Вынесение решения после дополнительных мероприятий налогового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Вынесение решения после дополнительных мероприятий налогового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 81 "Внесение изменений в налоговую декларацию, расчеты" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")НК РФ не устанавливает критерии для проверки показателей уточненных деклараций, представленных после составления акта выездной проверки, но до вынесения решения по ней, исключительно в рамках проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, камеральной проверки либо проведения повторной выездной проверки, оставляя указанные правомочия на усмотрение налогового органа.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")НК РФ не устанавливает критерии для проверки показателей уточненных деклараций, представленных после составления акта выездной проверки, но до вынесения решения по ней, исключительно в рамках проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, камеральной проверки либо проведения повторной выездной проверки, оставляя указанные правомочия на усмотрение налогового органа.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Представление налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций после окончания камеральной проверки ранее представленной уточненной налоговой декларации, составления акта налоговой проверки и вынесения решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля не может повлечь за собой прекращение первоначальной проверки на основании п. 9.1 ст. 88 НК РФ. Налоговый орган вправе вынести решение по окончании проверки первоначальной уточненной налоговой декларации без учета представления более поздних уточнений. Суд принял во внимание, что налогоплательщиком умышленно представлена новая уточненная налоговая декларация после составления акта проверки по НДС, из которой были исключены налоговые вычеты по операциям с сомнительными контрагентами, одни сомнительные контрагенты были заменены на других. Суд отметил, что такая подача уточненных деклараций свидетельствует о создании проверяемым лицом оснований для прекращения проверки без предъявления суммы налоговых претензий. При этом уточненные налоговые декларации были проверены в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, что нашло отражение в дополнениях к акту проверки.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Представление налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций после окончания камеральной проверки ранее представленной уточненной налоговой декларации, составления акта налоговой проверки и вынесения решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля не может повлечь за собой прекращение первоначальной проверки на основании п. 9.1 ст. 88 НК РФ. Налоговый орган вправе вынести решение по окончании проверки первоначальной уточненной налоговой декларации без учета представления более поздних уточнений. Суд принял во внимание, что налогоплательщиком умышленно представлена новая уточненная налоговая декларация после составления акта проверки по НДС, из которой были исключены налоговые вычеты по операциям с сомнительными контрагентами, одни сомнительные контрагенты были заменены на других. Суд отметил, что такая подача уточненных деклараций свидетельствует о создании проверяемым лицом оснований для прекращения проверки без предъявления суммы налоговых претензий. При этом уточненные налоговые декларации были проверены в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, что нашло отражение в дополнениях к акту проверки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уточненная декларация за период выездной проверки: можно ли проводить ее камеральную проверку?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 7)Суды отметили правомерность ссылки инспекции на то, что налоговый орган вправе, но не обязан учитывать факты подачи уточненных деклараций налогоплательщиками после составления акта выездной проверки, сохраняя свое право на последующую реализацию возможности осуществления в их отношении соответствующих мероприятий налогового контроля в рамках проведения камеральной проверки либо проведения повторной выездной проверки. Однако в рассматриваемом случае налоговый орган фактически осуществил проверку уточненной декларации, несмотря на ее подачу после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля, и учел ее показатели при вынесении решения по результатам выездной проверки.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 7)Суды отметили правомерность ссылки инспекции на то, что налоговый орган вправе, но не обязан учитывать факты подачи уточненных деклараций налогоплательщиками после составления акта выездной проверки, сохраняя свое право на последующую реализацию возможности осуществления в их отношении соответствующих мероприятий налогового контроля в рамках проведения камеральной проверки либо проведения повторной выездной проверки. Однако в рассматриваемом случае налоговый орган фактически осуществил проверку уточненной декларации, несмотря на ее подачу после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля, и учел ее показатели при вынесении решения по результатам выездной проверки.
Статья: К чему приведет подача уточненной декларации после окончания проверки, но до вынесения решения
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 6)НК РФ не устанавливает критерии для проверки показателей уточненных деклараций, представленных после составления акта выездной проверки, но до вынесения решения, в рамках мероприятий дополнительного налогового контроля, камеральной проверки либо повторной выездной проверки, оставляя указанные правомочия на усмотрение налогового органа.
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 6)НК РФ не устанавливает критерии для проверки показателей уточненных деклараций, представленных после составления акта выездной проверки, но до вынесения решения, в рамках мероприятий дополнительного налогового контроля, камеральной проверки либо повторной выездной проверки, оставляя указанные правомочия на усмотрение налогового органа.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Поэтому при представлении уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ, либо, вынося решение без учета данных уточненной налоговой декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Поэтому при представлении уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ, либо, вынося решение без учета данных уточненной налоговой декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Новый дом" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации"После рассмотрения документов в налоговом органе на основании пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации было вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля: истребовании дополнительных документов, производстве частичной выемки документов, проведении экспертизы подписей на изъятых документах, осмотре мест государственной регистрации и мест фактического нахождения заявителя и его контрагентов, допросе свидетелей. ООО "Новый дом" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании данного решения незаконным. Решением данного арбитражного суда от 14 октября 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2008 года решение суда первой инстанции частично отменено, а решение налогового органа признано незаконным в части проведения осмотра мест государственной регистрации и мест фактического нахождения заявителя и его контрагентов и частичной выемки документов. Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 марта 2009 года решение суда апелляционной инстанции отменено и оставлено в силе решение суда первой инстанции. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 30 июня 2009 года отказал в передаче дела для пересмотра в порядке надзора.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Новый дом" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации"После рассмотрения документов в налоговом органе на основании пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации было вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля: истребовании дополнительных документов, производстве частичной выемки документов, проведении экспертизы подписей на изъятых документах, осмотре мест государственной регистрации и мест фактического нахождения заявителя и его контрагентов, допросе свидетелей. ООО "Новый дом" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании данного решения незаконным. Решением данного арбитражного суда от 14 октября 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2008 года решение суда первой инстанции частично отменено, а решение налогового органа признано незаконным в части проведения осмотра мест государственной регистрации и мест фактического нахождения заявителя и его контрагентов и частичной выемки документов. Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 марта 2009 года решение суда апелляционной инстанции отменено и оставлено в силе решение суда первой инстанции. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 30 июня 2009 года отказал в передаче дела для пересмотра в порядке надзора.
Статья: Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля при смене юридического адреса
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 9)Суды отклонили довод компании о том, что несоблюдение сроков составления акта камеральной проверки влечет прекращение всех мероприятий налогового контроля. Президиум ВАС РФ в постановлении от 16.03.2010 N 8163/09 разъяснил, что при представлении уточненной декларации после окончания налоговой проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ, либо, вынося решение без учета данных уточненной декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 9)Суды отклонили довод компании о том, что несоблюдение сроков составления акта камеральной проверки влечет прекращение всех мероприятий налогового контроля. Президиум ВАС РФ в постановлении от 16.03.2010 N 8163/09 разъяснил, что при представлении уточненной декларации после окончания налоговой проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ, либо, вынося решение без учета данных уточненной декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.
Вопрос: Вправе ли налоговый орган возобновить выездную налоговую проверку после выдачи налогоплательщику справки о проведении проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ)?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Ответ: НК РФ не предусмотрены приостановление и возобновление выездной налоговой проверки после выдачи налогоплательщику справки. При этом налоговый орган в порядке п. 6 ст. 101 НК РФ имеет право на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Ответ: НК РФ не предусмотрены приостановление и возобновление выездной налоговой проверки после выдачи налогоплательщику справки. При этом налоговый орган в порядке п. 6 ст. 101 НК РФ имеет право на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамПо мнению Конституционного Суда РФ, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносится после того, как руководителем (заместителем) налогового органа будет установлено (Определение от 27.05.2010 N 650-О-О):
Последние изменения: Выездная налоговая проверка
(КонсультантПлюс, 2025)В п. 3 указано, что инспекция может, но не обязана учитывать в решении по выездной проверке показатели уточненных деклараций, поданных после составления акта проверки. Налоговый орган имеет право провести дополнительные мероприятия налогового контроля и учесть уточненные показатели при вынесении решения по выездной проверке, либо провести повторную выездную проверку, либо проверить уточненные декларации исключительно в рамках камеральных проверок.
(КонсультантПлюс, 2025)В п. 3 указано, что инспекция может, но не обязана учитывать в решении по выездной проверке показатели уточненных деклараций, поданных после составления акта проверки. Налоговый орган имеет право провести дополнительные мероприятия налогового контроля и учесть уточненные показатели при вынесении решения по выездной проверке, либо провести повторную выездную проверку, либо проверить уточненные декларации исключительно в рамках камеральных проверок.
Статья: Дополнительные мероприятия налогового контроля: при каких обстоятельствах назначаются?
(Сергеева И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 3)Документы, истребованные после окончания срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, к рассмотрению (для вынесения решения по проверке) не принимаются (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ N 57).
(Сергеева И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 3)Документы, истребованные после окончания срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, к рассмотрению (для вынесения решения по проверке) не принимаются (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ N 57).
Готовое решение: Общий порядок проведения камеральной проверки по налогам и страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, если не хватает данных, чтобы принять итоговое решение по проверке. На практике по камеральным проверкам такое решение принимают достаточно редко.
(КонсультантПлюс, 2025)о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, если не хватает данных, чтобы принять итоговое решение по проверке. На практике по камеральным проверкам такое решение принимают достаточно редко.
Вопрос: Вправе ли налоговый орган отменить решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если физлицо продало гараж, находившийся в собственности менее трех лет, и не представило декларацию 3-НДФЛ, однако после вынесения решения представило документы, подтверждающие расходы?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2023)Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. п. 1, 7 ст. 101 НК РФ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2023)Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. п. 1, 7 ст. 101 НК РФ).
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, налоговое законодательство не ограничивает возможность контроля показателей уточненной декларации, поданной после составления акта выездной проверки, но до вынесения решения по ней, лишь в порядке проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ) либо повторной выездной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, налоговое законодательство не ограничивает возможность контроля показателей уточненной декларации, поданной после составления акта выездной проверки, но до вынесения решения по ней, лишь в порядке проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ) либо повторной выездной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Готовое решение: Камеральная налоговая проверка при возмещении НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Если по итогам проверки нарушений нет, то не позднее семи рабочих дней после окончания проверки инспекция примет решение о возмещении налога.
(КонсультантПлюс, 2025)Если по итогам проверки нарушений нет, то не позднее семи рабочих дней после окончания проверки инспекция примет решение о возмещении налога.
Статья: Суд кассационной инстанции не согласился с выводами нижестоящих судов в части отсутствия права на "налоговую реконструкцию"
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 6)Основанием принятия решения послужил вывод инспекции о несоблюдении обществом условий, установленных ст. 54.1 НК РФ, в виде завышения вычетов по сделкам с контрагентами по поставке химической продукции. Сделки исполнены лицами, не являющимися стороной заключенных договоров. Как указывает заявитель, проанализировав информацию, изложенную в акте проверки, налогоплательщик принял решение об исключении спорных контрагентов и вычетов НДС. В связи с этим им представлена в налоговый орган уточненная декларации по НДС, в которой произведена замена ИНН и наименования контрагента на иное лицо без изменения номеров, дат и сумм по счетам-фактурам. Суд отклонил доводы общества о необходимости учета данных уточненных деклараций. Уточненные декларации представлены 15.04.2021, то есть после окончания мероприятий налогового контроля (в том числе дополнительных мероприятий налогового контроля) по уточненной декларации. При представлении налогоплательщиком уточненных деклараций после составления акта проверки основания прекращения рассмотрения материалов проверки уточненной декларации отсутствуют, и, соответственно, инспекция была обязана вынести предусмотренное законодательством решение. Представляя уточненные декларации по НДС, заявитель вносит изменения в разделы 8 и 9 декларации, приводящие не к исправлению выявленных ошибок и расхождений, а к замене контрагентов, удаляет и вновь вносит в книги покупок и продаж одни и те же счета-фактуры, стремясь лишь сформировать книги покупок и продаж с выгодными для организации значениями (цифрами), а не устранить расхождения, несоответствия и нарушения. Данные факты свидетельствуют о недобросовестности ведения налогового учета обществом и направленности его действий исключительно на избежание ответственности за выявленное нарушение законодательства о налогах и сборах.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 6)Основанием принятия решения послужил вывод инспекции о несоблюдении обществом условий, установленных ст. 54.1 НК РФ, в виде завышения вычетов по сделкам с контрагентами по поставке химической продукции. Сделки исполнены лицами, не являющимися стороной заключенных договоров. Как указывает заявитель, проанализировав информацию, изложенную в акте проверки, налогоплательщик принял решение об исключении спорных контрагентов и вычетов НДС. В связи с этим им представлена в налоговый орган уточненная декларации по НДС, в которой произведена замена ИНН и наименования контрагента на иное лицо без изменения номеров, дат и сумм по счетам-фактурам. Суд отклонил доводы общества о необходимости учета данных уточненных деклараций. Уточненные декларации представлены 15.04.2021, то есть после окончания мероприятий налогового контроля (в том числе дополнительных мероприятий налогового контроля) по уточненной декларации. При представлении налогоплательщиком уточненных деклараций после составления акта проверки основания прекращения рассмотрения материалов проверки уточненной декларации отсутствуют, и, соответственно, инспекция была обязана вынести предусмотренное законодательством решение. Представляя уточненные декларации по НДС, заявитель вносит изменения в разделы 8 и 9 декларации, приводящие не к исправлению выявленных ошибок и расхождений, а к замене контрагентов, удаляет и вновь вносит в книги покупок и продаж одни и те же счета-фактуры, стремясь лишь сформировать книги покупок и продаж с выгодными для организации значениями (цифрами), а не устранить расхождения, несоответствия и нарушения. Данные факты свидетельствуют о недобросовестности ведения налогового учета обществом и направленности его действий исключительно на избежание ответственности за выявленное нарушение законодательства о налогах и сборах.