Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций
Подборка наиболее важных документов по запросу Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Заявитель не согласен с отказом в выдаче разрешения на размещение рекламной конструкции
(КонсультантПлюс, 2025)Признать незаконным отказ в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
(КонсультантПлюс, 2025)Признать незаконным отказ в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.36 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации" ЗК РФРазрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций выдал департамент архитектуры, действующий в этом вопросе от имени собственника земельного участка. При этом все разрешения выданы без проведения конкурентных процедур, в то время как рынок услуг по размещению наружной рекламы в границах города конкурентен и востребован."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как установить рекламную конструкцию
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
Ситуация: Как размещается реклама на жилом доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер госпошлины за выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции составляет 5 000 руб. (пп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер госпошлины за выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции составляет 5 000 руб. (пп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
"Размещение рекламных конструкций в Москве"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)4. Получение разрешения на установку
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)4. Получение разрешения на установку
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)<*> Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в МКД, заключение договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом. Такой договор заключается лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений в МКД. По окончании срока действия договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции обязательства сторон по нему прекращаются. Нарушение указанного требования - неполучение согласия собственников помещений в МКД - с 17.05.2022 является основанием для принятия ОМСУ муниципального района или городского округа решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (п. 6 ч. 15 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 106-ФЗ). Разрешения, выданные при отсутствии согласия собственников помещений в МКД, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа (ч. 9.2 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ в новой редакции).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)<*> Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в МКД, заключение договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом. Такой договор заключается лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений в МКД. По окончании срока действия договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции обязательства сторон по нему прекращаются. Нарушение указанного требования - неполучение согласия собственников помещений в МКД - с 17.05.2022 является основанием для принятия ОМСУ муниципального района или городского округа решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (п. 6 ч. 15 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 106-ФЗ). Разрешения, выданные при отсутствии согласия собственников помещений в МКД, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа (ч. 9.2 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ в новой редакции).
Ситуация: Что делать, если на фасаде многоквартирного дома размещена реклама без согласия жильцов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданное органом местного самоуправления без соблюдения указанного требования, подлежит аннулированию (ч. 9.2, п. 5 ч. 18 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданное органом местного самоуправления без соблюдения указанного требования, подлежит аннулированию (ч. 9.2, п. 5 ч. 18 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).
Последние изменения: Реклама на рекламных конструкциях
(КонсультантПлюс, 2025)если заключено дополнительное соглашение, орган местного самоуправления муниципального района (муниципального округа, городского округа) продлевает срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на срок продления договора. Для этого лицо, которому выдано разрешение, должно подать заявление. Порядок его подачи предусмотрен ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе. Срок действия разрешения продлят, если лицо, которое подало заявление, уплатило государственную пошлину за выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
(КонсультантПлюс, 2025)если заключено дополнительное соглашение, орган местного самоуправления муниципального района (муниципального округа, городского округа) продлевает срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на срок продления договора. Для этого лицо, которому выдано разрешение, должно подать заявление. Порядок его подачи предусмотрен ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе. Срок действия разрешения продлят, если лицо, которое подало заявление, уплатило государственную пошлину за выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Статья: Административная ответственность в сфере распространения наружной рекламы, устанавливаемая законами субъектов Российской Федерации
(Косырев Е.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 11)Ни в Законе о рекламе, ни в иных федеральных нормативных правовых актах не содержатся правила размещения рекламных конструкций с целью сохранения внешнего архитектурного облика какого-либо территориального образования. Кроме того, из Закона о рекламе только косвенно следует, что рекламная конструкция не должна нарушать внешний архитектурный облик, в ст. 19 которого лишь указывается, что его нарушение является основанием для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также для его аннулирования. Поэтому субъекты РФ имеют право устанавливать ответственность за нарушение таких правил, принятых соответствующими региональными и муниципальными органами.
(Косырев Е.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 11)Ни в Законе о рекламе, ни в иных федеральных нормативных правовых актах не содержатся правила размещения рекламных конструкций с целью сохранения внешнего архитектурного облика какого-либо территориального образования. Кроме того, из Закона о рекламе только косвенно следует, что рекламная конструкция не должна нарушать внешний архитектурный облик, в ст. 19 которого лишь указывается, что его нарушение является основанием для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также для его аннулирования. Поэтому субъекты РФ имеют право устанавливать ответственность за нарушение таких правил, принятых соответствующими региональными и муниципальными органами.
Статья: Некоторые аспекты правового статуса органов местного самоуправления в конкурентной среде на товарных рынках Российской Федерации
(Ефимцева Т.В., Петров В.И.)
("Конкурентное право", 2021, N 1)В ст. 12 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление самостоятельно в пределах своей компетенции. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <3> утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального округа осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <4> (далее - Закон N 38-ФЗ) и отнесены к вопросам местного значения.
(Ефимцева Т.В., Петров В.И.)
("Конкурентное право", 2021, N 1)В ст. 12 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление самостоятельно в пределах своей компетенции. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <3> утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального округа осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <4> (далее - Закон N 38-ФЗ) и отнесены к вопросам местного значения.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Кроме того, следует отметить, что и в Законе N 131-ФЗ отдельные вопросы местного значения хотя и не обозначены как муниципальный контроль, тем не менее подразумевают его. Так, к вопросам местного значения муниципального района, муниципального и городского округа отнесены выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (п. 15.1 ст. 15, п. 26.1 ст. 16). Можно сделать вывод, что такая деятельность органов местного самоуправления фактически является контролем в области рекламы.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Кроме того, следует отметить, что и в Законе N 131-ФЗ отдельные вопросы местного значения хотя и не обозначены как муниципальный контроль, тем не менее подразумевают его. Так, к вопросам местного значения муниципального района, муниципального и городского округа отнесены выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (п. 15.1 ст. 15, п. 26.1 ст. 16). Можно сделать вывод, что такая деятельность органов местного самоуправления фактически является контролем в области рекламы.
Статья: Разрешительная деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района (п. 15.1 ст. 15, п. 26.1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении, п. 13 ч. 3 ст. 32 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района (п. 15.1 ст. 15, п. 26.1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении, п. 13 ч. 3 ст. 32 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).