Выездная налоговая проверка после камеральной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Выездная налоговая проверка после камеральной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Нормами НК РФ не установлен запрет на проведение выездной налоговой проверки после проведения камеральной проверки. Налоговым законодательством не допускается повторная выездная проверка, но проведенный ранее камеральный контроль выездную ревизию по налогу не отменяет.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Нормами НК РФ не установлен запрет на проведение выездной налоговой проверки после проведения камеральной проверки. Налоговым законодательством не допускается повторная выездная проверка, но проведенный ранее камеральный контроль выездную ревизию по налогу не отменяет.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Индивидуальный предприниматель оспорил доначисление налогов на ЕНВД и УСН, указывая, что налоговый орган не вправе осуществлять противоположную оценку одной и той же деятельности проверяемого налогоплательщика в итоговых решениях, принятых по материалам различных налоговых проверок. Предприниматель полагал, что, если инспекция не выявила нарушений по результатам камеральной проверки декларации, она не вправе привлечь налогоплательщика к ответственности за нарушения, допущенные при подаче указанных деклараций и выявленные позднее в ходе выездной проверки. Предприниматель указал, что налоговому органу было известно о допущенных предпринимателем нарушениях при проведении камеральной проверки, поскольку предприниматель представлял в налоговый орган не только налоговую декларацию, но и документы. Суд отклонил доводы предпринимателя, сославшись на Определение КС РФ от 18.07.2019 N 2116-О. Суд указал, что невыявление по результатам камеральных проверок ошибок в декларациях за данный период не исключает возможность доначисления налогов и привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки. Нормами НК РФ не установлен запрет на проведение выездной проверки после проведения камеральной проверки.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Индивидуальный предприниматель оспорил доначисление налогов на ЕНВД и УСН, указывая, что налоговый орган не вправе осуществлять противоположную оценку одной и той же деятельности проверяемого налогоплательщика в итоговых решениях, принятых по материалам различных налоговых проверок. Предприниматель полагал, что, если инспекция не выявила нарушений по результатам камеральной проверки декларации, она не вправе привлечь налогоплательщика к ответственности за нарушения, допущенные при подаче указанных деклараций и выявленные позднее в ходе выездной проверки. Предприниматель указал, что налоговому органу было известно о допущенных предпринимателем нарушениях при проведении камеральной проверки, поскольку предприниматель представлял в налоговый орган не только налоговую декларацию, но и документы. Суд отклонил доводы предпринимателя, сославшись на Определение КС РФ от 18.07.2019 N 2116-О. Суд указал, что невыявление по результатам камеральных проверок ошибок в декларациях за данный период не исключает возможность доначисления налогов и привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки. Нормами НК РФ не установлен запрет на проведение выездной проверки после проведения камеральной проверки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам2. После окончания выездной (камеральной) проверки в период рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
Статья: Как отменить (снизить) доначисления в акте налоговой проверки
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 18)После того как пройдет налоговая проверка (выездная или камеральная с выявленными нарушениями), вы получите акт проверки. Если с фактами, доводами и выводами, изложенными в акте, вы согласны, то снизить суммы доначислений можно, сославшись на смягчающие обстоятельства. А если не согласны - можете попробовать добиться отмены или снижения начислений, представив в налоговую свои возражения. Возражать вы вправе на акт в целом или на его отдельные положения.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 18)После того как пройдет налоговая проверка (выездная или камеральная с выявленными нарушениями), вы получите акт проверки. Если с фактами, доводами и выводами, изложенными в акте, вы согласны, то снизить суммы доначислений можно, сославшись на смягчающие обстоятельства. А если не согласны - можете попробовать добиться отмены или снижения начислений, представив в налоговую свои возражения. Возражать вы вправе на акт в целом или на его отдельные положения.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@
<О направлении обзора судебной практики по вопросам установления действительных налоговых обязательств налогоплательщика по итогам налоговой проверки>В случае подачи налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций после окончания выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить уточненные налоговые декларации в рамках камеральной или повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика (в части утонения) на основании абзаца шестого пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса. Кроме того, если уточненные декларации поданы налогоплательщиками до принятия решения по результатам выездной налоговой проверки, то налоговый орган также имеет право провести дополнительные мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 Налогового кодекса) и учесть показатели уточненных налоговых деклараций при принятии решения по выездной налоговой проверке.
<О направлении обзора судебной практики по вопросам установления действительных налоговых обязательств налогоплательщика по итогам налоговой проверки>В случае подачи налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций после окончания выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить уточненные налоговые декларации в рамках камеральной или повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика (в части утонения) на основании абзаца шестого пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса. Кроме того, если уточненные декларации поданы налогоплательщиками до принятия решения по результатам выездной налоговой проверки, то налоговый орган также имеет право провести дополнительные мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 Налогового кодекса) и учесть показатели уточненных налоговых деклараций при принятии решения по выездной налоговой проверке.
"Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2018 года по вопросам налогообложения, а также по вопросам применения норм процессуального права"Федеральный закон от 18.07.2017 N 163-ФЗ вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (часть 1 его статьи 2), то есть с 19.08.2017. При этом нормативные положения, регулирующие общие положения о налоговом контроле (статья 82 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом статьи 54.1 данного Кодекса), применяются к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций, представленных в налоговый орган после дня вступления в силу названного Федерального закона, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу этого Федерального закона (часть 2 его статьи 2), и тем самым относятся к охваченным указанными проверками налоговым периодам.
Вопрос: О пределах осуществления прав по исчислению налоговой базы, суммы налога, сбора, страховых взносов и фиксации нарушений по итогам проведенной налоговой проверки.
(Письмо Минфина России от 23.01.2024 N 03-02-08/4996)В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Кодекса по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке, а также в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки в случае выявления в ходе ее проведения нарушений законодательства о налогах и сборах должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме.
(Письмо Минфина России от 23.01.2024 N 03-02-08/4996)В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Кодекса по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке, а также в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки в случае выявления в ходе ее проведения нарушений законодательства о налогах и сборах должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме.
Вопрос: Какие негативные налоговые последствия могут возникнуть, если контрагент зарегистрирован по адресу массовой регистрации?
(Консультация эксперта, 2025)Доказывание обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 54.1 НК РФ, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных п. 2 ст. 54.1 НК РФ, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля. При этом данные положения применяются к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу Закона N 163-ФЗ, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу Закона N 163-ФЗ (п. 5 ст. 82 НК РФ, п. 2 ст. 2 Закона N 163-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Доказывание обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 54.1 НК РФ, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных п. 2 ст. 54.1 НК РФ, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля. При этом данные положения применяются к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу Закона N 163-ФЗ, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу Закона N 163-ФЗ (п. 5 ст. 82 НК РФ, п. 2 ст. 2 Закона N 163-ФЗ).
Вопрос: Физлицо сдало 3-НДФЛ о продаже недвижимости с нарушением срока с исчисленным налогом к уплате без учета расходов на покупку. Во время камеральной проверки сдана уточненная декларация с отражением расходов. Сумма НДФЛ уменьшилась. Из какой суммы налога рассчитать штраф за непредставление декларации и неуплату налога?
(Консультация эксперта, 2024)На основании положений п. 5 ст. 88 НК РФ, если в рамках проведения камеральной проверки установлен факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностное лицо налогового органа обязано составить акт проверки в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
(Консультация эксперта, 2024)На основании положений п. 5 ст. 88 НК РФ, если в рамках проведения камеральной проверки установлен факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностное лицо налогового органа обязано составить акт проверки в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
Вопрос: Является ли дробление бизнеса признаком получения необоснованной налоговой выгоды, если организация разделена на несколько новых, учредители - взаимозависимые лица, деятельность ведется в одном помещении по единой базе заказчиков?
(Консультация эксперта, 2024)- камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиков, представленных в налоговые органы после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ;
(Консультация эксперта, 2024)- камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиков, представленных в налоговые органы после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ;
Вопрос: Правомерен ли отказ в вычете НДС по операциям с недобросовестным контрагентом, совершенным в прошлом периоде, в котором признаки недобросовестности отсутствовали (в текущем периоде взаимоотношений с контрагентом нет)?
(Консультация эксперта, 2024)Вместе с тем у налогового органа могут возникнуть сомнения в добросовестности налогоплательщика, например, при проверке его контрагента, уже после завершения камеральной проверки декларации. В такой ситуации в отношении налогоплательщика может быть проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой может быть установлен факт нарушения налогоплательщиком налогового законодательства и в вычете заявленного НДС может быть отказано. Такая ситуация чревата для налогоплательщика не только отказом в вычете НДС, но и доначислением сумм налога, пеней и штрафа за неуплату налога по ст. 122 НК РФ. При этом сумма штрафа может достигать 40% от размера недоимки при установлении умысла в действиях налогоплательщика.
(Консультация эксперта, 2024)Вместе с тем у налогового органа могут возникнуть сомнения в добросовестности налогоплательщика, например, при проверке его контрагента, уже после завершения камеральной проверки декларации. В такой ситуации в отношении налогоплательщика может быть проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой может быть установлен факт нарушения налогоплательщиком налогового законодательства и в вычете заявленного НДС может быть отказано. Такая ситуация чревата для налогоплательщика не только отказом в вычете НДС, но и доначислением сумм налога, пеней и штрафа за неуплату налога по ст. 122 НК РФ. При этом сумма штрафа может достигать 40% от размера недоимки при установлении умысла в действиях налогоплательщика.
Статья: Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)- по результатам выездной налоговой проверки - в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке;
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)- по результатам выездной налоговой проверки - в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке;
Статья: К чему приведет подача уточненной декларации после окончания проверки, но до вынесения решения
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 6)Налоговики применяют разъяснения ВС РФ, в том числе в соответствии с п. 4 Письма ФНС России от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@. В случае подачи налогоплательщиками уточненных деклараций после окончания выездной проверки налоговый орган вправе проверить уточненные декларации в рамках камеральной или повторной выездной проверки (в части уточнения) на основании абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ.
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 6)Налоговики применяют разъяснения ВС РФ, в том числе в соответствии с п. 4 Письма ФНС России от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@. В случае подачи налогоплательщиками уточненных деклараций после окончания выездной проверки налоговый орган вправе проверить уточненные декларации в рамках камеральной или повторной выездной проверки (в части уточнения) на основании абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ.
Статья: Уточненная декларация за период выездной проверки: можно ли проводить ее камеральную проверку?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 7)Суды отметили правомерность ссылки инспекции на то, что налоговый орган вправе, но не обязан учитывать факты подачи уточненных деклараций налогоплательщиками после составления акта выездной проверки, сохраняя свое право на последующую реализацию возможности осуществления в их отношении соответствующих мероприятий налогового контроля в рамках проведения камеральной проверки либо проведения повторной выездной проверки. Однако в рассматриваемом случае налоговый орган фактически осуществил проверку уточненной декларации, несмотря на ее подачу после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля, и учел ее показатели при вынесении решения по результатам выездной проверки.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 7)Суды отметили правомерность ссылки инспекции на то, что налоговый орган вправе, но не обязан учитывать факты подачи уточненных деклараций налогоплательщиками после составления акта выездной проверки, сохраняя свое право на последующую реализацию возможности осуществления в их отношении соответствующих мероприятий налогового контроля в рамках проведения камеральной проверки либо проведения повторной выездной проверки. Однако в рассматриваемом случае налоговый орган фактически осуществил проверку уточненной декларации, несмотря на ее подачу после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля, и учел ее показатели при вынесении решения по результатам выездной проверки.
Статья: Налоговый мониторинг в контексте правоприменительной практики
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)2) выгоды от снижения административной нагрузки после вступления организации в налоговый мониторинг не столь очевидны, как принято считать. И связано это с тем, что онлайн-взаимодействие, основанное на предоставлении налоговой инспекции доступа к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика, не является в действительности полной и безусловной заменой традиционного налогового контроля. Потенциал такого взаимодействия реализуется лишь частично и нацелен прежде всего на сокращение не налоговой отчетности, как можно было бы предположить, а только документов и пояснений, которые обычно запрашивают налоговые органы, когда проводят контроль. И если эффективность налогового мониторинга в этом направлении была достигнута достаточно быстро (еще несколько лет назад ФНС России объявляла о существенном сокращении документооборота <29> во взаимодействии с участниками налогового мониторинга), то в случае с налоговыми проверками ситуация выглядит иначе. Так, отмена камеральных налоговых проверок не дает практических выгод, потому что налогоплательщик по-прежнему должен подавать налоговую отчетность в полном объеме, которая независимо от формы контроля подлежит проверке. Отмена заключается в том, что такая проверка не называется камеральной. Более того, будучи уверенным в отсутствии камеральных налоговых проверок, новый участник налогового мониторинга может получить штраф за непредставление отчетности, и это само по себе является риском перехода на данную форму контроля. Отмена выездных налоговых проверок фактически предполагает только сужение проверяемого в их рамках периода деятельности, а потому вступление в налоговый мониторинг не следует путать с запретом на проведение выездной налоговой проверки. Она может быть инициирована даже после вступления в налоговый мониторинг, например в отношении предыдущих налоговых периодов, которые налоговым мониторингом не охвачены, и каких-либо правовых барьеров для этого нет;
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)2) выгоды от снижения административной нагрузки после вступления организации в налоговый мониторинг не столь очевидны, как принято считать. И связано это с тем, что онлайн-взаимодействие, основанное на предоставлении налоговой инспекции доступа к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика, не является в действительности полной и безусловной заменой традиционного налогового контроля. Потенциал такого взаимодействия реализуется лишь частично и нацелен прежде всего на сокращение не налоговой отчетности, как можно было бы предположить, а только документов и пояснений, которые обычно запрашивают налоговые органы, когда проводят контроль. И если эффективность налогового мониторинга в этом направлении была достигнута достаточно быстро (еще несколько лет назад ФНС России объявляла о существенном сокращении документооборота <29> во взаимодействии с участниками налогового мониторинга), то в случае с налоговыми проверками ситуация выглядит иначе. Так, отмена камеральных налоговых проверок не дает практических выгод, потому что налогоплательщик по-прежнему должен подавать налоговую отчетность в полном объеме, которая независимо от формы контроля подлежит проверке. Отмена заключается в том, что такая проверка не называется камеральной. Более того, будучи уверенным в отсутствии камеральных налоговых проверок, новый участник налогового мониторинга может получить штраф за непредставление отчетности, и это само по себе является риском перехода на данную форму контроля. Отмена выездных налоговых проверок фактически предполагает только сужение проверяемого в их рамках периода деятельности, а потому вступление в налоговый мониторинг не следует путать с запретом на проведение выездной налоговой проверки. Она может быть инициирована даже после вступления в налоговый мониторинг, например в отношении предыдущих налоговых периодов, которые налоговым мониторингом не охвачены, и каких-либо правовых барьеров для этого нет;
Готовое решение: Как принимают и вручают решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как вступает в силу решение о привлечении к налоговой ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как вступает в силу решение о привлечении к налоговой ответственности