Выплаты социальным работникам в связи с коронавирусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Выплаты социальным работникам в связи с коронавирусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 60.1 "Работа по совместительству" Трудового кодекса РФМежду тем судами не учтено, что выявленные нарушения трудового законодательства, указанные в акте проверки, при условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции и увеличения нагрузки на медицинский персонал, находившийся в контакте с больными, не могут являться основанием для лишения таких работников специальных социальных выплат, связанных с непосредственным выполнением работы в условиях вынужденного контакта с больными."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)освобождены от НДФЛ стимулирующие выплаты за особо важные работы, за особые условия труда и допнагрузку в отношении лиц, участвующих в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения коронавируса. Налог не нужно уплачивать в том числе со стимулирующих выплат сотрудникам, которые оказывают медпомощь и социальные услуги больным коронавирусом и лицам из групп риска заражения.
(КонсультантПлюс, 2025)освобождены от НДФЛ стимулирующие выплаты за особо важные работы, за особые условия труда и допнагрузку в отношении лиц, участвующих в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения коронавируса. Налог не нужно уплачивать в том числе со стимулирующих выплат сотрудникам, которые оказывают медпомощь и социальные услуги больным коронавирусом и лицам из групп риска заражения.
Статья: Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Деятельность ФСС также включала в себя различные меры социальной защиты нестрахового характера, финансируемые из федерального бюджета. Так, в функции ФСС входило <9> предоставление средств реабилитации гражданам с инвалидностью, выплата социальных доплат для медицинского персонала, работающего с больными COVID-19, социальных доплат работникам социальных учреждений стационарного типа, находящимся в сменном режиме работы, и выплат по программе субсидирования найма безработным. В 2022 г. доля расходов бюджетов ПФР, финансируемых только за счет страховых взносов, составила 59%, а для ФСС аналогичный показатель составил 55%. Таким образом, 41% и 45% расходов ПФР и ФСС являются нестраховыми и финансируются преимущественно за счет трансфертов из федерального бюджета.
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Деятельность ФСС также включала в себя различные меры социальной защиты нестрахового характера, финансируемые из федерального бюджета. Так, в функции ФСС входило <9> предоставление средств реабилитации гражданам с инвалидностью, выплата социальных доплат для медицинского персонала, работающего с больными COVID-19, социальных доплат работникам социальных учреждений стационарного типа, находящимся в сменном режиме работы, и выплат по программе субсидирования найма безработным. В 2022 г. доля расходов бюджетов ПФР, финансируемых только за счет страховых взносов, составила 59%, а для ФСС аналогичный показатель составил 55%. Таким образом, 41% и 45% расходов ПФР и ФСС являются нестраховыми и финансируются преимущественно за счет трансфертов из федерального бюджета.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762).
Федеральный закон от 30.11.2024 N 423-ФЗ
"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"8) остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2025 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2024 году на осуществление специальной социальной выплаты работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание социальных услуг) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), направляются Фондом в 2025 году в объеме до 500,0 тыс. рублей, в том числе на основании вступивших в законную силу судебных актов, на осуществление специальной социальной выплаты, подлежавшей назначению до 14 июля 2022 года включительно, указанным в настоящем пункте категориям граждан. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2025 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"8) остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2025 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2024 году на осуществление специальной социальной выплаты работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание социальных услуг) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), направляются Фондом в 2025 году в объеме до 500,0 тыс. рублей, в том числе на основании вступивших в законную силу судебных актов, на осуществление специальной социальной выплаты, подлежавшей назначению до 14 июля 2022 года включительно, указанным в настоящем пункте категориям граждан. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2025 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
Статья: Страховые взносы и соцвыплаты работникам здравоохранения
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 10)Соцвыплата не облагается страховыми взносами. В обоснование своих требований заявитель пояснил, что приказом учреждения был утвержден перечень подразделений, работа в которых дает право на установление социальных выплат работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции и пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в амбулаторных условиях, условиях круглосуточного стационара и вне медицинской организации (на дому) в период с 01.11.2020 по 31.12.2020 в соответствии с Постановлением N 662-П.
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 10)Соцвыплата не облагается страховыми взносами. В обоснование своих требований заявитель пояснил, что приказом учреждения был утвержден перечень подразделений, работа в которых дает право на установление социальных выплат работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции и пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в амбулаторных условиях, условиях круглосуточного стационара и вне медицинской организации (на дому) в период с 01.11.2020 по 31.12.2020 в соответствии с Постановлением N 662-П.
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Региональная политика в отношении пенсионеров после введения режима самоизоляции во многом совпадала с общегосударственной политикой (масочный режим, социальная дистанция, обязательная вакцинация и др.). С апреля 2020 г. в России был введен режим самоизоляции для пенсионеров старше 65 лет как дополнительная противоэпидемическая мера. В отдельных регионах были введены ежемесячные выплаты работникам организаций социального обслуживания, волонтерам, которые взяли под временную опеку или на проживание инвалидов и престарелых граждан <5>. Для нейтрализации негативных последствий от распространения инфекции COVID-19 в Москве для лиц пенсионного возраста (старше 65 лет) была предоставлена социальная выплата как до начала, так и по окончании режима самоизоляции в размере 2 000 рублей при условии его соблюдения <6>. Анализ принятых мер показал, что они направлены в первую очередь на повышение социальной защиты граждан (семьи с детьми), а также оказание адресной помощи отдельным категориям граждан, в том числе пенсионерам <7>.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Региональная политика в отношении пенсионеров после введения режима самоизоляции во многом совпадала с общегосударственной политикой (масочный режим, социальная дистанция, обязательная вакцинация и др.). С апреля 2020 г. в России был введен режим самоизоляции для пенсионеров старше 65 лет как дополнительная противоэпидемическая мера. В отдельных регионах были введены ежемесячные выплаты работникам организаций социального обслуживания, волонтерам, которые взяли под временную опеку или на проживание инвалидов и престарелых граждан <5>. Для нейтрализации негативных последствий от распространения инфекции COVID-19 в Москве для лиц пенсионного возраста (старше 65 лет) была предоставлена социальная выплата как до начала, так и по окончании режима самоизоляции в размере 2 000 рублей при условии его соблюдения <6>. Анализ принятых мер показал, что они направлены в первую очередь на повышение социальной защиты граждан (семьи с детьми), а также оказание адресной помощи отдельным категориям граждан, в том числе пенсионерам <7>.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В некоторых странах уже принято законодательство, распространяющее охват систем социального обеспечения на работников платформ. В соответствии с ним, цифровые платформы обязаны покрывать расходы самозанятых работников на страхование от несчастных случаев (Франция), распространять социальное обеспечение на самозанятых работников (многие страны Латинской Америки) и выплачивать пособия в связи с производственными травмами и смертью работников (ряд платформ в Индонезии и Малайзии). В борьбе с пандемией COVID-19 некоторые страны стали предоставлять пособия по болезни всем работникам (Ирландия) и пособия по безработице незастрахованным самозанятым работникам (Финляндия и США) <1>. Европейский же законодатель избрал путь включения трудоустроенных посредством интернет-платформ в сферу своего регулирования, что находит отражение в принятой в 2019 г. Директиве ЕС 2019/1152 о прозрачных и предсказуемых условиях труда в Европейском союзе. В рамках реализации данной Директивы государствами - членами ЕС должно быть принято соответствующее национальное законодательство к 1 августа 2022 г. <2>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В некоторых странах уже принято законодательство, распространяющее охват систем социального обеспечения на работников платформ. В соответствии с ним, цифровые платформы обязаны покрывать расходы самозанятых работников на страхование от несчастных случаев (Франция), распространять социальное обеспечение на самозанятых работников (многие страны Латинской Америки) и выплачивать пособия в связи с производственными травмами и смертью работников (ряд платформ в Индонезии и Малайзии). В борьбе с пандемией COVID-19 некоторые страны стали предоставлять пособия по болезни всем работникам (Ирландия) и пособия по безработице незастрахованным самозанятым работникам (Финляндия и США) <1>. Европейский же законодатель избрал путь включения трудоустроенных посредством интернет-платформ в сферу своего регулирования, что находит отражение в принятой в 2019 г. Директиве ЕС 2019/1152 о прозрачных и предсказуемых условиях труда в Европейском союзе. В рамках реализации данной Директивы государствами - членами ЕС должно быть принято соответствующее национальное законодательство к 1 августа 2022 г. <2>.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)На защиту каких прав могут рассчитывать "дистанционные" работники?
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)На защиту каких прав могут рассчитывать "дистанционные" работники?
Статья: Реализация права на объединение работников, занятых посредством интернет-платформ, в европейских странах и в Российской Федерации
(Избиенова Т.А., Безина А.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Квалификация отношений, возникающих на основе интернет-платформ, как трудовых, предполагающая применение к ним базовых гарантий трудового права (охрана рабочего времени и времени отдыха, минимальные часовые ставки оплаты труда, социальное страхование и т.п.), безусловно, способствует повышению уровня социальной защищенности работников. Особую важность эта защита приобрела в форс-мажорной ситуации, связанной с пандемией COVID-19, когда суды ряда европейских государств <28> признают право лиц, занятых при помощи интернет-платформ, на средства индивидуальной защиты от инфицирования при условии наличия у них статуса работника.
(Избиенова Т.А., Безина А.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Квалификация отношений, возникающих на основе интернет-платформ, как трудовых, предполагающая применение к ним базовых гарантий трудового права (охрана рабочего времени и времени отдыха, минимальные часовые ставки оплаты труда, социальное страхование и т.п.), безусловно, способствует повышению уровня социальной защищенности работников. Особую важность эта защита приобрела в форс-мажорной ситуации, связанной с пандемией COVID-19, когда суды ряда европейских государств <28> признают право лиц, занятых при помощи интернет-платформ, на средства индивидуальной защиты от инфицирования при условии наличия у них статуса работника.
Статья: О смягчении в сфере труда негативных последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<12> Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 апреля 2020 г. N 131 (ред. от 27.05.2020) "Об установлении денежной выплаты работникам стационарных организаций социального обслуживания населения Республики Калмыкия в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // Вестник правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия. 2020. N 12; и др.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<12> Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 апреля 2020 г. N 131 (ред. от 27.05.2020) "Об установлении денежной выплаты работникам стационарных организаций социального обслуживания населения Республики Калмыкия в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // Вестник правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия. 2020. N 12; и др.
Статья: Специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<5> О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией: Постановление Правительства РФ от 15.07.2022 N 1268. Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, дата опубликования: 15.07.2022.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<5> О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией: Постановление Правительства РФ от 15.07.2022 N 1268. Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, дата опубликования: 15.07.2022.
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Постановлением Правительства РФ от 15.07.2022 N 1268 (далее - Постановление N 1268) с 01.07.2022 была введена новая компенсационная выплата для лиц, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих ее оказание) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (п. 1), а также до 31.12.2022 приостановлено действие некоторых положений (абз. 2 п. 1, п. 2 - 8 Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 и Постановления Правительства РФ от 18.11.2020 N 1859, от 23.11.2020 N 1896, от 28.11.2020 N 1962), согласно которым осуществлялась специальная социальная выплата работникам, оказывавшим медпомощь (участвовавшим в оказании, обеспечивавшим ее оказание) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (п. 3).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Постановлением Правительства РФ от 15.07.2022 N 1268 (далее - Постановление N 1268) с 01.07.2022 была введена новая компенсационная выплата для лиц, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих ее оказание) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (п. 1), а также до 31.12.2022 приостановлено действие некоторых положений (абз. 2 п. 1, п. 2 - 8 Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 и Постановления Правительства РФ от 18.11.2020 N 1859, от 23.11.2020 N 1896, от 28.11.2020 N 1962), согласно которым осуществлялась специальная социальная выплата работникам, оказывавшим медпомощь (участвовавшим в оказании, обеспечивавшим ее оказание) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (п. 3).
Статья: Практика социального партнерства: современное состояние и перспективы совершенствования
(Сафонов В.А.)
("Закон", 2022, N 10)5. Существенное влияние на организацию социального диалога оказывает развитие дистанционной работы, прогрессировавшей за время пандемии COVID-19.
(Сафонов В.А.)
("Закон", 2022, N 10)5. Существенное влияние на организацию социального диалога оказывает развитие дистанционной работы, прогрессировавшей за время пандемии COVID-19.