Выдел земельного участка под многоквартирным домом
Подборка наиболее важных документов по запросу Выдел земельного участка под многоквартирным домом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 169 "Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" ЖК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Указанное нежилое встроенно-пристроенное помещение имеет адрес МКД и не зарегистрировано как самостоятельное здание. К помещению подведены системы водоснабжения, канализации и электроснабжения МКД. Доказательства того, что ответчиком произведено выделение спорного объекта из указанного МКД, не представлены. Отдельный земельный участок под спорное нежилое помещение ответчику не выделялся.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Указанное нежилое встроенно-пристроенное помещение имеет адрес МКД и не зарегистрировано как самостоятельное здание. К помещению подведены системы водоснабжения, канализации и электроснабжения МКД. Доказательства того, что ответчиком произведено выделение спорного объекта из указанного МКД, не представлены. Отдельный земельный участок под спорное нежилое помещение ответчику не выделялся.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Строительство жилого здания сверх установленной этажности при условии создания (финансирования) застройщиком объектов социальной инфраструктуры: правовой опыт Бразилии и России
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В рамках второго спора <17> городская администрация (далее - истец) обратилась с иском к застройщику (далее - ответчик) об обязании последнего исполнить договорные обязательства путем безвозмездной передачи в муниципальную собственность г. Перми здания средней общеобразовательной школы и земельного участка, необходимого для ее обслуживания, а также детского сада (встроенно-пристроенного помещения на первом этаже многоквартирного жилого дома) с выделением земельного участка для прогулок лиц, посещающих такое учреждение. Ответчик предъявил встречный иск об обязании администрации возвратить обществу оплату по соглашению, признании соглашения о безвозмездном проектировании, безвозмездном строительстве, вводе в эксплуатацию и передаче в муниципальную собственность г. Перми расторгнутым. Суды всех инстанций удовлетворили первоначальный иск администрации и отказали в удовлетворении встречного иска застройщика. При этом суд, в частности кассационной инстанции, указал следующее. Из материалов дела не следует, что передача имущества в муниципальную собственность обусловлена совершением истцом каких-либо действий, связанных с выдачей разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или с изменением проекта планировки территории, правил землепользования и застройки с целью изменения коэффициента плотности застройки и/или высоты (этажности) зданий. Процедура получения таких разрешений или изменения правил землепользования и застройки, документации по планировке территории нормативно урегулирована и не поставлена в зависимость ни от субъективного усмотрения органов, ни от наличия встречного имущественного предоставления заинтересованных лиц. Орган местного самоуправления обязан руководствоваться публичными интересами и теми задачами, которые на него возложены, в том числе по обеспечению устойчивого развития территории города Перми, созданию благоприятной городской среды.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В рамках второго спора <17> городская администрация (далее - истец) обратилась с иском к застройщику (далее - ответчик) об обязании последнего исполнить договорные обязательства путем безвозмездной передачи в муниципальную собственность г. Перми здания средней общеобразовательной школы и земельного участка, необходимого для ее обслуживания, а также детского сада (встроенно-пристроенного помещения на первом этаже многоквартирного жилого дома) с выделением земельного участка для прогулок лиц, посещающих такое учреждение. Ответчик предъявил встречный иск об обязании администрации возвратить обществу оплату по соглашению, признании соглашения о безвозмездном проектировании, безвозмездном строительстве, вводе в эксплуатацию и передаче в муниципальную собственность г. Перми расторгнутым. Суды всех инстанций удовлетворили первоначальный иск администрации и отказали в удовлетворении встречного иска застройщика. При этом суд, в частности кассационной инстанции, указал следующее. Из материалов дела не следует, что передача имущества в муниципальную собственность обусловлена совершением истцом каких-либо действий, связанных с выдачей разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или с изменением проекта планировки территории, правил землепользования и застройки с целью изменения коэффициента плотности застройки и/или высоты (этажности) зданий. Процедура получения таких разрешений или изменения правил землепользования и застройки, документации по планировке территории нормативно урегулирована и не поставлена в зависимость ни от субъективного усмотрения органов, ни от наличия встречного имущественного предоставления заинтересованных лиц. Орган местного самоуправления обязан руководствоваться публичными интересами и теми задачами, которые на него возложены, в том числе по обеспечению устойчивого развития территории города Перми, созданию благоприятной городской среды.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)В свою очередь, невозможность определения такой части (ввиду отсутствия выделенного земельного участка под построенным МКД) не освобождает застройщика от повышающего коэффициента по всему участку под строящимся жилым комплексом, в котором часть домов не введена в эксплуатацию или может быть вообще еще не начата строительством.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)В свою очередь, невозможность определения такой части (ввиду отсутствия выделенного земельного участка под построенным МКД) не освобождает застройщика от повышающего коэффициента по всему участку под строящимся жилым комплексом, в котором часть домов не введена в эксплуатацию или может быть вообще еще не начата строительством.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе:
(ред. от 04.11.2025)4. Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе:
Статья: Отдельные вопросы судебной практики по спорам о правах на самовольную постройку
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)При проверке правомерности такого строительства суды также установили, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома было принято решение о выделении земельного участка площадью 70 кв. м для реконструкции гаража в двухэтажный офис на территории многоквартирного дома. В указанном собрании приняли участие собственники помещений общей площадью 1 141,7 кв. м, что составляет 72,7% от общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в результате подсчета голосов из 17 собственников помещений проголосовали за 13 собственников, против - 0, воздержались - 4 собственника.
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)При проверке правомерности такого строительства суды также установили, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома было принято решение о выделении земельного участка площадью 70 кв. м для реконструкции гаража в двухэтажный офис на территории многоквартирного дома. В указанном собрании приняли участие собственники помещений общей площадью 1 141,7 кв. м, что составляет 72,7% от общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в результате подсчета голосов из 17 собственников помещений проголосовали за 13 собственников, против - 0, воздержались - 4 собственника.
Статья: Типология решений собраний участников жилищных отношений
(Формакидов Д.А.)
("Закон", 2023, N 3)Правда, согласно ч. 2 ст. 137 ЖК РФ в случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, ТСЖ вправе: предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме; в соответствии с требованиями законодательства в установленном порядке надстраивать, перестраивать часть общего имущества в нем; получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации; осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений застройку прилегающих к многоквартирному дому выделенных земельных участков; заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия. На основании ст. 152 ЖК РФ ТСЖ может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности: обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме; строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме; сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.
(Формакидов Д.А.)
("Закон", 2023, N 3)Правда, согласно ч. 2 ст. 137 ЖК РФ в случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, ТСЖ вправе: предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме; в соответствии с требованиями законодательства в установленном порядке надстраивать, перестраивать часть общего имущества в нем; получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации; осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений застройку прилегающих к многоквартирному дому выделенных земельных участков; заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия. На основании ст. 152 ЖК РФ ТСЖ может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности: обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме; строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме; сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.