Выборы главы муниципального обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Выборы главы муниципального обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов на муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)Участие депутата, осуществляющего полномочия на непостоянной основе, в заседании представительного органа по вопросу избрания главы муниципального образования, где одним из кандидатов является близкий родственник данного депутата, само по себе не свидетельствует о наличии конфликта интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Участие депутата, осуществляющего полномочия на непостоянной основе, в заседании представительного органа по вопросу избрания главы муниципального образования, где одним из кандидатов является близкий родственник данного депутата, само по себе не свидетельствует о наличии конфликта интересов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Глава муниципального образования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения выборов главы муниципального образования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения выборов главы муниципального образования
Статья: Отмена прямых выборов мэра города Томска и проблемы коммуникации в единой системе публичной власти
(Сенникова Д.В., Юсубов Э.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6
(Сенникова Д.В., Юсубов Э.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается:
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается:
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"6. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"6. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.
Статья: Реформа местного самоуправления в контексте поправок в Конституцию Российской Федерации
(Седых Н.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)2. Изменение порядка выборов глав муниципальных образований (Федеральный закон от 03.02.2015 N 8-ФЗ): введение конкурсной процедуры избрания глав муниципальных образований позволило вышестоящим органам власти существенно влиять на этот процесс, вызвав критику со стороны исследователей, указывающих на угрозу отмены прямых выборов и подрыва демократического характера местного самоуправления <3>.
(Седых Н.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)2. Изменение порядка выборов глав муниципальных образований (Федеральный закон от 03.02.2015 N 8-ФЗ): введение конкурсной процедуры избрания глав муниципальных образований позволило вышестоящим органам власти существенно влиять на этот процесс, вызвав критику со стороны исследователей, указывающих на угрозу отмены прямых выборов и подрыва демократического характера местного самоуправления <3>.
Статья: Избирательные права граждан
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с требованиями федерального закона кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ (ч. 13 ст. 22 Закона об организации публичной власти субъектов РФ) (не может быть менее 0,5 и более 2 процентов от числа зарегистрированных избирателей).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с требованиями федерального закона кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ (ч. 13 ст. 22 Закона об организации публичной власти субъектов РФ) (не может быть менее 0,5 и более 2 процентов от числа зарегистрированных избирателей).
Статья: Муниципальная реформа в России в контексте мировых моделей организации местного самоуправления в федеративных системах
(Корольков В.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)В знаковом деле Attorney General of Lagos State v. Attorney General of the Federation Верховный суд отдал приоритет штатам в вопросе учреждения новых муниципалитетов, отметив при этом, что органы местного управления смогут вступить в свои правомочия только после внесения соответствующих поправок в Конституцию <41>. Однако законы штатов зачастую ограничивают компетенцию органов местного управления, зафиксированную в приложении 4, сводя самостоятельность этих органов к минимуму, а в той незначительной степени, в которой органы местного управления не только формально, но и юридически правомочны, они превратились в "цитадель коррупции" <42>. Удивительным образом при этом не только сохраняются прямые выборы мэров и местных советов, а также регулярно используются консультативные институты непосредственной демократии, но и растет спрос населения на увеличение демократических процедур в рамках системы местного управления. На в целом подчиненный статус органов местного управления вышестоящим уровням власти указывает и дотационный характер их бюджетов, имеющий место ввиду ограниченного перечня источников доходов местных бюджетов <43>.
(Корольков В.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)В знаковом деле Attorney General of Lagos State v. Attorney General of the Federation Верховный суд отдал приоритет штатам в вопросе учреждения новых муниципалитетов, отметив при этом, что органы местного управления смогут вступить в свои правомочия только после внесения соответствующих поправок в Конституцию <41>. Однако законы штатов зачастую ограничивают компетенцию органов местного управления, зафиксированную в приложении 4, сводя самостоятельность этих органов к минимуму, а в той незначительной степени, в которой органы местного управления не только формально, но и юридически правомочны, они превратились в "цитадель коррупции" <42>. Удивительным образом при этом не только сохраняются прямые выборы мэров и местных советов, а также регулярно используются консультативные институты непосредственной демократии, но и растет спрос населения на увеличение демократических процедур в рамках системы местного управления. На в целом подчиненный статус органов местного управления вышестоящим уровням власти указывает и дотационный характер их бюджетов, имеющий место ввиду ограниченного перечня источников доходов местных бюджетов <43>.
Статья: О конкурсном избрании главы муниципального образования в контексте трансформации законодательства о местном самоуправлении
(Шастина А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6
(Шастина А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6
Статья: Новое "окно возможностей" государства для участия в делах местного самоуправления
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Вернемся к такому вопросу "проникновения" государственных начал в муниципальную сферу, как кадровые назначения на ключевые должности в органах местного самоуправления с участием органов государственной власти. Не лишним будет напомнить о положениях действующего Закона N 131-ФЗ, дополнившего в 2014 г. имеющиеся способы выборов главы муниципального образования еще одним, предусматривающим предварительный конкурсный отбор претендентов. Здесь тоже не обошлось без высшего должностного лица субъекта РФ, которого законодатель управомочил назначать членов конкурсной комиссии на паритетных началах с представительным органом муниципального образования. Взвешенные оценки эта процедура получила далеко не сразу. Однако судебная практика и муниципальная теория постепенно сформировали объективный взгляд, позволяющий увидеть очевидные плюсы для решения проблемы профессионального управления исполнительно-распорядительной деятельности <20>.
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Вернемся к такому вопросу "проникновения" государственных начал в муниципальную сферу, как кадровые назначения на ключевые должности в органах местного самоуправления с участием органов государственной власти. Не лишним будет напомнить о положениях действующего Закона N 131-ФЗ, дополнившего в 2014 г. имеющиеся способы выборов главы муниципального образования еще одним, предусматривающим предварительный конкурсный отбор претендентов. Здесь тоже не обошлось без высшего должностного лица субъекта РФ, которого законодатель управомочил назначать членов конкурсной комиссии на паритетных началах с представительным органом муниципального образования. Взвешенные оценки эта процедура получила далеко не сразу. Однако судебная практика и муниципальная теория постепенно сформировали объективный взгляд, позволяющий увидеть очевидные плюсы для решения проблемы профессионального управления исполнительно-распорядительной деятельности <20>.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Контрольные полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица различаются в зависимости от способа его избрания и места в системе органов местного самоуправления. Глава, избранный населением на муниципальных выборах, совмещает эту должность с должностью руководителя местной администрации, и в этом случае контрольные полномочия главы муниципального образования довольно широкие. Так, в соответствии с п. 14 ст. 39 Устава города Ханты-Мансийска глава города осуществляет контроль за деятельностью органов администрации города. В случае избрания главы представительным органом муниципального образования руководство местной администрацией осуществляет не он, а лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, и контрольные полномочия за исполнением законодательства принадлежат этому лицу. При этом глава может возглавлять представительный орган. Например, глава Боровского района Калужской области избирается Районным Собранием из его состава и исполняет полномочия председателя Районного Собрания. Согласно ч. 4 ст. 36 Устава Боровского района к компетенции главы района отнесено издание постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности Районного Собрания <1>. Как видим, контрольные полномочия главы муниципального образования при такой организационной модели могут касаться лишь вопросов организации деятельности представительного органа. Еще одна организационно-правовая модель разрешает совмещение полномочий главы муниципального образования с должностью главы администрации и председателя представительного органа (ч. 2 ст. 34 Закона N 131-ФЗ). В данном случае контрольные полномочия главы муниципального образования весьма обширны, что, впрочем, было предметом судебных споров <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Контрольные полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица различаются в зависимости от способа его избрания и места в системе органов местного самоуправления. Глава, избранный населением на муниципальных выборах, совмещает эту должность с должностью руководителя местной администрации, и в этом случае контрольные полномочия главы муниципального образования довольно широкие. Так, в соответствии с п. 14 ст. 39 Устава города Ханты-Мансийска глава города осуществляет контроль за деятельностью органов администрации города. В случае избрания главы представительным органом муниципального образования руководство местной администрацией осуществляет не он, а лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, и контрольные полномочия за исполнением законодательства принадлежат этому лицу. При этом глава может возглавлять представительный орган. Например, глава Боровского района Калужской области избирается Районным Собранием из его состава и исполняет полномочия председателя Районного Собрания. Согласно ч. 4 ст. 36 Устава Боровского района к компетенции главы района отнесено издание постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности Районного Собрания <1>. Как видим, контрольные полномочия главы муниципального образования при такой организационной модели могут касаться лишь вопросов организации деятельности представительного органа. Еще одна организационно-правовая модель разрешает совмещение полномочий главы муниципального образования с должностью главы администрации и председателя представительного органа (ч. 2 ст. 34 Закона N 131-ФЗ). В данном случае контрольные полномочия главы муниципального образования весьма обширны, что, впрочем, было предметом судебных споров <2>.
Статья: Повышение профессионализма глав муниципальных образований посредством совершенствования законодательства о выборах
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10