Выселение с предоставлением жилого помещения
Подборка наиболее важных документов по запросу Выселение с предоставлением жилого помещения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с социальным наймом жилых помещений: Наймодатель или Уполномоченный орган хочет выселить Нанимателя или членов его семьи из жилого помещения в связи с использованием помещения не по назначению и/или нарушением прав соседей
(КонсультантПлюс, 2025)О выселении без предоставления другого жилого помещения
(КонсультантПлюс, 2025)О выселении без предоставления другого жилого помещения
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с социальным наймом жилых помещений: Наймодатель хочет расторгнуть договор социального найма и выселить из жилого помещения Нанимателя и/или членов его семьи в связи с неоплатой жилого помещения и коммунальных услуг более шести месяцев подряд
(КонсультантПлюс, 2025)О выселении с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма
(КонсультантПлюс, 2025)О выселении с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каких случаях могут выселить из жилого помещения с предоставлением другого жилья по договору социального найма?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Основания для выселения с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Основания для выселения с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 9 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)вопросы выселения (предоставление выселяемым лицам
(подготовлен Верховным Судом РФ)вопросы выселения (предоставление выселяемым лицам
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Комитет принимает к сведению утверждение автора о том, что национальное законодательство запрещает выселение без предоставления альтернативного жилья. Комитет отмечает, что решение Якутского городского суда от 27 июля 2007 г. содержит аналогичное толкование в отношении запрещения выселения без предоставления альтернативного жилья. Кроме того, Комитет отмечает, что автор не был вызван на судебные слушания по вопросу о его выселении, что он даже не находился дома во время самого выселения и что его ходатайства о предоставлении компенсации за утерю имущества были отклонены. Кроме того, так и не было представлено опровержения относительно утверждений автора о том, что его имущество было передано частному лицу и в конечном итоге утеряно и что ему так и не была выплачена компенсация, хотя он и получил от властей денежную компенсацию взамен предоставления жилья. Принимая во внимание также тот факт, что выселение автора было произведено без предоставления ему другого жилья и в нарушение национального законодательства и решения Суда от 27 июля 2007 г., Комитет считает, что в данных конкретных обстоятельствах вмешательство государства-участника в осуществление права автора на неприкосновенность жилища носило произвольный и незаконный характер и представляло собой нарушение пункта 1 статьи 17 Пакта (пункт 9.4 Соображений).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Комитет принимает к сведению утверждение автора о том, что национальное законодательство запрещает выселение без предоставления альтернативного жилья. Комитет отмечает, что решение Якутского городского суда от 27 июля 2007 г. содержит аналогичное толкование в отношении запрещения выселения без предоставления альтернативного жилья. Кроме того, Комитет отмечает, что автор не был вызван на судебные слушания по вопросу о его выселении, что он даже не находился дома во время самого выселения и что его ходатайства о предоставлении компенсации за утерю имущества были отклонены. Кроме того, так и не было представлено опровержения относительно утверждений автора о том, что его имущество было передано частному лицу и в конечном итоге утеряно и что ему так и не была выплачена компенсация, хотя он и получил от властей денежную компенсацию взамен предоставления жилья. Принимая во внимание также тот факт, что выселение автора было произведено без предоставления ему другого жилья и в нарушение национального законодательства и решения Суда от 27 июля 2007 г., Комитет считает, что в данных конкретных обстоятельствах вмешательство государства-участника в осуществление права автора на неприкосновенность жилища носило произвольный и незаконный характер и представляло собой нарушение пункта 1 статьи 17 Пакта (пункт 9.4 Соображений).
Ситуация: Каковы права и обязанности сторон договора социального найма жилого помещения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)переселиться с членами семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции дома (когда ремонт или реконструкция не могут быть произведены без выселения нанимателя) в предоставляемое наймодателем жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)переселиться с членами семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции дома (когда ремонт или реконструкция не могут быть произведены без выселения нанимателя) в предоставляемое наймодателем жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям;
Статья: Служебное жилье участковым уполномоченным полиции из муниципального жилищного фонда: проблемы правового регулирования
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)В то же время рассмотренная правоприменительная практика приводит к выселению без предоставления другого жилого помещения лиц, длительное время занятых на государственной службе, которым законом обещаны гарантии по предоставлению жилья, что нельзя признать справедливым и обоснованным. Этим лицам специальным законодательством обещана гарантия жилищной обеспеченности через определенный период службы, в настоящее время, как правило, в виде получения денежной выплаты целевого назначения на приобретение жилья, получение которой затягивается на неопределенный срок. Одной правоприменительной практикой проблему не разрешить, тут необходимы законодательные решения. Полагаем, никаких дополнительных обязанностей на муниципальные власти возлагаться не должно, поскольку правомочие по предоставлению служебных жилых помещений государственным, а не муниципальным служащим не относится к неотъемлемым вопросам местного значения. Это, по сути, государственные полномочия, поэтому они должны реализоваться за счет федерального бюджета. Выселяемый бывший участковый уполномоченный полиции и его семья должны приобретать право на внеочередное или первоочередное предоставление ему жилья, или социальной выплаты, или компенсацию жилищного найма по рассчитываемым затратам, приближенным к реальности, за счет бюджета своего ведомства. При этом следует обратить внимание, что, если бы даже судебная система относила участковых уполномоченных, прослуживших длительное время и состоящих на очереди, к лицам, которым при выселении надо предоставлять другое жилье применительно к ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, они бы все равно подлежали выселению. Предоставляемое жилье с учетом положений ч. 3 ст. 103 ЖК РФ их бы явно не устроило. Поскольку такое жилье должно соответствовать только минимальным требованиям пригодности. Жесткие требования к освобождению муниципального жилья вполне справедливы, но они должны быть скоординированы с провозглашенными федеральным законодательством жилищными льготами для сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время такой координации нет, что говорит о необходимости внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство без дополнительной нагрузки на многострадальных муниципалов.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)В то же время рассмотренная правоприменительная практика приводит к выселению без предоставления другого жилого помещения лиц, длительное время занятых на государственной службе, которым законом обещаны гарантии по предоставлению жилья, что нельзя признать справедливым и обоснованным. Этим лицам специальным законодательством обещана гарантия жилищной обеспеченности через определенный период службы, в настоящее время, как правило, в виде получения денежной выплаты целевого назначения на приобретение жилья, получение которой затягивается на неопределенный срок. Одной правоприменительной практикой проблему не разрешить, тут необходимы законодательные решения. Полагаем, никаких дополнительных обязанностей на муниципальные власти возлагаться не должно, поскольку правомочие по предоставлению служебных жилых помещений государственным, а не муниципальным служащим не относится к неотъемлемым вопросам местного значения. Это, по сути, государственные полномочия, поэтому они должны реализоваться за счет федерального бюджета. Выселяемый бывший участковый уполномоченный полиции и его семья должны приобретать право на внеочередное или первоочередное предоставление ему жилья, или социальной выплаты, или компенсацию жилищного найма по рассчитываемым затратам, приближенным к реальности, за счет бюджета своего ведомства. При этом следует обратить внимание, что, если бы даже судебная система относила участковых уполномоченных, прослуживших длительное время и состоящих на очереди, к лицам, которым при выселении надо предоставлять другое жилье применительно к ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, они бы все равно подлежали выселению. Предоставляемое жилье с учетом положений ч. 3 ст. 103 ЖК РФ их бы явно не устроило. Поскольку такое жилье должно соответствовать только минимальным требованиям пригодности. Жесткие требования к освобождению муниципального жилья вполне справедливы, но они должны быть скоординированы с провозглашенными федеральным законодательством жилищными льготами для сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время такой координации нет, что говорит о необходимости внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство без дополнительной нагрузки на многострадальных муниципалов.
Ситуация: Как выселить несовершеннолетнего из жилого помещения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в случае расторжения или прекращения договора найма жилого помещения, в том числе договора найма служебного жилого помещения, расторжения договора безвозмездного пользования жилым помещением и т.д. При этом в некоторых случаях гражданин не может быть выселен из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения (в частности, по договору найма специализированного жилого помещения или договору социального найма) (ст. 688, п. 1 ст. 689, ст. ст. 698, 701 ГК РФ; ст. ст. 84, 85, 101 - 103 ЖК РФ; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.10.2021 N 64-КГ21-9-К9);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в случае расторжения или прекращения договора найма жилого помещения, в том числе договора найма служебного жилого помещения, расторжения договора безвозмездного пользования жилым помещением и т.д. При этом в некоторых случаях гражданин не может быть выселен из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения (в частности, по договору найма специализированного жилого помещения или договору социального найма) (ст. 688, п. 1 ст. 689, ст. ст. 698, 701 ГК РФ; ст. ст. 84, 85, 101 - 103 ЖК РФ; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.10.2021 N 64-КГ21-9-К9);
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)7.1.4. Дела о выселении с предоставлением
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)7.1.4. Дела о выселении с предоставлением
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В данном Определении также указано следующее: приняв во внимание интересы обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также связанный с ними особый статус субъекта соответствующих отношений, КС России в Определении от 15 мая 2007 г. N 379-О-П <381> указал, что само по себе закрепление выходящих за рамки общеустановленного правового регулирования правил приватизации имущества организаций федерального железнодорожного транспорта, в том числе отдельных объектов коммунально-бытового назначения, не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права, в том числе потому, что в процессе приватизации в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" как стратегического акционерного общества необходимо было внести такой комплекс имущества, который со всей полнотой обеспечивал бы осуществление технологического цикла организации перевозочного процесса и не позволил бы привести к росту издержек отрасли, к ухудшению социальной защищенности работников железнодорожного транспорта, в частности к лишению предприятий железнодорожной отрасли возможности предоставлять своим сотрудникам жилье на время работы; при этом КС России пришел к выводу, что проживающие в таких помещениях граждане не могут быть признаны ограниченными в закрепленном статьей 40 Конституции РФ праве на жилище по сравнению с другими лицами: в силу ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В данном Определении также указано следующее: приняв во внимание интересы обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также связанный с ними особый статус субъекта соответствующих отношений, КС России в Определении от 15 мая 2007 г. N 379-О-П <381> указал, что само по себе закрепление выходящих за рамки общеустановленного правового регулирования правил приватизации имущества организаций федерального железнодорожного транспорта, в том числе отдельных объектов коммунально-бытового назначения, не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права, в том числе потому, что в процессе приватизации в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" как стратегического акционерного общества необходимо было внести такой комплекс имущества, который со всей полнотой обеспечивал бы осуществление технологического цикла организации перевозочного процесса и не позволил бы привести к росту издержек отрасли, к ухудшению социальной защищенности работников железнодорожного транспорта, в частности к лишению предприятий железнодорожной отрасли возможности предоставлять своим сотрудникам жилье на время работы; при этом КС России пришел к выводу, что проживающие в таких помещениях граждане не могут быть признаны ограниченными в закрепленном статьей 40 Конституции РФ праве на жилище по сравнению с другими лицами: в силу ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 84. Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 84. Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма
Статья: Выселение из общежитий и служебных жилых помещений: некоторые аспекты соблюдения баланса интересов сторон договора найма
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)В-третьих, законодатель не упоминает ситуации, в которых работник, оставаясь сотрудником организации-наймодателя, переводится на другую должность. Например, Е.Ф. Оглио полагает, что в подобных ситуациях трудовой договор не прекращается и, соответственно, право пользования служебным жильем сохраняется <3>. Полагаем, что в подобных случаях следует говорить о расторжении договора найма служебного жилья или помещения в общежитии в связи с изменением трудового договора и, соответственно, условий труда. Если локальными актами организации-работодателя предусмотрена возможность обеспечения жильем граждан, занимающих такие должности, то необходимо заключение нового договора найма с новыми условиями. Если же новая должность бывшего нанимателя не предполагает обеспечения его жильем, то речь идет о выселении без предоставления иного жилого помещения в связи с прекращением прежних трудовых или служебных отношений.
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)В-третьих, законодатель не упоминает ситуации, в которых работник, оставаясь сотрудником организации-наймодателя, переводится на другую должность. Например, Е.Ф. Оглио полагает, что в подобных ситуациях трудовой договор не прекращается и, соответственно, право пользования служебным жильем сохраняется <3>. Полагаем, что в подобных случаях следует говорить о расторжении договора найма служебного жилья или помещения в общежитии в связи с изменением трудового договора и, соответственно, условий труда. Если локальными актами организации-работодателя предусмотрена возможность обеспечения жильем граждан, занимающих такие должности, то необходимо заключение нового договора найма с новыми условиями. Если же новая должность бывшего нанимателя не предполагает обеспечения его жильем, то речь идет о выселении без предоставления иного жилого помещения в связи с прекращением прежних трудовых или служебных отношений.