Вправе ли гражданский служащий выполнять иную оплачиваемую работу
Подборка наиболее важных документов по запросу Вправе ли гражданский служащий выполнять иную оплачиваемую работу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие требования предъявляют к государственным гражданским служащим
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли госслужащий работать по совместительству
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли госслужащий работать по совместительству
Вопрос: Вправе ли государственный гражданский служащий выполнять иную оплачиваемую работу?
("Официальный сайт Росздравнадзора", 2021)"Официальный сайт Росздравнадзора roszdravnadzor.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Росздравнадзора", 2021)"Официальный сайт Росздравнадзора roszdravnadzor.gov.ru", 2021
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"3. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе:
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"3. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе:
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Вопросы реализации трудовых прав государственными служащими (в том числе и вопросы осуществления иной оплачиваемой работы) нашли свое отражение в исследованиях таких юристов, как А.В. Артемов [1], Ю.Г. Беляева [2], Е.Р. Брюхина [3], И.В. Григорьев [4], Т.А. Занко [5], А.В. Ольшевская [6]. Несмотря на расхождения в оценке сущностного содержания рассматриваемого ограничения права государственного служащего выполнять иную оплачиваемую работу: от дозволения до прямого запрета (и квазиуведомительного порядка, позволяющего представителю нанимателя фактически запретить выполнение иной оплачиваемой работы посредством толкования понятия "конфликт интересов"), исследователи сходятся в том, что данное ограничение трудовых прав госслужащих является элементом системы антикоррупционных запретов [7]. С учетом всеобъемлющего подхода к противодействию коррупции, выражающегося в том числе посредством универсального применения категории "конфликт интересов" ко всем государственным и муниципальным служащим, а также особенностей ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения [8] видится логичным системное и универсальное регулирование вопроса ограничения прав государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству. Для подтверждения данного предположения обратимся прежде всего к институту государственной гражданской службы Российской Федерации - согласно Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу при условии предварительного уведомления представителя нанимателя о соответствующем намерении и если это не повлечет за собой конфликта интересов. В случае если деятельность оплачивается исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, гражданскому служащему потребуется письменное разрешение представителя нанимателя.
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Вопросы реализации трудовых прав государственными служащими (в том числе и вопросы осуществления иной оплачиваемой работы) нашли свое отражение в исследованиях таких юристов, как А.В. Артемов [1], Ю.Г. Беляева [2], Е.Р. Брюхина [3], И.В. Григорьев [4], Т.А. Занко [5], А.В. Ольшевская [6]. Несмотря на расхождения в оценке сущностного содержания рассматриваемого ограничения права государственного служащего выполнять иную оплачиваемую работу: от дозволения до прямого запрета (и квазиуведомительного порядка, позволяющего представителю нанимателя фактически запретить выполнение иной оплачиваемой работы посредством толкования понятия "конфликт интересов"), исследователи сходятся в том, что данное ограничение трудовых прав госслужащих является элементом системы антикоррупционных запретов [7]. С учетом всеобъемлющего подхода к противодействию коррупции, выражающегося в том числе посредством универсального применения категории "конфликт интересов" ко всем государственным и муниципальным служащим, а также особенностей ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения [8] видится логичным системное и универсальное регулирование вопроса ограничения прав государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству. Для подтверждения данного предположения обратимся прежде всего к институту государственной гражданской службы Российской Федерации - согласно Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу при условии предварительного уведомления представителя нанимателя о соответствующем намерении и если это не повлечет за собой конфликта интересов. В случае если деятельность оплачивается исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, гражданскому служащему потребуется письменное разрешение представителя нанимателя.
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2024 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий вправе с предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий вправе с предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Статья: Запрет одновременного замещения различных должностей в системе органов публичной власти: проблемы законодательного закрепления и практической реализации
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)На наш взгляд, в данной сфере общественных отношений, безусловно, следует совершенствовать механизмы выявления конфликта интересов при работе на условиях внешнего совместительства. На сегодняшний день закон закрепляет только обязанность гражданского служащего уведомить представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу. Если же последний придет к выводу, что это повлечет за собой конфликт интересов, то он может обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов с представлением, касающимся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов <14>.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)На наш взгляд, в данной сфере общественных отношений, безусловно, следует совершенствовать механизмы выявления конфликта интересов при работе на условиях внешнего совместительства. На сегодняшний день закон закрепляет только обязанность гражданского служащего уведомить представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу. Если же последний придет к выводу, что это повлечет за собой конфликт интересов, то он может обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов с представлением, касающимся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов <14>.
Готовое решение: Как оформить прием на работу по трудовому договору внешнего совместителя
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомлять работодателя - коммерческую организацию по основному месту о работе по совместительству не нужно (о получении разрешения говорилось выше). Такое требование нормативно не установлено. В то же время, например, гражданским служащим необходимо заранее уведомить представителя нанимателя о планах выполнять иную оплачиваемую работу. Важное условие: она не должна повлечь конфликт интересов (ч. 2 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе).
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомлять работодателя - коммерческую организацию по основному месту о работе по совместительству не нужно (о получении разрешения говорилось выше). Такое требование нормативно не установлено. В то же время, например, гражданским служащим необходимо заранее уведомить представителя нанимателя о планах выполнять иную оплачиваемую работу. Важное условие: она не должна повлечь конфликт интересов (ч. 2 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе).
Статья: Уведомление нанимателя об осуществлении иной оплачиваемой работы
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)Иными словами, представитель нанимателя вправе применить к государственному гражданскому служащему, не уведомившему о намерении выполнять иную оплачиваемую работу, замечание, выговор или предупреждение о неполном должностном соответствии.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)Иными словами, представитель нанимателя вправе применить к государственному гражданскому служащему, не уведомившему о намерении выполнять иную оплачиваемую работу, замечание, выговор или предупреждение о неполном должностном соответствии.
Готовое решение: Какие особенности приема на работу по совместительству действующего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что вам не нужно сообщать по месту государственной службы о заключении с госслужащим трудового договора о работе по совместительству. В отношении действующих госслужащих такая обязанность не предусмотрена (в отличие от приема некоторых бывших госслужащих, когда вы обязаны направить уведомление о заключении с ними трудового договора по последнему месту службы). При этом, в частности, гражданский служащий сам обязан заранее уведомить представителя нанимателя по месту госслужбы о планах выполнять иную оплачиваемую работу. Но вам о выполнении такого требования он сообщать не обязан, законом это не предусмотрено. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, ч. 2 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе.
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что вам не нужно сообщать по месту государственной службы о заключении с госслужащим трудового договора о работе по совместительству. В отношении действующих госслужащих такая обязанность не предусмотрена (в отличие от приема некоторых бывших госслужащих, когда вы обязаны направить уведомление о заключении с ними трудового договора по последнему месту службы). При этом, в частности, гражданский служащий сам обязан заранее уведомить представителя нанимателя по месту госслужбы о планах выполнять иную оплачиваемую работу. Но вам о выполнении такого требования он сообщать не обязан, законом это не предусмотрено. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, ч. 2 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе.