Возврат товара от покупателя в рознице
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат товара от покупателя в рознице (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 503 "Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества" ГК РФ"Из последовательного толкования требований, предусмотренных ст. 739 ГК РФ и п. 5 ст. 503 ГК РФ следует, что в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик при отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
Статья: Учет прав и интересов потребителей при заключении оптовых договоров на реализацию товаров
(Маслова В.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 3)Как и в случае с возвратами товаров без недостатков, возникает вопрос: возможно ли включить в оптовый договор условие о возврате поставщику этих товаров или о возмещении данных расходов на ремонт (в случае, если потребитель предъявит такие требования, как ему разрешает закон, непосредственно к продавцу). Прямого запрета на включение таких условий нет, однако может возникнуть речь о налоговых последствиях включения таких условий в договор. Если речь идет о возврате товаров, которые уже переданы покупателю (розничному продавцу), то оформление такой передачи будет оформлено выставлением нового счета-фактуры, НДС будет восстановлен. Что касается перечисления денег на ремонт, то эти перечисления могут быть сомнительными с точки зрения налогового органа, и у него может возникнуть вопрос о том, что расходы на ремонт являются самостоятельным объектом налогообложения по НДС (как реализация изготовителю услуг посредника или розничного торговца). Вопрос о налогообложении возмещения расходов на ремонтные работы по гарантии рассматривался и в письмах Минфина России, и в судебной практике <9>. Суды делают вывод о том, что Налоговый кодекс не уточняет, что гарантийный ремонт должен осуществляться непосредственно самим изготовителем. Можно продолжить эту мысль выводом о том, что изготовитель, изначально устанавливая гарантийный срок, а затем и оплачивая данные работы по гарантийному ремонту, заботится о своем бренде и репутации, не теряя коммерческого интереса к продвижению своей продукции и заботясь о лояльности потребителей.
(Маслова В.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 3)Как и в случае с возвратами товаров без недостатков, возникает вопрос: возможно ли включить в оптовый договор условие о возврате поставщику этих товаров или о возмещении данных расходов на ремонт (в случае, если потребитель предъявит такие требования, как ему разрешает закон, непосредственно к продавцу). Прямого запрета на включение таких условий нет, однако может возникнуть речь о налоговых последствиях включения таких условий в договор. Если речь идет о возврате товаров, которые уже переданы покупателю (розничному продавцу), то оформление такой передачи будет оформлено выставлением нового счета-фактуры, НДС будет восстановлен. Что касается перечисления денег на ремонт, то эти перечисления могут быть сомнительными с точки зрения налогового органа, и у него может возникнуть вопрос о том, что расходы на ремонт являются самостоятельным объектом налогообложения по НДС (как реализация изготовителю услуг посредника или розничного торговца). Вопрос о налогообложении возмещения расходов на ремонтные работы по гарантии рассматривался и в письмах Минфина России, и в судебной практике <9>. Суды делают вывод о том, что Налоговый кодекс не уточняет, что гарантийный ремонт должен осуществляться непосредственно самим изготовителем. Можно продолжить эту мысль выводом о том, что изготовитель, изначально устанавливая гарантийный срок, а затем и оплачивая данные работы по гарантийному ремонту, заботится о своем бренде и репутации, не теряя коммерческого интереса к продвижению своей продукции и заботясь о лояльности потребителей.
Готовое решение: Риски поставщика при заключении договора поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Если договором не определен срок, в течение которого вы обязаны заменить товар, то по общему правилу это нужно сделать в течение семи дней с момента предъявления контрагентом требования. Если требование заявил торгующий в розницу покупатель (получатель), которому товар ненадлежащего качества вернул потребитель, то заменить товар следует в разумный срок. В разумный же срок нужно безвозмездно устранить недостатки товара, если заявлено такое требование (п. 2 ст. 314, п. п. 1, 2 ст. 475, ст. 518 ГК РФ). При этом разумный срок, определенный судом, может оказаться меньше, чем вы ожидали.
(КонсультантПлюс, 2025)Если договором не определен срок, в течение которого вы обязаны заменить товар, то по общему правилу это нужно сделать в течение семи дней с момента предъявления контрагентом требования. Если требование заявил торгующий в розницу покупатель (получатель), которому товар ненадлежащего качества вернул потребитель, то заменить товар следует в разумный срок. В разумный же срок нужно безвозмездно устранить недостатки товара, если заявлено такое требование (п. 2 ст. 314, п. п. 1, 2 ст. 475, ст. 518 ГК РФ). При этом разумный срок, определенный судом, может оказаться меньше, чем вы ожидали.
Готовое решение: Как учитывать товары
(КонсультантПлюс, 2025)Как отразить в бухгалтерском учете возврат товара от покупателя в розничной торговле
(КонсультантПлюс, 2025)Как отразить в бухгалтерском учете возврат товара от покупателя в розничной торговле
Статья: 6 сложных вопросов по выбору КВО для НДС-регистров
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 7)Ситуация 2. Товар вам вернул розничный покупатель (человек, у которого нет статуса ИП). В таком случае вам надо зарегистрировать в книге покупок тот документ, который подтверждает возврат денег покупателю-физлицу. К примеру, это может быть чек ККТ на возврат <1>. Проставьте при этом КВО 17.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 7)Ситуация 2. Товар вам вернул розничный покупатель (человек, у которого нет статуса ИП). В таком случае вам надо зарегистрировать в книге покупок тот документ, который подтверждает возврат денег покупателю-физлицу. К примеру, это может быть чек ККТ на возврат <1>. Проставьте при этом КВО 17.
Готовое решение: Что нужно знать о расторжении договора купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при отказе покупателя от договора розничной купли-продажи из-за недостатков товара с требованием вернуть уплаченное покупатель должен возвратить товар по требованию продавца и за его счет (п. 5 ст. 503 ГК РФ, п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). При дистанционной продаже есть сроки возврата товара для покупателя-потребителя, который отказался от товара. Кроме того, потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара (п. 3 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при отказе покупателя от договора розничной купли-продажи из-за недостатков товара с требованием вернуть уплаченное покупатель должен возвратить товар по требованию продавца и за его счет (п. 5 ст. 503 ГК РФ, п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). При дистанционной продаже есть сроки возврата товара для покупателя-потребителя, который отказался от товара. Кроме того, потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара (п. 3 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).