Выплата военной ипотеки
Подборка наиболее важных документов по запросу Выплата военной ипотеки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О рассмотрении военными судами дел в сфере обеспечения военнослужащих - участников НИС жилыми помещениями
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 1)Таким образом, обеспечение военнослужащих - участников НИС жилым помещением в составе семей других военнослужащих не исключает их участие в НИС и не препятствует реализации ими прав, предусмотренных Законом о НИС. Абзац 3 п. 15 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих в редакции Федерального закона от 16 октября 2019 г. N 339-ФЗ действует с 27 октября 2019 г. и подлежал применению в данном деле. Кроме того, в соответствии с п. 9 Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686 (далее - Правила выплаты участникам НИС денежных средств), основаниями для отказа в выплате дополнительных средств являются: непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п. 6 названных Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; превышение суммы единовременной выплаты над размером дополнительных средств. Основания, которые могли бы явиться причиной для отказа в выплате дополнительных денежных средств, по данному делу не проверены. Между тем при отсутствии таких оснований П. могла поставить вопрос о выплате ей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 1)Таким образом, обеспечение военнослужащих - участников НИС жилым помещением в составе семей других военнослужащих не исключает их участие в НИС и не препятствует реализации ими прав, предусмотренных Законом о НИС. Абзац 3 п. 15 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих в редакции Федерального закона от 16 октября 2019 г. N 339-ФЗ действует с 27 октября 2019 г. и подлежал применению в данном деле. Кроме того, в соответствии с п. 9 Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686 (далее - Правила выплаты участникам НИС денежных средств), основаниями для отказа в выплате дополнительных средств являются: непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п. 6 названных Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; превышение суммы единовременной выплаты над размером дополнительных средств. Основания, которые могли бы явиться причиной для отказа в выплате дополнительных денежных средств, по данному делу не проверены. Между тем при отсутствии таких оснований П. могла поставить вопрос о выплате ей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данное положение было введено с 23 июня 2016 г. Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 211-ФЗ <43>, разработчиками проекта которого отмечалось следующее: в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" платежи, установленные графиками погашения ипотечных кредитов (займов) военнослужащих (заемщиков), приобретающих жилье в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ежемесячно осуществляет уполномоченный федеральный орган (Минобороны России) и военнослужащий (заемщик) фактического участия в данных платежах не принимает; в связи с этим формирование КИ, тем более отрицательной, в отношении таких заемщиков является некорректным. В указанном Федеральном законе от 23 июня 2016 г. N 211-ФЗ также определен порядок исключения уже имеющихся в БКИ сведений в отношении военнослужащих, получивших ипотечный кредит в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих за счет средств федерального бюджета.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данное положение было введено с 23 июня 2016 г. Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 211-ФЗ <43>, разработчиками проекта которого отмечалось следующее: в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" платежи, установленные графиками погашения ипотечных кредитов (займов) военнослужащих (заемщиков), приобретающих жилье в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ежемесячно осуществляет уполномоченный федеральный орган (Минобороны России) и военнослужащий (заемщик) фактического участия в данных платежах не принимает; в связи с этим формирование КИ, тем более отрицательной, в отношении таких заемщиков является некорректным. В указанном Федеральном законе от 23 июня 2016 г. N 211-ФЗ также определен порядок исключения уже имеющихся в БКИ сведений в отношении военнослужащих, получивших ипотечный кредит в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих за счет средств федерального бюджета.
Нормативные акты
Приказ Министра обороны РФ от 10.06.2008 N 328
(ред. от 30.03.2013)
"О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 г. N 408"
(вместе с "Положением об исчислении стажа работы гражданского персонала федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет")
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2008 N 11960)Зарегистрировано в Минюсте России 10 июля 2008 г. N 11960
(ред. от 30.03.2013)
"О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 г. N 408"
(вместе с "Положением об исчислении стажа работы гражданского персонала федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет")
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2008 N 11960)Зарегистрировано в Минюсте России 10 июля 2008 г. N 11960
Ситуация: Когда нельзя воспользоваться имущественными вычетами при покупке недвижимости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если жилой дом (квартира) приобретен частично за счет ваших собственных средств, а частично за счет средств бюджета бюджетной системы РФ (например, если вы являетесь участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, сотрудником полиции (военнослужащим), получившим из бюджета социальную выплату (субсидию), а также супругом (супругой) указанного сотрудника полиции (военнослужащего)), то вычет будет предоставлен только в части расходов, превышающей сумму денежных средств, полученных из бюджета. Также будет отказано в вычете в ситуации, когда в соответствии с условиями договора расходы понесены за счет собственных средств, но с последующим их возмещением за счет бюджета;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если жилой дом (квартира) приобретен частично за счет ваших собственных средств, а частично за счет средств бюджета бюджетной системы РФ (например, если вы являетесь участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, сотрудником полиции (военнослужащим), получившим из бюджета социальную выплату (субсидию), а также супругом (супругой) указанного сотрудника полиции (военнослужащего)), то вычет будет предоставлен только в части расходов, превышающей сумму денежных средств, полученных из бюджета. Также будет отказано в вычете в ситуации, когда в соответствии с условиями договора расходы понесены за счет собственных средств, но с последующим их возмещением за счет бюджета;
Ситуация: Какие существуют льготные условия для приобретения жилья (квартиры, жилого дома) в ипотеку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме участников НИС право на получение социальной выплаты, используемой на приобретение жилья, в том числе в ипотеку, имеют иные установленные категории военнослужащих, а также сотрудников ОВД, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненные к ним лица (п. 1, пп. "а" п. 5, п. п. 53, 54 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме участников НИС право на получение социальной выплаты, используемой на приобретение жилья, в том числе в ипотеку, имеют иные установленные категории военнослужащих, а также сотрудников ОВД, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненные к ним лица (п. 1, пп. "а" п. 5, п. п. 53, 54 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153).
Статья: Влияние государственной политики, направленной на улучшение жилищных условий, на имущественные отношения супругов
(Тагаева С.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 3)Сложности возникают с определением правового режима недвижимого имущества, приобретенного военнослужащим по программе "Военная ипотека" путем оплаты целевым жилищным сертификатом. По мнению Л.Б. Максимович, оплата 100% стоимости купленной квартиры за счет военной ипотеки позволяет признать держателя жилищного сертификата ее собственником <5>. Для признания жилого помещения совместно нажитым должен учитываться вклад другого супруга в виде личного имущества, совместно нажитого имущества или средств материнского (семейного) капитала в его покупку <6>. Иной позиции придерживается О.В. Куспанова, считающая, что "обеспечение жильем военнослужащих является мерой государственной" и "приобретаемое военнослужащим жилое помещение в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих должно являться собственностью не только военнослужащего и членов его семьи" <7>. Аналогичные выводы делает Е.А. Свининых, указывая, что "имущество, приобретенное участником накопительно-ипотечной системы в период брака с привлечением заемных средств по договорам целевого жилищного займа и ипотечного кредита (займа), принадлежит супругам права общей совместной собственности" и долговые обязательства по этим договорам тоже являются общими <8>.
(Тагаева С.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 3)Сложности возникают с определением правового режима недвижимого имущества, приобретенного военнослужащим по программе "Военная ипотека" путем оплаты целевым жилищным сертификатом. По мнению Л.Б. Максимович, оплата 100% стоимости купленной квартиры за счет военной ипотеки позволяет признать держателя жилищного сертификата ее собственником <5>. Для признания жилого помещения совместно нажитым должен учитываться вклад другого супруга в виде личного имущества, совместно нажитого имущества или средств материнского (семейного) капитала в его покупку <6>. Иной позиции придерживается О.В. Куспанова, считающая, что "обеспечение жильем военнослужащих является мерой государственной" и "приобретаемое военнослужащим жилое помещение в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих должно являться собственностью не только военнослужащего и членов его семьи" <7>. Аналогичные выводы делает Е.А. Свининых, указывая, что "имущество, приобретенное участником накопительно-ипотечной системы в период брака с привлечением заемных средств по договорам целевого жилищного займа и ипотечного кредита (займа), принадлежит супругам права общей совместной собственности" и долговые обязательства по этим договорам тоже являются общими <8>.
Статья: Некоторые аспекты функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, связанные с признанием арбитражным судом военнослужащего-участника несостоятельным (банкротом)
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 1)Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения является формой реализации военнослужащими конституционных (государственных) гарантий права на жилище. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 117-ФЗ одной из форм жилищного обеспечения военнослужащего-участника является предоставление ЦЖЗ. Так, ч. 3 ст. 14 Закона N 117-ФЗ определяет, что "целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы...", при этом ч. 5 ст. 14 названного Закона предписывает, что "целевой жилищный заем предоставляется на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) в соответствии с графиком погашения этого кредита (займа), определенным соответствующим договором...". Аналогичные предписания содержатся в п. 30 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 370, согласно которым "в договоре ипотечного кредита предусматривается, что погашение обязательств (части обязательств) участника перед кредитором осуществляется за счет средств целевого жилищного займа". Другими словами, учреждение периодическими платежами погашает ипотечное кредитное обязательство военнослужащего-участника в пределах максимального размера ЦЖЗ, рассчитанного согласно ч. 4 ст. 14 Закона N 117-ФЗ, т.е. фактически является плательщиком по ипотечному кредиту участника, при этом не становится должником (обязанным лицом) по отношению к кредитной организации (банку), предоставившей ипотечный кредит.
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 1)Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения является формой реализации военнослужащими конституционных (государственных) гарантий права на жилище. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 117-ФЗ одной из форм жилищного обеспечения военнослужащего-участника является предоставление ЦЖЗ. Так, ч. 3 ст. 14 Закона N 117-ФЗ определяет, что "целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы...", при этом ч. 5 ст. 14 названного Закона предписывает, что "целевой жилищный заем предоставляется на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) в соответствии с графиком погашения этого кредита (займа), определенным соответствующим договором...". Аналогичные предписания содержатся в п. 30 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 370, согласно которым "в договоре ипотечного кредита предусматривается, что погашение обязательств (части обязательств) участника перед кредитором осуществляется за счет средств целевого жилищного займа". Другими словами, учреждение периодическими платежами погашает ипотечное кредитное обязательство военнослужащего-участника в пределах максимального размера ЦЖЗ, рассчитанного согласно ч. 4 ст. 14 Закона N 117-ФЗ, т.е. фактически является плательщиком по ипотечному кредиту участника, при этом не становится должником (обязанным лицом) по отношению к кредитной организации (банку), предоставившей ипотечный кредит.