Выкуп земельного участка под объектом культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Выкуп земельного участка под объектом культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2025 N 11АП-7888/2025 по делу N А49-11514/2024
Требование: О признании недействительным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка, за исключением договора аренды земельного участка, заключенного на срок выполнения собственником расположенного на этом земельном участке объекта культурного наследия условий конкурса по продаже такого объекта, проведенного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Требование: О признании недействительным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка, за исключением договора аренды земельного участка, заключенного на срок выполнения собственником расположенного на этом земельном участке объекта культурного наследия условий конкурса по продаже такого объекта, проведенного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2025 N 18АП-9385/2025 по делу N А07-31058/2024
Требование: О признании незаконным отказа администрации в предоставлении объектов недвижимости в связи с несоответствием положениям ч. 2 ст. 611 ГК РФ, ч. 2 ст. 652 ГК РФ, ст. ст. 6 и 10 ГК РФ, об обязании предоставить в аренду объекты недвижимого имущества.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Согласно части 3 названной статьи договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка, за исключением договора аренды земельного участка, заключенного на срок выполнения собственником расположенного на этом земельном участке объекта культурного наследия условий конкурса по продаже такого объекта, проведенного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Требование: О признании незаконным отказа администрации в предоставлении объектов недвижимости в связи с несоответствием положениям ч. 2 ст. 611 ГК РФ, ч. 2 ст. 652 ГК РФ, ст. ст. 6 и 10 ГК РФ, об обязании предоставить в аренду объекты недвижимого имущества.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Согласно части 3 названной статьи договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка, за исключением договора аренды земельного участка, заключенного на срок выполнения собственником расположенного на этом земельном участке объекта культурного наследия условий конкурса по продаже такого объекта, проведенного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Абзацем 3 п. 3 комментируемой статьи установлено, что договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. При этом указано на исключение - договор аренды земельного участка, заключенный на срок выполнения собственником расположенного на этом земельном участке объекта культурного наследия условий конкурса по продаже такого объекта, проведенного в соответствии с комментируемым Законом. Указание на это исключение введено с 4 августа 2023 г. Законом 2023 г. N 370-ФЗ, принятым по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации объектов культурного наследия.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Абзацем 3 п. 3 комментируемой статьи установлено, что договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. При этом указано на исключение - договор аренды земельного участка, заключенный на срок выполнения собственником расположенного на этом земельном участке объекта культурного наследия условий конкурса по продаже такого объекта, проведенного в соответствии с комментируемым Законом. Указание на это исключение введено с 4 августа 2023 г. Законом 2023 г. N 370-ФЗ, принятым по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации объектов культурного наследия.
Статья: Отдельные вопросы оборотоспособности земельных участков как объектов гражданских прав
(Гаджимогомедов К.М., Павлова И.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Ограничены в обороте земельные участки, которые находятся в границах объекта культурного наследия. Такие земельные участки ограничиваются в обороте согласно подп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Интерес представляют выводы судебной практики в данной сфере. Так, земельный участок, содержащий объект культурного наследия, был предметом спора по делу N А40-20001/2023, рассмотренного Арбитражным судом города Москвы. Истец подал заявление о выкупе земельного участка из публичной собственности, но получил отказ. Предъявляя требование в суд, истец назвал отказ ответчика необоснованным, сославшись на то, что сам по себе факт включения земельного участка в границы соответствующего объекта культурного наследия не говорит о том, что данный земельный участок ограничен в обороте и участок не может быть передан в частную собственность лицу. Ответчик же ссылался на то, что не предполагается продажа такого земельного участка, так как в его границах расположен объект археологического наследия. Так как обстоятельства, указанные в законе в качестве исключений (в рамках регулирования норм п. 4 ст. 28 ЗК РФ) в деле не наличествовали, суд удовлетворил заявленные требования истца <17>.
(Гаджимогомедов К.М., Павлова И.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Ограничены в обороте земельные участки, которые находятся в границах объекта культурного наследия. Такие земельные участки ограничиваются в обороте согласно подп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Интерес представляют выводы судебной практики в данной сфере. Так, земельный участок, содержащий объект культурного наследия, был предметом спора по делу N А40-20001/2023, рассмотренного Арбитражным судом города Москвы. Истец подал заявление о выкупе земельного участка из публичной собственности, но получил отказ. Предъявляя требование в суд, истец назвал отказ ответчика необоснованным, сославшись на то, что сам по себе факт включения земельного участка в границы соответствующего объекта культурного наследия не говорит о том, что данный земельный участок ограничен в обороте и участок не может быть передан в частную собственность лицу. Ответчик же ссылался на то, что не предполагается продажа такого земельного участка, так как в его границах расположен объект археологического наследия. Так как обстоятельства, указанные в законе в качестве исключений (в рамках регулирования норм п. 4 ст. 28 ЗК РФ) в деле не наличествовали, суд удовлетворил заявленные требования истца <17>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка, за исключением договора аренды земельного участка, заключенного на срок выполнения собственником расположенного на этом земельном участке объекта культурного наследия условий конкурса по продаже такого объекта, проведенного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка, за исключением договора аренды земельного участка, заключенного на срок выполнения собственником расположенного на этом земельном участке объекта культурного наследия условий конкурса по продаже такого объекта, проведенного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, возмещается стоимость выкупленного имущества в размере, установленном соглашением между соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом и собственником выкупаемого имущества, а в случае спора судом.
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, возмещается стоимость выкупленного имущества в размере, установленном соглашением между соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом и собственником выкупаемого имущества, а в случае спора судом.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)3) выкуп бесхозяйственно содержимых объектов культурного наследия (культурных ценностей), домашних животных (статьи 266 и 267);
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)3) выкуп бесхозяйственно содержимых объектов культурного наследия (культурных ценностей), домашних животных (статьи 266 и 267);
Статья: Принудительный выкуп недвижимого имущества в публичных интересах
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Вместе с тем бенефициаром выкупа могут быть озвучены и иные проблемы. В частности, то, что собственник ненадлежащим образом относится к своему имуществу и нарушает этим публичные интересы. Например, собственник земли сельскохозяйственного назначения использует ее не по целевому назначению (ст. 284 - 286 ГК РФ, ст. 54.1 ЗК РФ, ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") или собственник объекта культурного наследия не следит за его состоянием (ст. 240 ГК РФ, ст. 54 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"). В обеих ситуациях очевидно наличие публичного интереса в выкупе, поскольку в первом случае сельскохозяйственные земли могут быть использованы более ответственным собственником по назначению и в его руках принесут общественную пользу (выполнят продовольственную функцию), а во втором случае необходимость изъятия объясняется тем, что общество заинтересовано в сохранении исторических ценностей. Если собственник объекта не способен надлежаще заботиться о нем, этот объект должен быть у него изъят и передан более добросовестному лицу. Здесь принудительный выкуп будет являться санкцией за недобросовестное поведение собственника.
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Вместе с тем бенефициаром выкупа могут быть озвучены и иные проблемы. В частности, то, что собственник ненадлежащим образом относится к своему имуществу и нарушает этим публичные интересы. Например, собственник земли сельскохозяйственного назначения использует ее не по целевому назначению (ст. 284 - 286 ГК РФ, ст. 54.1 ЗК РФ, ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") или собственник объекта культурного наследия не следит за его состоянием (ст. 240 ГК РФ, ст. 54 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"). В обеих ситуациях очевидно наличие публичного интереса в выкупе, поскольку в первом случае сельскохозяйственные земли могут быть использованы более ответственным собственником по назначению и в его руках принесут общественную пользу (выполнят продовольственную функцию), а во втором случае необходимость изъятия объясняется тем, что общество заинтересовано в сохранении исторических ценностей. Если собственник объекта не способен надлежаще заботиться о нем, этот объект должен быть у него изъят и передан более добросовестному лицу. Здесь принудительный выкуп будет являться санкцией за недобросовестное поведение собственника.
Статья: О некоторых особенностях заключения договора аренды недвижимого имущества с правом выкупа
(Боев А.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 3)5. Мельников Н. Изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных нужд / Н. Мельников // Хозяйство и право. 2009. N 10 (393). С. 106 - 109.
(Боев А.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 3)5. Мельников Н. Изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных нужд / Н. Мельников // Хозяйство и право. 2009. N 10 (393). С. 106 - 109.
Статья: Проблемы землепользования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
(Верле Е.С., Малашенкова В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Данное ограничение зачастую существенно сказывается на возможности выкупа земельных участков собственниками расположенных на них зданий в исторических центрах. К примеру, центральная часть Москвы и Санкт-Петербурга заняты значительным числом памятников и объектов археологического наследия, музеями и заповедниками. Кроме того, несколько лет назад центральная часть Москвы была включена в перечень выявленных объектов культурного наследия, что наложило дополнительные обязанности на землепользователей, связанные с режимом данной территории <5>.
(Верле Е.С., Малашенкова В.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Данное ограничение зачастую существенно сказывается на возможности выкупа земельных участков собственниками расположенных на них зданий в исторических центрах. К примеру, центральная часть Москвы и Санкт-Петербурга заняты значительным числом памятников и объектов археологического наследия, музеями и заповедниками. Кроме того, несколько лет назад центральная часть Москвы была включена в перечень выявленных объектов культурного наследия, что наложило дополнительные обязанности на землепользователей, связанные с режимом данной территории <5>.
Статья: Правовые последствия выявления объекта археологического наследия для собственника земельного участка
(Лаврентьев Н.В.)
("Гражданское право", 2024, N 3)2. Горлова Е.А. Проблемы оборотоспособности земельных участков, занятых объектами культурного наследия / Е.А. Горлова, Ю.Б. Мамий // Вестник Академии знаний. 2017. N 3 (22). С. 75 - 78.
(Лаврентьев Н.В.)
("Гражданское право", 2024, N 3)2. Горлова Е.А. Проблемы оборотоспособности земельных участков, занятых объектами культурного наследия / Е.А. Горлова, Ю.Б. Мамий // Вестник Академии знаний. 2017. N 3 (22). С. 75 - 78.