Возврат авиабилетов купленных у агента
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат авиабилетов купленных у агента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.09.2024 N 33-22246/2024 (УИД 78RS0006-01-2024-001813-86)
Категория спора: Перевозка.
Требования пассажира, заказчика: 1) О возврате уплаченных денежных средств; 2) О взыскании неустойки, штрафа; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с требованием о возврате уплаченных денежных средств за авиабилеты в связи с невозможностью совершения поездки по причине болезни, представив необходимые документы, однако в возврате денежных средств ответчиком было отказано.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено.Указанное положение не исключает того обстоятельства, что возврат стоимости приобретенных авиабилетов может быть осуществлен и самим агентом, если судом будет установлено, что денежные средства, полученные от пассажира, не были перечислены агентом перевозчику или если перевозчик вернул денежные средства агенту для перечисления их пассажиру.
Категория спора: Перевозка.
Требования пассажира, заказчика: 1) О возврате уплаченных денежных средств; 2) О взыскании неустойки, штрафа; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с требованием о возврате уплаченных денежных средств за авиабилеты в связи с невозможностью совершения поездки по причине болезни, представив необходимые документы, однако в возврате денежных средств ответчиком было отказано.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено.Указанное положение не исключает того обстоятельства, что возврат стоимости приобретенных авиабилетов может быть осуществлен и самим агентом, если судом будет установлено, что денежные средства, полученные от пассажира, не были перечислены агентом перевозчику или если перевозчик вернул денежные средства агенту для перечисления их пассажиру.
Апелляционное определение Белгородского областного суда от 06.06.2023 N 33-2964/2023 (УИД 31RS0016-01-2023-000457-30)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств; 3) О расторжении договора; 4) О взыскании убытков; 5) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился к ответчику за оказанием услуги по приобретению авиабилетов. Стоимость услуги была им уплачена. Однако через день после платы ему были предоставлены сведения только об одном рейсе без обратного билета. Несмотря на неоднократные требования предоставить сведения об обратном билете, ответчик от исполнения своей обязанности уклонился. В результате поездка не состоялась, истец был вынужден нести расходы на проживание в гостинице.
Решение: Отказано.Клиент согласен с тем, что приобретаемые авиабилеты являются невозвратными, а оплаченная сумма заказа при добровольном отказе от перелета возврату не подлежит. В случае отказа от исполнения договора клиент обязан компенсировать агенту расходы по исполнению договора (пункты 6.2.1, 7.2 публичной оферты).
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств; 3) О расторжении договора; 4) О взыскании убытков; 5) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился к ответчику за оказанием услуги по приобретению авиабилетов. Стоимость услуги была им уплачена. Однако через день после платы ему были предоставлены сведения только об одном рейсе без обратного билета. Несмотря на неоднократные требования предоставить сведения об обратном билете, ответчик от исполнения своей обязанности уклонился. В результате поездка не состоялась, истец был вынужден нести расходы на проживание в гостинице.
Решение: Отказано.Клиент согласен с тем, что приобретаемые авиабилеты являются невозвратными, а оплаченная сумма заказа при добровольном отказе от перелета возврату не подлежит. В случае отказа от исполнения договора клиент обязан компенсировать агенту расходы по исполнению договора (пункты 6.2.1, 7.2 публичной оферты).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Невозвратные билеты: законны или нет?
(Панкратова А.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 4)В таких ситуациях пассажир вправе рассчитывать на возврат полной стоимости неиспользованного проездного билета. Оспариваемые нормы абз. 2 и 3 п. 93 Правил регулируют иные ситуации, возникающие при добровольном отказе пассажира от перевозки. Тем самым положения данного нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству. Туристам и пассажирам следует внимательно прочесть Правила или же обратиться за помощью в турагентство, сотрудники которого компетентны в различных вопросах, в том числе и по поводу возврата билетов. Ведь если по условиям договора авиабилеты приобретаются через посредника, то возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки. Турагентству, предоставившему услугу по приобретению билетов, следует быть готовым к участию в процедуре возврата стоимости билетов <4> - разобраться в Правилах и нюансах их практического применения.
(Панкратова А.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 4)В таких ситуациях пассажир вправе рассчитывать на возврат полной стоимости неиспользованного проездного билета. Оспариваемые нормы абз. 2 и 3 п. 93 Правил регулируют иные ситуации, возникающие при добровольном отказе пассажира от перевозки. Тем самым положения данного нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству. Туристам и пассажирам следует внимательно прочесть Правила или же обратиться за помощью в турагентство, сотрудники которого компетентны в различных вопросах, в том числе и по поводу возврата билетов. Ведь если по условиям договора авиабилеты приобретаются через посредника, то возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки. Турагентству, предоставившему услугу по приобретению билетов, следует быть готовым к участию в процедуре возврата стоимости билетов <4> - разобраться в Правилах и нюансах их практического применения.
Статья: Заключение договора перевозки пассажира воздушным транспортом через уполномоченного агента перевозчика
(Бажина М.А.)
("Гражданское право", 2019, N 4)В действующем законодательстве не содержится конкретных требований о порядке информирования пассажиров о существенных условиях договора перевозки пассажира. В связи с этим на практике возникает большое количество споров. Так, одним из ярких примеров, иллюстрирующих существующий пробел в действующем законодательстве, является дело N 33-19910/2017, рассмотренное Верх-Исетским районным судом города Екатеринбурга. Пассажир обратился в суд с требованием о взыскании убытков, морального вреда с уполномоченного агента. Исходя из существа дела, на сайте одного из агентов были оформлены и оплачены авиабилеты. Однако пассажиру не была предоставлена какая-либо информация о том, что авиабилет невозвратный (в материалы дела агент не предоставил доказательств о том, что пассажир был уведомлен о невозвратности авиабилета). Перелет по приобретенным у агента авиабилетам не состоялся в силу задержки стыковочного рейса, авиабилеты на который были приобретены непосредственно у перевозчика. Пассажир уведомил агента (в связи с отсутствием контактов с авиаперевозчиком) о невозможности использования авиабилетов за 6 часов до предполагаемого времени вылета. Следовательно, требование об информировании о добровольном отказе от перелета до окончания регистрации, предусмотренное ст. 108 ВК РФ, пассажиром было выполнено. Уполномоченный агент отказался возвратить стоимость оплаченных, но не использованных авиабилетов, указав на то, что авиабилеты были невозвратными.
(Бажина М.А.)
("Гражданское право", 2019, N 4)В действующем законодательстве не содержится конкретных требований о порядке информирования пассажиров о существенных условиях договора перевозки пассажира. В связи с этим на практике возникает большое количество споров. Так, одним из ярких примеров, иллюстрирующих существующий пробел в действующем законодательстве, является дело N 33-19910/2017, рассмотренное Верх-Исетским районным судом города Екатеринбурга. Пассажир обратился в суд с требованием о взыскании убытков, морального вреда с уполномоченного агента. Исходя из существа дела, на сайте одного из агентов были оформлены и оплачены авиабилеты. Однако пассажиру не была предоставлена какая-либо информация о том, что авиабилет невозвратный (в материалы дела агент не предоставил доказательств о том, что пассажир был уведомлен о невозвратности авиабилета). Перелет по приобретенным у агента авиабилетам не состоялся в силу задержки стыковочного рейса, авиабилеты на который были приобретены непосредственно у перевозчика. Пассажир уведомил агента (в связи с отсутствием контактов с авиаперевозчиком) о невозможности использования авиабилетов за 6 часов до предполагаемого времени вылета. Следовательно, требование об информировании о добровольном отказе от перелета до окончания регистрации, предусмотренное ст. 108 ВК РФ, пассажиром было выполнено. Уполномоченный агент отказался возвратить стоимость оплаченных, но не использованных авиабилетов, указав на то, что авиабилеты были невозвратными.
Нормативные акты
Решение Сахалинского УФАС России от 24.05.2013 по делу N 08-08/2013
Нарушение: ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.Из письма ОАО "АА" от 04.03.2013 N 34.16/243 следует, что согласно правил применения тарифов возврат авиабилета производится по месту приобретения - г. Южно-Курильск, агент ИП Н.Н.Е. В случае отсутствия кассы агента или его представителя в конкретном городе, возврат авиабилета может быть произведен в собственных кассах ОАО "АА" Так, возврат билета в пгт. Южно-Курильск осуществляется только у ИП Н.Н.Е., поскольку иных возможностей нет, в связи с отсутствием иных касс ОАО "АА" в МО "Южно-Курильский городской округ".
Нарушение: ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.Из письма ОАО "АА" от 04.03.2013 N 34.16/243 следует, что согласно правил применения тарифов возврат авиабилета производится по месту приобретения - г. Южно-Курильск, агент ИП Н.Н.Е. В случае отсутствия кассы агента или его представителя в конкретном городе, возврат авиабилета может быть произведен в собственных кассах ОАО "АА" Так, возврат билета в пгт. Южно-Курильск осуществляется только у ИП Н.Н.Е., поскольку иных возможностей нет, в связи с отсутствием иных касс ОАО "АА" в МО "Южно-Курильский городской округ".
Вопрос: ...Организация-агент, применяющая УСН, реализует авиабилеты авиаперевозчиков-принципалов. Покупатель перечислил денежные средства, устно пояснив, что планирует их использовать в будущем для покупки авиабилетов. Договором такое перечисление средств не предусмотрено. Также агенту неизвестно, будет ли покупатель использовать эти средства или потребует их вернуть. Когда агент вправе учесть эти суммы при исчислении налоговой базы?
(Письмо Минфина РФ от 30.10.2009 N 03-11-06/2/231)Вопрос: Организация-агент, применяющая УСН, реализует авиабилеты нескольких авиаперевозчиков-принципалов. Организация-покупатель перечислила денежные средства, устно пояснив, что планирует их использовать в будущем для покупки авиабилетов. Договором между агентом и покупателем такое перечисление средств не предусмотрено. Также агенту неизвестно, будет ли покупатель использовать эти средства для приобретения авиабилетов и если будет, то билетов какого авиаперевозчика, или потребует вернуть эти средства. В какой момент агенту следует учитывать полученные суммы при исчислении налоговой базы: в момент их поступления на счет или по мере получения от покупателя заявок на приобретение авиабилетов, с учетом агентских отношений с конкретным авиаперевозчиком?
(Письмо Минфина РФ от 30.10.2009 N 03-11-06/2/231)Вопрос: Организация-агент, применяющая УСН, реализует авиабилеты нескольких авиаперевозчиков-принципалов. Организация-покупатель перечислила денежные средства, устно пояснив, что планирует их использовать в будущем для покупки авиабилетов. Договором между агентом и покупателем такое перечисление средств не предусмотрено. Также агенту неизвестно, будет ли покупатель использовать эти средства для приобретения авиабилетов и если будет, то билетов какого авиаперевозчика, или потребует вернуть эти средства. В какой момент агенту следует учитывать полученные суммы при исчислении налоговой базы: в момент их поступления на счет или по мере получения от покупателя заявок на приобретение авиабилетов, с учетом агентских отношений с конкретным авиаперевозчиком?
"Командировки по России и за рубеж: оформление, учет и налогообложение"
(Абрамова Н.В.)
("Главбух", 2006)Авиабилеты стоимостью 2140 руб. были приобретены Костровым У.Д. в агентстве. В накладной, акте и отчете агента, а также в счете-фактуре выделены следующие виды расходов:
(Абрамова Н.В.)
("Главбух", 2006)Авиабилеты стоимостью 2140 руб. были приобретены Костровым У.Д. в агентстве. В накладной, акте и отчете агента, а также в счете-фактуре выделены следующие виды расходов:
Статья: Возврат авиабилетов
(Булатова М.А.)
("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2005, N 2)Поскольку авиабилет представляет собой договор воздушной перевозки, который заключается между пассажиром и перевозчиком (п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ), то, когда клиент возвращает его в авиакассу <**> турфирмы, через которую он был приобретен, она, будучи агентом авиакомпании, обязана удержать с туриста штраф.
(Булатова М.А.)
("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2005, N 2)Поскольку авиабилет представляет собой договор воздушной перевозки, который заключается между пассажиром и перевозчиком (п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ), то, когда клиент возвращает его в авиакассу <**> турфирмы, через которую он был приобретен, она, будучи агентом авиакомпании, обязана удержать с туриста штраф.
"Воздушные перевозки: законодательство, комментарии, судебная практика, образцы документов"
(Елисеев Б.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Рыжков И.И. обратился в суд с иском к ОАО "Авиа" о взыскании стоимости 2-х авиабилетов в размере 11000 рублей, указав, что 24.12.2008 он приобрел в г. Оленегорске Мурманской области пассажирские авиабилеты на свое имя и на имя Петросян Е.В. на рейс SU 811 "Москва - Пермь" на 28.12.2008 года с вылетом в 01:10 27.12.2008 года он приобрел пассажирские авиабилеты на свое имя и на имя Петросян Е.В. на рейс 5Н-556 "Мурманск - Москва" в вылетом 27.12.2009 в 16:00. Поскольку рейс 5Н-556 "Мурманск - Москва" по неизвестной причине был задержан, то на рейс 811 "Москва - Пермь" на 28.12.2008 с вылетом в 01:10 он и Петросян Е.В. опоздали. В кассах аэропорта "Шереметьево" возмещать стоимость билетов отказались. Ему пришлось покупать новые билеты, стоимость которых составила 13000 рублей. Он обратился в ОАО "Мурманск" с претензией о возврате ему стоимости билетов рейса 811 "Москва - Пермь", его претензия была переадресована в ЗАО "Норд". Впоследствии он получил ответ из ЗАО "Норд" от 31.03.2009, в котором было указано, что компанией принято решение о выплате ему штрафа, а также было рекомендовано обратиться к перевозчику рейса SU 811 "Москва - Пермь" - ОАО "Авиа" о возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы. Помимо взыскания стоимости билетов, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей и судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг, в размере 1500 рублей.
(Елисеев Б.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Рыжков И.И. обратился в суд с иском к ОАО "Авиа" о взыскании стоимости 2-х авиабилетов в размере 11000 рублей, указав, что 24.12.2008 он приобрел в г. Оленегорске Мурманской области пассажирские авиабилеты на свое имя и на имя Петросян Е.В. на рейс SU 811 "Москва - Пермь" на 28.12.2008 года с вылетом в 01:10 27.12.2008 года он приобрел пассажирские авиабилеты на свое имя и на имя Петросян Е.В. на рейс 5Н-556 "Мурманск - Москва" в вылетом 27.12.2009 в 16:00. Поскольку рейс 5Н-556 "Мурманск - Москва" по неизвестной причине был задержан, то на рейс 811 "Москва - Пермь" на 28.12.2008 с вылетом в 01:10 он и Петросян Е.В. опоздали. В кассах аэропорта "Шереметьево" возмещать стоимость билетов отказались. Ему пришлось покупать новые билеты, стоимость которых составила 13000 рублей. Он обратился в ОАО "Мурманск" с претензией о возврате ему стоимости билетов рейса 811 "Москва - Пермь", его претензия была переадресована в ЗАО "Норд". Впоследствии он получил ответ из ЗАО "Норд" от 31.03.2009, в котором было указано, что компанией принято решение о выплате ему штрафа, а также было рекомендовано обратиться к перевозчику рейса SU 811 "Москва - Пермь" - ОАО "Авиа" о возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы. Помимо взыскания стоимости билетов, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей и судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг, в размере 1500 рублей.
Статья: Перевозка как основная составляющая себестоимости турпродукта
(Денисова М.О.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 5)От редакции. Здесь следует обратить внимание на один нюанс. В договорной практике операторов туристического рынка предоставление блока мест в ВС порой осуществляется посредством заключения агентских договоров. Иными словами, в нашей схеме фрахтователь (посредник 1) выступает в качестве принципала, который поручает агенту (посреднику 2) за вознаграждение реализовать конкретное количество авиабилетов (согласно числу посадочных мест) на определенный рейс. Затем агент (посредник 2) заключает субагентский договор со следующим посредником на тех же условиях и т.д. В целом такой механизм заполнения вместимости ВС пассажирами не противоречит закону, однако иногда подобные посреднические договоры приобретают характер притворной сделки. Поясним сказанное. Чаще всего названные посреднические договоры содержат условие о том, что принципал поручает, а агент принимает на себя обязательство осуществлять за вознаграждение от своего имени реализацию авиабилетов на чартерные рейсы. При этом агент, еще не приступив к выполнению этого задания, уже должен оплатить принципалу стоимость всего блока мест (на которые он впоследствии будет подыскивать пассажиров). Данная сумма возврату не подлежит независимо от количества реализованных впоследствии авиабилетов. Иными словами, предметом договора является предоставление жесткого блока мест - части пассажирской емкости ВС, взаиморасчеты за которую производятся по жестко оговоренному количеству мест вне зависимости от того, проданы места или нет. При таких вводных принципалу уже неважно, выполнит агент его поручение или нет, а сумма вознаграждения агента заранее известна, поскольку он уже фактически выкупил за счет собственных средств блок мест в ВС. Между тем согласно ст. 1005 ГК РФ агент всегда действует не за свой счет, а за счет принципала, так же как и любой другой посредник (комиссионер или поверенный) (ст. ст. 990, 971 ГК РФ). При этом и комиссионер, и поверенный обязаны отдать все полученное по сделке, заключенной по поручению партнеров, лишь по факту ее совершения, то есть после того, как поручение исполнено (ст. ст. 999, 974 ГК РФ), а не ранее. Эти положения распространяются и на агентские договоры, поскольку в соответствии со ст. 1011 ГК РФ в зависимости от того, действует агент от имени принципала или от своего имени, к отношениям между принципалом и агентом применяются правила, предусмотренные гл. 49 "Поручение" или гл. 51 "Комиссия".
(Денисова М.О.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 5)От редакции. Здесь следует обратить внимание на один нюанс. В договорной практике операторов туристического рынка предоставление блока мест в ВС порой осуществляется посредством заключения агентских договоров. Иными словами, в нашей схеме фрахтователь (посредник 1) выступает в качестве принципала, который поручает агенту (посреднику 2) за вознаграждение реализовать конкретное количество авиабилетов (согласно числу посадочных мест) на определенный рейс. Затем агент (посредник 2) заключает субагентский договор со следующим посредником на тех же условиях и т.д. В целом такой механизм заполнения вместимости ВС пассажирами не противоречит закону, однако иногда подобные посреднические договоры приобретают характер притворной сделки. Поясним сказанное. Чаще всего названные посреднические договоры содержат условие о том, что принципал поручает, а агент принимает на себя обязательство осуществлять за вознаграждение от своего имени реализацию авиабилетов на чартерные рейсы. При этом агент, еще не приступив к выполнению этого задания, уже должен оплатить принципалу стоимость всего блока мест (на которые он впоследствии будет подыскивать пассажиров). Данная сумма возврату не подлежит независимо от количества реализованных впоследствии авиабилетов. Иными словами, предметом договора является предоставление жесткого блока мест - части пассажирской емкости ВС, взаиморасчеты за которую производятся по жестко оговоренному количеству мест вне зависимости от того, проданы места или нет. При таких вводных принципалу уже неважно, выполнит агент его поручение или нет, а сумма вознаграждения агента заранее известна, поскольку он уже фактически выкупил за счет собственных средств блок мест в ВС. Между тем согласно ст. 1005 ГК РФ агент всегда действует не за свой счет, а за счет принципала, так же как и любой другой посредник (комиссионер или поверенный) (ст. ст. 990, 971 ГК РФ). При этом и комиссионер, и поверенный обязаны отдать все полученное по сделке, заключенной по поручению партнеров, лишь по факту ее совершения, то есть после того, как поручение исполнено (ст. ст. 999, 974 ГК РФ), а не ранее. Эти положения распространяются и на агентские договоры, поскольку в соответствии со ст. 1011 ГК РФ в зависимости от того, действует агент от имени принципала или от своего имени, к отношениям между принципалом и агентом применяются правила, предусмотренные гл. 49 "Поручение" или гл. 51 "Комиссия".
Статья: Гражданско-правовой договор в сфере цифровой экономики
(Семякин М.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 1)Такая посредническая деятельность оценивается по-разному в судебной практике, в частности в делах, где в качестве ответчиков выступали владельцы сайтов, аккумулирующих предложения различных авиакомпаний по продаже авиабилетов. Потребители ссылались на ненадлежащее информирование их предпринимателем, так как соответствующая информация о тарифах и условиях возврата билетов была предоставлена на иностранном языке, без перевода на русский, что противоречит законодательству РФ. Причем в одном случае владелец сайта по продаже авиабилетов действовал как посредник между авиакомпаниями и потребителями на основе агентского договора, выступая в качестве уполномоченного агента, и обязан был довести до сведения потребителей полную и достоверную информацию об условиях применения тарифа, включая условия возврата (невозврата) уплаченной провозной платы. Суд удовлетворил требования потребителей, мотивируя это тем, что ответчик, осуществляя продажу авиабилетов дистанционным способом, в частности через сайт, должен был предоставить информацию об условиях приобретения авиабилетов еще до заключения договора купли-продажи таких авиабилетов, в том числе с переводом на русский язык, чего ответчик не сделал <1>.
(Семякин М.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 1)Такая посредническая деятельность оценивается по-разному в судебной практике, в частности в делах, где в качестве ответчиков выступали владельцы сайтов, аккумулирующих предложения различных авиакомпаний по продаже авиабилетов. Потребители ссылались на ненадлежащее информирование их предпринимателем, так как соответствующая информация о тарифах и условиях возврата билетов была предоставлена на иностранном языке, без перевода на русский, что противоречит законодательству РФ. Причем в одном случае владелец сайта по продаже авиабилетов действовал как посредник между авиакомпаниями и потребителями на основе агентского договора, выступая в качестве уполномоченного агента, и обязан был довести до сведения потребителей полную и достоверную информацию об условиях применения тарифа, включая условия возврата (невозврата) уплаченной провозной платы. Суд удовлетворил требования потребителей, мотивируя это тем, что ответчик, осуществляя продажу авиабилетов дистанционным способом, в частности через сайт, должен был предоставить информацию об условиях приобретения авиабилетов еще до заключения договора купли-продажи таких авиабилетов, в том числе с переводом на русский язык, чего ответчик не сделал <1>.
Статья: Особенности определения лиц, участвующих в деле, при формировании исковых требований по делам о защите прав потребителей в сфере туристских услуг
(Ткачева Н.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2018, N 2)Во Фрунзенский районный суд г. Саратова обратились с исковым заявлением девять истцов, чьи права были нарушены несоблюдением сроков оказания туристских услуг (рейс был перенесен на 11 часов раньше). При формировании исковых требований учитывалось, что договор заключался между Агентом и А., сумма вносилась за туристский продукт А., и соответственно, А. имеет право требовать сумму убытков, возникших в результате нарушения условий договора. Однако суд посчитал, что истец А. не предоставила в суд достаточные доказательства, подтверждающие право требования возмещения стоимости авиабилетов, которые были вынуждены в срочном порядке приобретать туристы для прибытия в город вылета, за всех пассажиров в свою пользу и оставила исковое заявление без движения, а впоследствии возвратила его <8>. Приведенный пример показывает, что круг заинтересованных лиц, т.е. истцов, был определен верно, поскольку права каждого из них как туриста были нарушены, но была допущена ошибка при определении размера исковых требований в пользу каждого истца.
(Ткачева Н.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2018, N 2)Во Фрунзенский районный суд г. Саратова обратились с исковым заявлением девять истцов, чьи права были нарушены несоблюдением сроков оказания туристских услуг (рейс был перенесен на 11 часов раньше). При формировании исковых требований учитывалось, что договор заключался между Агентом и А., сумма вносилась за туристский продукт А., и соответственно, А. имеет право требовать сумму убытков, возникших в результате нарушения условий договора. Однако суд посчитал, что истец А. не предоставила в суд достаточные доказательства, подтверждающие право требования возмещения стоимости авиабилетов, которые были вынуждены в срочном порядке приобретать туристы для прибытия в город вылета, за всех пассажиров в свою пользу и оставила исковое заявление без движения, а впоследствии возвратила его <8>. Приведенный пример показывает, что круг заинтересованных лиц, т.е. истцов, был определен верно, поскольку права каждого из них как туриста были нарушены, но была допущена ошибка при определении размера исковых требований в пользу каждого истца.
Вопрос: Командировки работников нашей компании относятся как к облагаемой, так и к не облагаемой НДС деятельности. Мы ведем раздельный учет "входного" НДС. Купили билеты для командированных работников, НДС с услуг агентства принимаем к вычету не сразу - учитываем его на счете 19, субсчет "НДС, подлежащий распределению". В конце квартала (с учетом установленной на данный квартал пропорции облагаемых и необлагаемых операций) часть НДС принимаем к вычету (относим на счет 68-НДС), другую часть - списываем на общехозяйственные расходы (на счет 26). Часть билетов возвратили агентству, оно выставило корректировочный счет-фактуру, уменьшив стоимость своих услуг. Как нам скорректировать НДС?
("Главная книга", 2014, N 12)Пример. Восстановление НДС, предъявленного агентом, при корректировке стоимости его услуг в следующем квартале
("Главная книга", 2014, N 12)Пример. Восстановление НДС, предъявленного агентом, при корректировке стоимости его услуг в следующем квартале
Статья: Дополнительная услуга - продажа проездных документов
(Булаев С.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 6)При покупке клиентом авиа- или железнодорожных билетов в турфирме необходимо оговорить все размеры штрафов и правила их взимания. Перевозчик, как и агент, свободен в установке штрафов для турфирмы-субагента, реализующей его проездные документы. Итоговые штрафы для конечного клиента в случае возврата билета и отказа от вылета могут отличаться от законодательно установленных и должны быть согласованы с клиентом. Кроме этого, зачастую турфирмы устанавливают дополнительные штрафные санкции для покрытия собственных расходов, понесенных при реализации авиабилетов (в случае их возврата или замены). Законно ли это? В законодательстве нет ответа на этот вопрос. По общему правилу, предусмотренному гражданским законодательством для многих договоров, одна из сторон вправе отказаться от исполнения договора. При этом она обязана возместить другой стороне расходы, фактически понесенные до расторжения договора (уведомления). Если штрафные санкции налагаются турагентством в целях возмещения понесенных им в связи с исполнением поручения клиента затрат, то они могут быть включены в договор, однако этот момент клиенту следует разъяснить. В противном случае отстаивать правомерность условий заключенного договора, возможно, придется перед контролирующими органами или в суде.
(Булаев С.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 6)При покупке клиентом авиа- или железнодорожных билетов в турфирме необходимо оговорить все размеры штрафов и правила их взимания. Перевозчик, как и агент, свободен в установке штрафов для турфирмы-субагента, реализующей его проездные документы. Итоговые штрафы для конечного клиента в случае возврата билета и отказа от вылета могут отличаться от законодательно установленных и должны быть согласованы с клиентом. Кроме этого, зачастую турфирмы устанавливают дополнительные штрафные санкции для покрытия собственных расходов, понесенных при реализации авиабилетов (в случае их возврата или замены). Законно ли это? В законодательстве нет ответа на этот вопрос. По общему правилу, предусмотренному гражданским законодательством для многих договоров, одна из сторон вправе отказаться от исполнения договора. При этом она обязана возместить другой стороне расходы, фактически понесенные до расторжения договора (уведомления). Если штрафные санкции налагаются турагентством в целях возмещения понесенных им в связи с исполнением поручения клиента затрат, то они могут быть включены в договор, однако этот момент клиенту следует разъяснить. В противном случае отстаивать правомерность условий заключенного договора, возможно, придется перед контролирующими органами или в суде.
Статья: В командировку по электронному билету
(Лебедева Н.В.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 5)Оплатить электронный билет можно любым способом: через Интернет на сайте перевозчика с помощью банковской карты, по наличному расчету в кассе перевозчиков (агентов), в безналичной форме, а также разрешено поручить его покупку другим лицам. Данный вид билета удобен еще и потому, что его нельзя потерять, забыть дома и т.д. Бланки можно заново распечатать, главное - знать номер заказа (для железнодорожного билета) или номер брони (для авиационного билета). С электронным билетом возможны те же операции, которые применяются к бумажным билетам: возврат, обмен и др.
(Лебедева Н.В.)
("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 5)Оплатить электронный билет можно любым способом: через Интернет на сайте перевозчика с помощью банковской карты, по наличному расчету в кассе перевозчиков (агентов), в безналичной форме, а также разрешено поручить его покупку другим лицам. Данный вид билета удобен еще и потому, что его нельзя потерять, забыть дома и т.д. Бланки можно заново распечатать, главное - знать номер заказа (для железнодорожного билета) или номер брони (для авиационного билета). С электронным билетом возможны те же операции, которые применяются к бумажным билетам: возврат, обмен и др.