Выплаты социального характера в форме пм
Подборка наиболее важных документов по запросу Выплаты социального характера в форме пм (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Злоупотребление правом в социально-обеспечительных правоотношениях: проблема определения понятийной составляющей
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)В соответствии с данным правомочием гражданин, реализуя свое конституционное право на социальное обеспечение, обладает правом требовать социального предоставления в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7, 39 и ч. 5 - 7 ст. 75) и положениями специальных нормативных правовых актов по видам социального обеспечения. При этом государство в лице уполномоченных органов обязано обеспечить такое предоставление по тем критериям - социальным стандартам (нормативам), которые были избраны в качестве основы для конкретной формы социального обеспечения. В России таким социальным стандартом (нормативом) по многим базовым социальным выплатам (в частности, пенсиям и социальным пособиям) является прожиточный минимум <15>.
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)В соответствии с данным правомочием гражданин, реализуя свое конституционное право на социальное обеспечение, обладает правом требовать социального предоставления в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7, 39 и ч. 5 - 7 ст. 75) и положениями специальных нормативных правовых актов по видам социального обеспечения. При этом государство в лице уполномоченных органов обязано обеспечить такое предоставление по тем критериям - социальным стандартам (нормативам), которые были избраны в качестве основы для конкретной формы социального обеспечения. В России таким социальным стандартом (нормативом) по многим базовым социальным выплатам (в частности, пенсиям и социальным пособиям) является прожиточный минимум <15>.
Статья: Социальные функции государства: новые векторы развития
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)ПМ применяется в ходе оценки уровня жизни населения, при установлении государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и осуществлении других мер социальной защиты. Но даже этот норматив нельзя считать универсальным, признаваемым российским законодателем относительно всех видов социального предоставления. Во-первых, по видам социального обеспечения могут устанавливаться иные нормативы, обусловленные конкретной спецификой материального блага, например, для пенсий это еще и "коэффициент замещения", а для социальных услуг (с точки зрения объема и своевременности предоставления) ПМ и вовсе неприменим. Во-вторых, в России до сих пор отсутствует единая система определения размеров социальных выплат, что обусловлено различием организационно-правовых форм социального обеспечения и невозможностью выработать единые стандарты (нормативы), основанные как на социально-страховых, так и на бюджетных (социально-обеспечительных) принципах.
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)ПМ применяется в ходе оценки уровня жизни населения, при установлении государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и осуществлении других мер социальной защиты. Но даже этот норматив нельзя считать универсальным, признаваемым российским законодателем относительно всех видов социального предоставления. Во-первых, по видам социального обеспечения могут устанавливаться иные нормативы, обусловленные конкретной спецификой материального блага, например, для пенсий это еще и "коэффициент замещения", а для социальных услуг (с точки зрения объема и своевременности предоставления) ПМ и вовсе неприменим. Во-вторых, в России до сих пор отсутствует единая система определения размеров социальных выплат, что обусловлено различием организационно-правовых форм социального обеспечения и невозможностью выработать единые стандарты (нормативы), основанные как на социально-страховых, так и на бюджетных (социально-обеспечительных) принципах.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 10.04.2024 N 144
(ред. от 24.02.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"34. В выплаты социального характера (строка 17 графа 3 раздел 4) включаются суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных внебюджетных фондов).
(ред. от 24.02.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"34. В выплаты социального характера (строка 17 графа 3 раздел 4) включаются суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных внебюджетных фондов).
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ результативности оказания в 2021 и 2022 годах государственной социальной помощи на основании социального контракта с точки зрения снижения уровня бедности" (перечень поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N ПР-1553, пункт 8)
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 5)В рамках реализации пилотного проекта на социальном сопровождении находились 102 семьи. С февраля 2021 года по октябрь 2022 года с семьями - участниками пилотного проекта было заключено 95 СК. За время реализации пилотного проекта с социального сопровождения были сняты 57 семей, из них в 12 семьях доход превысил величину прожиточного минимума (семьи не являются получателями социальных выплат) <50>; в 17 семьях доход превысил прожиточный минимум, в том числе за счет социальных выплат.
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 5)В рамках реализации пилотного проекта на социальном сопровождении находились 102 семьи. С февраля 2021 года по октябрь 2022 года с семьями - участниками пилотного проекта было заключено 95 СК. За время реализации пилотного проекта с социального сопровождения были сняты 57 семей, из них в 12 семьях доход превысил величину прожиточного минимума (семьи не являются получателями социальных выплат) <50>; в 17 семьях доход превысил прожиточный минимум, в том числе за счет социальных выплат.
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Однако вопросами применения прожиточного минимума при определении права на социальные выплаты и услуги, а также условий их предоставления и размера пенсий и пособий не исчерпывается проблема уровня социального обеспечения, а значит, и перечень показателей достойного социального обеспечения.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Однако вопросами применения прожиточного минимума при определении права на социальные выплаты и услуги, а также условий их предоставления и размера пенсий и пособий не исчерпывается проблема уровня социального обеспечения, а значит, и перечень показателей достойного социального обеспечения.
Вопрос: Кому и как выплачивается компенсация за приобретение школьной формы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, на территории Тюменской области согласно п. 3 Положения о предоставлении ежегодной выплаты на обеспечение детей из многодетных семей, обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения, утв. Постановлением правительства Тюменской области от 29.07.2024 N 495-п, размер выплаты на приобретение школьной формы составляет 17 201 руб. (в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной в Тюменской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 12.06.2024 N 789), а в Приморском крае согласно п. 1.3 Порядка предоставления социальной выплаты многодетным семьям для обеспечения школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий и спортивной формой детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, утв. Постановлением правительства Приморского края от 25.05.2022 N 344-пп, размер такой выплаты составляет 5 000 руб.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, на территории Тюменской области согласно п. 3 Положения о предоставлении ежегодной выплаты на обеспечение детей из многодетных семей, обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения, утв. Постановлением правительства Тюменской области от 29.07.2024 N 495-п, размер выплаты на приобретение школьной формы составляет 17 201 руб. (в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной в Тюменской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 12.06.2024 N 789), а в Приморском крае согласно п. 1.3 Порядка предоставления социальной выплаты многодетным семьям для обеспечения школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий и спортивной формой детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, утв. Постановлением правительства Приморского края от 25.05.2022 N 344-пп, размер такой выплаты составляет 5 000 руб.
Ситуация: Какие виды государственной социальной помощи предусмотрены для разных категорий граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется малоимущим (семьям или одиноко проживающим гражданам), а также иным гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ (ст. ст. 1, 7, ч. 1 ст. 8.1 Закона N 178-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется малоимущим (семьям или одиноко проживающим гражданам), а также иным гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ (ст. ст. 1, 7, ч. 1 ст. 8.1 Закона N 178-ФЗ).
Статья: Стандарты достойного уровня жизни: современные подходы и судебная практика
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Вопросы судебной защиты права на достойный уровень жизни, возникающие в процессе рассмотрения дел о предполагаемых нарушениях социальных прав, имеют существенную специфику. Субъектами защиты, как правило, являются уязвимые лица, которые по тем или иным объективным причинам не в состоянии обеспечить себе достойный уровень жизни своим трудом (нетрудоспособные, малообеспеченные, попавшие в трудную жизненную ситуацию). Такие дела можно разделить на несколько категорий: связанные с социальным обеспечением (выплатой пенсий и пособий); касающиеся защиты установленных стандартов достойной жизни для реализации права на жилище, нормальные санитарные условия или другие значимые для национального правопорядка социально-экономические блага; стандарты для реализации права на образование и здравоохранение. Остановимся подробнее на стандартах социального обеспечения, которые обычно выражаются в форме материальных выплат пенсий и пособий.
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Вопросы судебной защиты права на достойный уровень жизни, возникающие в процессе рассмотрения дел о предполагаемых нарушениях социальных прав, имеют существенную специфику. Субъектами защиты, как правило, являются уязвимые лица, которые по тем или иным объективным причинам не в состоянии обеспечить себе достойный уровень жизни своим трудом (нетрудоспособные, малообеспеченные, попавшие в трудную жизненную ситуацию). Такие дела можно разделить на несколько категорий: связанные с социальным обеспечением (выплатой пенсий и пособий); касающиеся защиты установленных стандартов достойной жизни для реализации права на жилище, нормальные санитарные условия или другие значимые для национального правопорядка социально-экономические блага; стандарты для реализации права на образование и здравоохранение. Остановимся подробнее на стандартах социального обеспечения, которые обычно выражаются в форме материальных выплат пенсий и пособий.
Ситуация: Какую материальную помощь можно получить в связи с трудной жизненной ситуацией?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размеры, условия и порядок назначения и выплаты помощи, а также форма социального контракта определяются региональным законодательством. В случае софинансирования государственной социальной помощи на основании социального контракта из федерального бюджета соответствующие нормативные правовые акты издаются, в частности, с учетом правил, устанавливаемых Правительством РФ (ч. 1 - 1.2 ст. 5, ч. 2.3 ст. 8, ч. 1.1 ст. 8.1 Закона N 178-ФЗ; п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 1931).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размеры, условия и порядок назначения и выплаты помощи, а также форма социального контракта определяются региональным законодательством. В случае софинансирования государственной социальной помощи на основании социального контракта из федерального бюджета соответствующие нормативные правовые акты издаются, в частности, с учетом правил, устанавливаемых Правительством РФ (ч. 1 - 1.2 ст. 5, ч. 2.3 ст. 8, ч. 1.1 ст. 8.1 Закона N 178-ФЗ; п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 1931).
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Аудит результативности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта с точки зрения содействия занятости и снижения уровня бедности за 2024 год"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 7)Наименее результативны соцконтракты на преодоление ТЖС, предусматривающие оказание государственной социальной помощи в форме денежных выплат в целях удовлетворения текущих потребностей семьи в приобретении товаров и услуг. Данное направление СК активных действий по преодолению ТЖС ни со стороны органов социальной защиты населения, ни со стороны гражданина не предполагает.
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 7)Наименее результативны соцконтракты на преодоление ТЖС, предусматривающие оказание государственной социальной помощи в форме денежных выплат в целях удовлетворения текущих потребностей семьи в приобретении товаров и услуг. Данное направление СК активных действий по преодолению ТЖС ни со стороны органов социальной защиты населения, ни со стороны гражданина не предполагает.