения всех квалифицирующих признаков и правил проведения данной формы собрания, в том числе возможности определения волеизъявления лиц, участвующих удаленно, а также ведения подсчета голосов (п. 3 и 4 ст. 181.2 ГК РФ) <2>.
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)Подобная позиция также отражается и в отношении проведения общих собраний в очной форме в виде видеоконференций саморегулируемыми организациями, которые ориентируются в своей деятельности на правила, установленные для них Национальным объединением строителей (Нострой). В п. 4.4 Методических рекомендаций "О порядке предоставления займов членам саморегулируемой организации и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам" <1> указано, что использование информационно-телекоммуникационных технологий для проведения очной формы собрания, позволяющих обеспечить участие членов организации в проведении собрания высшего органа управления некоммерческой организации, возможно при условии обеспечения соблюдения всех квалифицирующих признаков и правил проведения данной формы собрания, в том числе возможности определения волеизъявления лиц, участвующих удаленно, а также ведения подсчета голосов (п. 3 и 4 ст. 181.2 ГК РФ) <2>.
Статья: Территориальное общественное самоуправление
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- высшего органа управления ТОС, если в повестку дня включены вопросы, отнесенные действующим законодательством к компетенции высшего органа управления некоммерческой организации (определение правомочности собрания и конференции определяется с учетом п. 4 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", возможности созыва конференции - с учетом п. 1 ст. 65.3 ГК РФ) (разд. 6 Обзора применения законодательства Российской Федерации при решении проблемных вопросов в сфере государственной регистрации и осуществления контроля за деятельностью общественных объединений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, направленного Письмом Минюста России от 27.07.2018 N 11-99821/18).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- высшего органа управления ТОС, если в повестку дня включены вопросы, отнесенные действующим законодательством к компетенции высшего органа управления некоммерческой организации (определение правомочности собрания и конференции определяется с учетом п. 4 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", возможности созыва конференции - с учетом п. 1 ст. 65.3 ГК РФ) (разд. 6 Обзора применения законодательства Российской Федерации при решении проблемных вопросов в сфере государственной регистрации и осуществления контроля за деятельностью общественных объединений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, направленного Письмом Минюста России от 27.07.2018 N 11-99821/18).