Возраст выхода на социальную пенсию по старости

Подборка наиболее важных документов по запросу Возраст выхода на социальную пенсию по старости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2024 по делу N 88-19595/2024 (УИД 36RS0006-01-2023-004068-78)
Категория спора: 1) Пенсионное обеспечение; 2) Особое производство.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) Об установлении факта постоянного проживания в местности со льготным социально-экономическим статусом.
Обстоятельства: Представленными доказательствами бесспорно подтверждается факт проживания гражданина на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на один год.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.
Отсутствие у истца удостоверения установленного образца, на которое ссылается заявитель кассационной жалобы, не свидетельствует об отсутствии у него права на снижение пенсионного возраста по нормам Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку право на пенсию по старости с уменьшение возраста выхода на пенсию зависит от продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2024 по делу N 88-15944/2024 (УИД 57RS0017-01-2023-000260-15)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об установлении факта постоянного проживания, признании права на снижение установленного пенсионного возраста и назначении пенсии.
Обстоятельства: Истец указал на свое право уменьшения возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Решение: Удовлетворено.
Доводы кассационной жалобы о том, что в спорный период проживания в с. Богодухово Свердловского района Орловской области истец не имел гражданства Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации с 23 ноября 2022 г., не свидетельствует об отсутствии у него права на снижение пенсионного возраста по нормам Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку право на пенсию по старости с уменьшение возраста выхода на пенсию зависит от продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)
При расчетной модели пенсионный возраст определяется в законе не как фиксированная дата, а как расчетная величина в соответствии с установленными общими правилами (формулами). При этом возможно сохранить различия между общим и льготным пенсионным возрастом. Формулы расчета должны носить объективный характер, будучи основанными на статистических показателях средней продолжительности жизни получателя страховой пенсии по старости за последние 5 - 15 лет (чем больше период выборки, тем лучше) с разделением по половому признаку или без такового. Если применять гендерную дифференциацию, то со временем расчеты приведут к крайне резкому увеличению пенсионного возраста для женщин - до размера большего, чем у мужчин. Для решения этой проблемы можно использовать показатель средней продолжительности жизни всех получателей страховой пенсии по старости либо просто сохранить при расчете пенсионного возраста уменьшение его значения для женщин на определенное количество лет, которое государство признает социально обоснованным. С учетом этого нормативный общий возраст выхода на страховую пенсию по старости будет изменяться, когда расчетный возраст будет отличаться от действующего пенсионного возраста более чем на 12 месяцев в одну сторону каждый год за учетный период времени.
Статья: Правовое положение граждан как субъектов управления социальными рисками
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 3)
Объективная необходимость достаточных ресурсов для пожилых людей проявляется и в динамике французского законодательства. Г. Лотье подчеркивает, что ни Трудовой кодекс Французской Республики, ни Кодекс социального обеспечения не закрепляют границу возраста, достигнув которую лицо обязано выйти на пенсию по старости. Исключения из этого правила крайне редки и относятся, к примеру, к государственной службе [26, p. 42]. Сохранявшееся до конца прошлого века законодательное ограничение на сочетание "работа - пенсия по старости" в настоящее время постепенно смягчается. Так, согласно статье L.351-15 Кодекса социального обеспечения застрахованное лицо, достигшее пенсионного возраста и имеющее необходимый страховой стаж, имеет право работать на условиях неполного рабочего времени и одновременно получать как основную, так и дополнительную пенсию в рамках обязательных режимов.

Нормативные акты

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1
(ред. от 10.07.2023)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024)
Очередное медицинское переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ
(ред. от 13.07.2024)
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".